Педагогические термины [49]
Все что может и должно быть в записной книжке молодого педагога.
Интернет-термины [37]
Краткий путеводитель по главным интернет-терминам.
Разное [12]

ЭССЕ (франц. essai – попытка, проба, очерк), литературная форма, небольшой прозаический текст, выражающий подчеркнуто индивидуальную точку зрения автора. Задачей эссе, в отличие от рассказа, является информация или объяснение, а не драматическое изображение или пересказ какой-либо жизненной ситуации. Эссе достигает своей цели с помощью прямого авторского высказывания, для чего не требуется создания ни вымышленных персонажей, ни связующего их сюжета. Тем не менее, вряд ли следует абсолютизировать разницу между эссе и рассказом. Рассказы могут содержать в себе определенные элементы, близкие к эссе: авторские разъяснения, раскрытие предыстории отношений между героями, описания; одновременно и в отдельных эссе можно найти элементы повествовательности, даже персонажей.

Основной отличительной особенностью эссе является его краткость, от одной до пятидесяти страниц. Эссе обладает определенным внутренним единством, которое обычно трудно сохранить в более длинных прозаических текстах, выражающих авторскую точку зрения.

Традиционная классификация эссе на описательные, повествовательные, рефлексивные, критические, аналитические и т.д. при всем своем внешнем удобстве весьма сомнительна по существу, поскольку обычно один текст может соединять в себе две и более из перечисленных характеристик.

Более точным и удобным было бы деление всего массива эссеистических произведений на две большие категории: личностное, субъективное эссе, где основным элементом является раскрытие той или иной стороны авторской личности, и эссе объективное, или «серьезное», где личностное начало подчинено предмету описания или какой-то идее.

Монтень ввел  слово «эссе», что означало «опыт», «попытку» свершить нечто, поскольку сам он считал свое знание настолько ограниченным, что всякое словесное обсуждение того или иного предмета должно было что-то в нем открыть. Несмотря на избранный им обманчиво скромный девиз «Что я знаю?», главным предметом исследования Монтень сделал самого себя.  Эссе, таким образом, зародилось как форма личностного выражения.

 Эссе – литературный жанр, что совсем не обязательно делает его предметом литературы, однако в нем используются все ресурсы искусства слова: метафоры, каламбуры, ритм и все другие приемы риторики. Стиль является его основным составляющим элементом, поскольку он призван отразить личность и темперамент автора.

В конце 18 в. эссе как самостоятельная литературная форма получило распространение в США. В качестве тем, как правило, выступали политика и религия, хотя Б.Франклин успешно сочетал субъективное эссе с политической сатирой.

В первой трети 19 в. субъективное эссе расцвело под пером таких авторов, как Ч.Лэм, У.Хэзлитт и Т. Де Куинси в Англии, а также Р.У.Эмерсон и Г.Д.Торо в США. Этот период знаменателен также расцветом ежеквартальных литературных и политических журналов, вроде «Эдинбургского обозрения» (1802) и «Ежеквартального обозрения» (1809). Со временем тексты, печатавшиеся в них, потеряли свою личностную эссеистическую интонацию и превратились в то, что в современной журналистике называется «статьями».

Так называемая «викторианская эпоха» (середина и конец 19 в.) отмечена преобладанием «серьезного», или «формального» эссе. Наиболее известным из авторов этой эпохи был Т.Карлейль. Его эссе характеризовались эксцентричным литературным стилем, игрой цитатами, скрытыми аллюзиями и рваным ритмом. Уродливые стороны промышленного общества отталкивали многих авторов, в том числе Д.Рёскина и У.Патера. Одним из лучших эссеистов-викторианцев был М.Арнолд. Начав как поэт, он позднее обратился к литературной критике, а затем к критике социальной. Иногда в качестве его оппонента выступал Т.Гексли, популяризатор научных идей, в частности теории эволюции Ч.Дарвина. В отличие от Арнолда, защищавшего ценность классического образования, Гексли выступал за более широкое распространение научного образования.

Казалось, что в этой атмосфере общественных споров не оставалось места для субъективного эссе. Тем не менее последние десятилетия 19 в. дали миру одного из тончайших эссеистов в лице Р.Л.Стивенсона, более известного своими романами и повестями. Не будучи столь автобиографичен, как Лэм и Де Куинси, Стивенсон умел обсуждать даже такие предметы, как дарвинизм, используя глубоко личную интонацию.

М.Твен ввел в американскую литературу конца 19 в. новую, юмористическую разновидность субъективного псевдоавтобиографического эссе, с его специфическим повествователем – путаником и неумехой. Эта разновидность эссе сохранилась в 20 в. в творчестве таких авторов, как Р.Бенчли и Дж.Тёрбер. Стиль Твена, его простой разговорный язык сильно повлияли на более поздних авторов.
Категория: Педагогические термины | Просмотров: 3683 |Добавил: nadezhda | Дата: 01 Декабря 19 | Комментарии (0)

Значение слова Эвристика по Ефремовой:

Эвристика - 1. Система обучения путем наводящих вопросов.
2. Совокупность логических приемов и методических правил теоретического исследования и отыскания истины.

Значение слова Эвристика по Ожегову:
Эвристика - Основанный на беседах, диалогах метод обучения, стимулирующий у учеников развитие активного поиска решенийЭвристика Совокупность исследовательских методов, способствующих обнаружению ранее неизвестного

Эвристика в Энциклопедическом словаре:
Эвристика - (от греч. heurisko - отыскиваю - открываю),..1) специальныеметоды, используемые в процессе открытия нового (эвристическиеметоды)...2) Наука, изучающая продуктивное творческое мышление(эвристическая деятельность)...3) Восходящий к Сократу метод обучения (т.н. сократические беседы - см. Майевтика).

Значение слова Эвристика по Логическому словарю:
Эвристика - (от греч. heurisko - отыскиваю, открываю)  - со­вокупность приемов и методов, облегчающих и упрощающих реше­ние познавательных, конструктивных, практических задач. Э. назы­вают также специальную научную область, изучающую специфику творческой деятельности. Эвристические методы противопоставля­ются рутинному, формальному перебору вариантов по заданным правилам. В сущности при решении любой задачи человек всегда использует те или иные методы, сокращающие путь к решению, облегчающие его нахождение. Напр., при доказательстве теорем гео­метрии мы обычно используем в качестве эвристического средства чертеж; решая математическую задачу, мы стараемся вспомнить и использовать решения других похожих задач; в качестве эвристи­ческих средств используются общие утверждения и формулы, ин­дуктивные методы, аналогии, правдоподобные умозаключения, на­глядные модели и образы, мысленные эксперименты и т. п.

Значение слова Эвристика по словарю Ушакова:
ЭВРИСТИКА
эвристики, мн. нет, ж. (от греч. heurisko - нахожу) (науч.). Совокупность приемов исследования; учение о таких приемах.
Категория: Педагогические термины | Просмотров: 5122 |Добавил: nadezhda | Дата: 20 Июня 19 | Комментарии (0)

СИНКВЕЙН - это пятистрочный стих
 Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе.

Синквейн - это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях, что позволяет описывать или рефлектировать по какому-либо поводу.
 Слово синквейн происходит от французского слова, которое означает пять. Таким образом, синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк. Когда вы знакомите учащихся с синквейнами, сначала объясните им, как пишутся такие стихотворения. Затем дайте несколько примеров (ниже приводится несколько синквейнов). После этого предложите группе написать несколько синквейнов. Для некоторых людей сначала будет трудно писать синквейны. Эффективным средством введения синквейнов является разделение группы на пары. Назовите тему для синквейна. Каждому участнику будет дано 5-7 минут на то, чтобы написать синквейн. Затем он повернется к партнеру и из двух синквейнов они составят один, с которым оба будут согласны. Это даст им возможность поговорить о том, почему они написали и еще раз критически рассмотреть данную тему. Кроме того, этот метод потребует, чтобы участники с слушали друг друга и извлекали из произведений других те идеи, которые они могут увязать со своими. Затем вся группа сможет ознакомиться с парными синквейнами. Если имеются кодоскопы, то полезно показать пару синквейнов. Каждый из них может быть представлен обоими авторами. Это способно породить дальнейшую дискуссию.
 
Синквейны являются быстрым и мощным инструментом для рефлектирования, синтеза и обобщения понятий и информации. Важно делать эти упражнения систематически, целенаправленно и с ясными педагогическими целями.
Когда это делается, учение и мышление становятся прозрачным процессом, доступным для всех. Не будет никаких таинственных или трудно уловимых процессов, которые смогут заметить лишь те, кому повезет. Когда процессы становятся прозрачными, учащиеся не только узнают содержание, но и учатся учиться.

Синквейн- это стихотворение, состоящее из  пяти строк, в которых человек высказывает своё отношение к проблеме.

Порядок написания синквейна:
  • Первая строка- одно ключевое слово, определяюще содержание синквейна.
  • Вторая строка- два прилогательных, характеризующих данное предложение.
  • Третья срока- три глагола, показывающие действие понятия.
  • Четвёртая строка- короткое предложение, в котором автор высказывает своё отношение.
  • Пятая строка- одно слово,обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации связаные с данным понятием.

Примеры синквейнов

Снайпер
 Холодный, равнодушный
 Выглядывает, высматривает, готовится
 Метко стреляет, не задумываясь
 Ужас.

Снайпер
 Меткий, жестокий
 Сощурившись, целится – нужно успеть
 Твоя дорога – смерть,
 Убийца.

Снайпер
Молодой, усталый, меткий

 Страдает, убивает, думает

Будь проклята война!

Человек.

Выбор
Обдуманный и верный.
Отвергай, предпочитай.
Сложен и важен для меня.
Путь.

Выбор
Сложный, нужный.
Делать, думать, взвешивать.
Нужен всем.
Тягость.

Выбор
Свободный, ответственный.
Делает, указывает, решает.
Жизнь-череда выборов.
Необходим.

Выбор
Ответственный и честный.
Обдумать, решить.
Выбор есть всегда.
Свобода.

Правила
Установленные и жесткие.
Управляют, сдерживают, допускают.
Повсюду преследуют меня.
Порядок

Правила
Нужное и обязательное.
Регулируют, сдерживают помогают.
Берегут каждого человека.
Ограничение.

Конфликт
Грозный, непримиримый.
Разрушает, оскорбляют, убивают.
Часто неизбежен для меня.
Столкновение.

Конфликт
Тяжелый и неразрешимый.
Разрушает, портит, убивает.
Неизбежен.
Выход.

Конфликт
Частный, неприятный.
Сорит, злит, разобщает.
Без него не прожить.
Спор.

Конфликт
Частный, общественный.
Провоцировать, раздражать, ссориться.
Конфликтов в жизни не избежать.
Компромисс.


Ответственность
Неизбежна и обязательна.
Преследует, требует, заставляет.
Лежит за мои поступки.
Последствие.

Ответственность
Гражданская, уголовная.
Настигает, ограничивает, заставляет.
За все поступки нужно отвечать.
Совесть.


Дружба

Важна и нужна.

Сорит, мирит, помогает.

На моих чувствах играет.

Привязанность.

 

Дружба

Старая и крепкая.

Уважать, понимать, ценить.

Мы с тобой одной крови - ты и я.

Опора

 

 

Категория: Педагогические термины | Просмотров: 38681 |Добавил: nadezhda | Дата: 20 Июня 19 | Комментарии (0)

Брейнрайтинг (brain — «мозг», write — «писать»).
 
Этот метод похож на мозговой штурм, но отличается тем, что люди записывают идеи вместо того, чтобы озвучивать их. Участники меняются записями и знакомятся с идеями других, продолжая конспектировать собственные мысли. Этот метод позволяет более конструктивно взаимодействовать с группой.
 
 Основные этапы применения.
 
1. Каждый из участников получает лист бумаги для записи идей.
 
2. Участники группы в течение нескольких минут записывают пришедшие идеи на листах бумаги, не озвучивая их и не обсуждая их друг с другом.
 
3. Листы с записанными идеями передаются по кругу соседнему участнику встречи.
 
4. Получив листок соседа, участник прочитывает записанные идеи и создает новые, которые возникают благодаря прочитанным записям. Таким образом, записанные коллегами идеи становятся основой для свободных ассоциаций участников и стимулом для появления новых идей.
 
5. Новые идеи также записываются на полученный лист бумаги.
 
6. Листы передают дальше по кругу. На каждом этапе передачи листов повторяется чтение записанного материала, генерирование новых идей и их запись.
 
Таким образом, через определенное время листы с новыми дополнительными идеями возвращаются к их авторам. 
 
Общая продолжительность этой части брейнрайтинга не должен превышать 15 – 20 минут, так как достаточно однообразная работа может привести к утомлению участников и потере интереса к совместному творчеству. Поэтому размер группы участников не должен превышать десяти человек. Если в процессе генерации идей принимает участие много людей, то желательно составить несколько подгрупп, каждая из которых будет на этом этапе работать автономно. Однако такая организация бренйрайтинга как варианта для выработки и создания новых идей требует специальных знаний и подготовки у ведущего встречи.
 
В результате группа имеет большой перечень возможных вариантов решения проблемы или достижения цели. Эти идеи переписываются на большие листы для дальнейшей работы с ними или проецируются на экран с помощью компьютера и проектора. Понятно, что некоторые сгенерированные идеи, записанные на листах, могут повторяться у нескольких участников встречи. В таком случае в общий список идея записывается один раз. Вместе с тем, стоит быть достаточно аккуратным при определении похожести идей, так как в действительности авторы могли иметь в виду разные варианты решения проблемы или достижения цели.
 
Категория: Разное | Просмотров: 4775 |Добавил: nadezhda | Дата: 14 Июня 19 | Комментарии (0)

Коучинг (англ. coaching — обучение, тренировки) — метод консультирования и тренинга.

Этот вид работы с клиентом многие называют особым видом психологического консультирования, но предпочтительнее и точнее коучингом было бы назвать сотрудничество и сотворчество с целью раскрытия ресурсов человека и научения его учиться и жить осознанно.

Отличие коучинга от психологии заключается в основном в том, что коучинг это работа с человеком реальным с установкой на завтра. Коуч не работает с прошлым клиента. Гораздо важнее для этого специалиста конкретные шаги, которые делает его клиент в надежде получить результат уже в скором «завтра». 

Эффективность данного направления работы очевидна, ведь нам нужны понятные и быстрые результаты, причем итог работы коуча с клиентом – это творческий прорыв последнего, расширение его перспектив для дальнейшего роста. Не этого ли ждут от нашей работы наши руководители, родители, работодатели?
Категория: Педагогические термины | Просмотров: 7011 |Добавил: nadezhda | Дата: 05 Июня 19 | Комментарии (0)

Электронный учебник - это продукт образовательного характера, который может быть воспроизведен (использован) только с помощью средств информатики (в том числе и компьютера), соответствующий утвержденной программе обучения или программе, разработанной автором для предложенного курса, и имеющий принципиально новые черты по сравнению с ОУ.

Компоненты электронного учебника: презентационная составляющая (содержит основную информационную часть курса); упражнения, способствующие закреплению полученных знаний; тесты, позволяющие проводить объективную оценку знаний учащегося.

Электронный учебник должен содержать: обложку, титульный экран, оглавление, аннотацию, полное изложение учебного материала, краткое изложение учебного материала, дополнительную литературу, систему проверки знаний, систему рубежного контроля, функцию поиска текстовых фрагментов, список авторов, словарь терминов, справочную систему по работе с управляющими элементами электронного учебника, систему управления работой с учебником.

Отличительные особенности электронного учебника:

Информация должна быть хорошо структурирована и представлять собой законченные фрагменты курса с ограниченным числом новых понятий.
Структурным элементам учебного курса должны соответствовать ключевые темы с гипертекстом, иллюстрациями, аудио- и видеокомментариями или видеоиллюстрациями.

Основные фрагменты учебника наряду с текстом и иллюстрациями должны содержать аудио- или видеозапись авторского (или лекторского) изложения материала.

Текстовая информация может дублировать некоторую часть "живых" лекций. ЭУ должен обеспечивать возможность распечатки необходимых фрагментов текста.

Иллюстрации, представляющие сложные модели или устройства, должны быть снабжены системой мгновенной подсказки (помощи), возможность увеличения отдельных элементов до размеров полноэкранной иллюстрации.

В ЭУ рекомендуется использовать многооконный интерфейс.

Текстовая часть должна сопровождаться перекрестными ссылками (гипертекст), позволяющими сократить время поиска необходимой информации, а также мощным поисковым центром и индексом.

Дополнительная видеоинформация или анимированные клипы должны сопровождать те разделы курса, которые трудно понять в текстовом изложении.

Аудиоинформация представляется неизменимой при изучении звучания музыкальных инструментов, распознавании птиц по их пению, определении болезней по шумам в сердце, обучении иностранным языкам и т.д. Подключение звуковых сигналов для указания правильности навигации по ЭУ, оказании помощи. Возможно использование фоновой музыки, помогающей запомнить информацию.

Весь ЭУ должен включать возможность копирования выбранной информации, ее редактирования в блокноте и распечатки без выхода из самого учебника.

ЭУ не должен являться полным аналогом печатного издания, а обладать принципиально новыми качествами по сравнению с ОУ.
 

Литература
  1.     Баранова Ю.Ю., Перевалова Е.А., Тюрина Е.А., Чадин А.А. Методика использования электронных учебников в образовательном процессе. //Информатика и образование. 2000 - № 8.
  2.     Иванов В.Л. Структура электронного учебника. // Информатика и образование. 2001 - № 6.
  3.     Матрос Д.Ш. Электронная модель школьного учебника. // Информатика и образование. 2000 - № 8.
  4.     Шерпаев Н.В. Электронный учебник как основа учебно-методического комплекса. - Материалы конференции "ИТО-2002", М., 2002.
  5.     Христочевский С.А. Электронные мультимедийные учебники и энциклопедии. //Информатика и образование. 2000 - № 2.
  6.     Христочевский С.А. Электронный учебник - текущее состояние. // Компьютерные инструменты в образовании. 2001 - № 6.
Категория: Педагогические термины | Просмотров: 17710 |Добавил: nadezhda | Дата: 05 Июня 19 | Комментарии (0)