В категории статей: 49
Показано : 31-36
Страницы: « 1 2 ... 4 5 6 7 8 9 »



Известные ученые-педагоги об уроке:
Урок это - «творимое педагогом "педагогическое произведение"...» (М.Н. Скаткин);

- многовариантная форма организации целенаправленного 
взаимодействия преподавателя и учащихся...» (М.И. Мах- 
|лутов); '

    - «органически целостное явление» (Г.Д. Кириллова);

    -« сложная процессуальная система» (Ю.А. Конаржевский).

    Известные и неизвестные учителя об уроке:

    -«зеркало культуры учителя»

    - «главная сфера интеллектуальной жизни воспитанника» (В.А. Сухомлинский);

    - «помощь» (Е.Н. Ильин);

    - «Тяжелейшая работа»,

    - «концентрация воли и ума»,

    -«одна из форм общения»,

    - «жизнь учителя» (неизвестные учителя).

    Ученики об уроке:

-«место встречи с одноклассниками»,

-«общение»,

-«работа»,

-«встреча с любимым учителем»,

- «полное бездействие»,

-«пустая трата времени»,

-«скука».

Урок удивительно многогранен, очень сложен, динамичен, связан с предыдущим и является проекцией в будущее,  в зону ближайшего развития». Именно в уроке соединяются наука, и практика обучения, воплощаются в жизнь педагогические |находки учителя.

Урок должен быть пронизан творчеством и вместе с тем  оставаться уроком.

СИ. Гессен

Категория: Педагогические термины | Просмотров: 4403 |Добавил: nadezhda | Дата: 12 Июля 08 | Комментарии (0)

Гуманистическое обучение - средство повышения мотивации учащихся

Современные методы, реализующие принципы гуманистического обучения.

Один из общих методов работы, реализующих принципы гуманистического обучения, заключается в максимальном использовании ресурсов процесса учения, всевозможных средств обучения (книг, наглядных пособий, инструментов и т. п.), и создании особых условий, облегчающих использование учащимися этих ресурсов, обеспечивающих их физическую и психологическую доступность.

Второй метод состоит в организации и использовании в процессе обучения различных «обратных связей», между учителем и учащимися (взаимный опрос-диалог, собеседование, дискуссия, групповые формы обучения и т. п.).

Третий метод — использование так называемых «контрактов» (индивидуальных и групповых договоров), заключаемых между учителем и учащимися. В таком добровольном контракте-соглашении фиксируется (после совместного обсуждения) четкое соотношение объемов учебной работы, ее качества и оценок. Контракты, с одной стороны, стимулируют и организуют самостоятельное и осмысленное учение учащихся, а с другой стороны, они создают в процессе обучения психологическую атмосферу уверенности и безопасности, свободы и ответственности.

Еще один метод — это организация процесса учения в ученических диадах, когда один ученик (из более старшего класса) выступает в качестве ассистента учителя. Этот прием обеспечивает существенный прогресс в усвоении знаний и навыков учащимися, значительно повышает у них мотивацию учения и уверенность в достижении стоящих перед ними учебных целей.

Важным методом также является распределение учащихся класса на две основные группы, в одну из которых входят учащиеся, имеющие позитивные установки в отношении гуманистического (свободного) обучения, а в другую— те учащиеся, которые более склонны в силу тех или иных причин (обычно связанных с особенностями семейного воспитания) к традиционному обучению.

И наконец, в качестве отдельного метода очень часто используется организация групп свободного общения (групп учащихся, учителей и смешанных) с целью повышения уровня психологической культуры межличностного общения, а также для формирования личностных установок (открытости, доброжелательности, безоценочного принятия), необходимых для всех участников.

А как у вас?

Категория: Педагогические термины | Просмотров: 3157 |Добавил: nadezhda | Дата: 11 Июля 08 | Комментарии (0)

Способы активизации мыслительной деятельности


Реализуя на уроке проблемный метод, необходимо подбирать задание особого типа - проблемное.

Этапы уроков с проблемным заданием, несмотря на специфику воплощения, включают несколько общих моментов:

  • постановка проблемного задания,
  • анализ условий, необходимых для решения проблемной задачи,
  • поиск способов решения проблемы,
  • проверка результата.

Обязательно нужно помнить об одном: проблемная задача существенно отличается от учебной прежде всего тем, что не имеет готового однозначного ответа. Такая проблема всегда многомерна. Например: «Существовала ли в 1917 году альтернатива большевистской диктатуре? Если да, то какая?» и т.п. Ученику приходится самостоятельно искать ответ на вопрос, предложенный учителем. При этом более общая проблема расчленяется на ряд частных проблем.

Когда ученики отвечают неправильно, учитель не отвергает ответы, а удачно поставленными дополнительными вопросами побуждает детей самих отказаться от ошибочных суждений. Последнее обстоятельство психологически очень важно. Если ученик убеждается без всякого нажима со стороны в своей ошибке, он ее больше никогда не допустит, и правильный вывод, сделанный им самим, также не забудется.

Пример ситуации, когда ученик, не зная определения понятия, сделал правильный вывод. Вот необычный диалог.

Ученик. Диаметр – это линия, соединяющая две точки окружности.
Учитель. (молча чертит хорду, не проходящую через центр окружности).
Ученик. Надо дополнить: линия, соединяющая две точки окружности и проходящая через центр.
Учитель. (молча проводит извилистую линию, соединяющую две точки окружности и проходящую через центр).
Ученик. Диаметр – это прямая линия, соединяющая две точки окружности и проходящая через центр.
Учитель. (молча проводит секущую линию, проходящую через центр).
Ученик. Я понял. Диаметром называется отрезок, соединяющий две точки окружности и проходящий через центр.

Как видно, такая продуманная работа учителя стимулировала подростка к самостоятельному исправлению допущенной ошибки.

Следует попробовать?
Категория: Педагогические термины | Просмотров: 2083 |Добавил: nadezhda | Дата: 11 Июля 08 | Комментарии (0)

Влияние успеха на эффективность обучения


Желание учиться возникает тогда, когда всё или почти всё получается. Появляется личная заинтересованность ученика в получении знаний. В.А.Сухомлинский писал: «Успех в учении – единственный источник внутренних сил, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться».

Педагоги и психологи продолжают исследовать влияние успеха на эффективность обучения. Известен факт, когда в одном из классов одной американской средней школы появился психолог, чтобы провести исследование умственных способностей детей. После соответствующих тестов он объявил имена тех, кто показал наиболее высокий «коэффициент интеллектуальности». При этом он сознательно совершил подлог: среди тех, кого он назвал «самыми умными», более половины в действительности обладали средними или невысокими умственными возможностями.

Через год, придя в ту же школу, он обнаружил, что все те, кому он создал репутацию «наиболее умных», являются лучшими учениками в классе. А ведь о его подлоге никто не знал. Следовательно, репутация умницы создала из слабых иной образ, побудивший их с интересом и старанием относиться к учебе.
Каждый учитель может создавать на своих уроках «ситуацию успеха», если он занимается формированием учебно-познавательной мотивации учащихся. «Ситуация успеха» - сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации.

А.С. Белкин писал : «Важно иметь в виду, что даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое самочувствие ребенка, резко изменить ритм и стиль его деятельности, его взаимоотношений с окружающими».

Таким образом, ситуация успеха в учебной деятельности – комплекс оптимальных приемов, который способствует включению каждого ученика в активную учебную деятельность на уровне его потенциальных возможностей и развивает эти возможности, воздействуя на эмоционально-волевую и интеллектуальную сферу личности школьника.

Стоит задуматься?
Категория: Педагогические термины | Просмотров: 2115 |Добавил: nadezhda | Дата: 11 Июля 08 | Комментарии (0)

Педагогика сотрудничества— направление в отечественной педагогике
2-й половины 20 в. П.с. представляет собой систему методов и приёмов воспитания и обучения, осн. на принципах гуманизма и творческого подхода к развитию личности. Среди авторов П.с.: Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, И.П. Иванов, Е.Н. Ильин, В.А. Караковский, С.Н. Лысенкова, Л.А. и Б.П. Никитины, В.Ф. Шаталов, М.П. Щетинин и др. Все авторы П.с. имели большой практический опыт работы в школе (св. 25 лет) и разработали оригинальные концепции обучения и воспитания. Инициаторами объединения педагогов-новаторов стали гл. редактор "Учительской газеты" В.Ф. Матвеев и публицист С.Л. Соловейчик. Осн. положения П.с.: отношение к обучению как творческому взаимодействию учителя и ученика; обучение без принуждения; идея трудной цели (перед учеником ставится как можно более сложная цель и внушается уверенность в её преодолении); идея крупных блоков (объединение нескольких тем учебного материала, уроков в отдельные блоки); использование опор (опорные сигналы у Шаталова, схемы у Лысенковой, опорные детали у Ильина и др.), самоанализ (индивидуальное и коллективное подведение итогов деятельности учащихся), свободный выбор (использование учителем по своему усмотрению учебного времени в целях наилучшего усвоения учебного материала), интеллектуальный фон класса (постановка значимых жизненных целей и получение учащимися более широких по сравнению с учебной программой знаний), коллективная творческая воспитательная деятельность (коммунарская методика), творческое самоуправление учащихся, личностный подход к воспитанию, сотрудничество учителей, сотрудничество с родителями.

Ряд положений П.с. опровергал традиционные системы обучения и воспитания, поэтому П.с. вызвала большую полемику. П.с. дала импульс творческой деятельности мн. педагогов, инициировала деятельность авторских школ.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 189)
Категория: Педагогические термины | Просмотров: 2889 |Добавил: nadezhda | Дата: 28 Июня 08 | Комментарии (0)

  Электронный обучающий продукт- это обучающая программная система комплексного назначения, которая обеспечивает непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения, предоставляет теоретический материал, обеспечивает тренировочную учебную деятельность, осуществляет контроль уровня знаний, а также обеспечивает информационно-поисковую деятельность, математическое и имитационное моделирование с компьютерной визуализацией, сервисные услуги при условии интерактивной обратной связи.
Категория: Педагогические термины | Просмотров: 2010 |Добавил: nadezhda | Дата: 23 Июня 08 | Комментарии (0)