В категории статей: 49
Показано : 25-30
Страницы: « 1 2 3 4 5 6 7 8 9 »



Интегрированный урок – учебное занятие, на котором обозначенная тема рассматривается с различных точек зрения, средствами нескольких предметов (курсов). Ведут его несколько учителей. Например: пресс-конференция «Живое электричество», конференция-защита темы «Молекула глазами физика, биолога, химика», круглый стол «Человек в магнитной паутине» и др.

Методической основой интегрированного подхода к обучению является установление межпредметных связей. Подготовка к интегрированному занятию начинается с определения конкретной темы, учебной группы и места проведения. Но главное выбор напарника, с которым необходимо достичь определенной психологической совместимости.

Поэтому такие уроки планируются только с тем коллегой, который вызывает личную симпатию. Поскольку ход интегрированного урока непредсказуем, то и роли педагогов динамично меняются.

На следующем этапе совместно определяется вид интегрированного урока: урок-беседа, урок-экскурсия, урок-лекция, лабораторно-практическое занятие и т.п.

Каждый вид урока предполагает свое целеполагание, конструирование и структурирование учебного материала.

Педагогическая технология подготовки интегрированного урока включает в себя:
1.      Согласование педагогами содержания и методики преподавания;
2.      Характер общения и отношений с учащимися и между собой в ходе занятия.

 Интегрированные уроки развивают и обогащают личность учащихся, прививают интерес к предмету, активизируют учебную работу, способствуют повышению качества знаний, формируют умения и навыки у учащихся.

 
Категория: Педагогические термины | Просмотров: 3956 |Добавил: nadezhda | Дата: 24 Сентября 08 | Комментарии (0)

Образовательный стандарт  -  система минимально необходимых пара-
метров, принимаемых в качестве норм образовательной политики, отражаю-
щих общественный идеал уровня образованности (требования к выпускнику)
и учитывающих возможности реальной личности и общества  по  достижению
этого идеала через технологии образовательного процесса.
     Три уровня модели ГОС (государственного стандарта) содержания об-
разования:
     - федеральный - определяем содержание образования с позиций миро-
вой, европейской, российской культуры;
     - региональный - призван обеспечить знание национально-культурных
особенностей, социальных и экономических проблем региона;
     - школьный базисный учебный план направлен на конкретные  запросы
учащихся и предпочтения учителей,  создание условий для самопознания и
саморазвития школьников.
     Применительно к  ГОС высшего образования его основными функциями,
удовлетворяющими все субъекты образовательного процесса (личность, об-
щество,  государство, учебное заведение, международное сообщество) яв-
ляются:
     - гуманизация образования;
     - повышение качества образования;
     - социальное регулирование;
     - сохранение управляемости образовательной системы.
     Для выполнения  этих  функций необходимо (при разработке стандар-
тов) придерживаться следующих функций:
     - учет  потребностей  и  возможностей  субъектов образовательного
процесса;
     - преемственность  и  согласованность стандартов по уровням и об-
ластям образования, отсутствие тупиковых ветвей, наличие входных и вы-
ходных стандартов;
     - минимизация нововведений,  не разрушающих традиционной  положи-
тельной практики образования;
     - минимальная достаточность требований к выпускникам и содержанию
образовательно-профессиональных программ;
     - стабильность стандарта в течение определенного периода времени,
его  пересмотр  с учетом изменившихся условий и накопленного опыта ис-
пользования;
     - право  выбора учителем,  преподавателем педагогических техноло-
гий, обеспечивающих выполнение стандарта;
     - технологичность, возможность инструментальной проверки реализа-
ции стандарта;
     - преемственность  нового  и традиционного,  переход наиболее су-
щественного,  сложившегося в содержании и практике обучения, во вводи-
мый образовательный стандарт.


Состояние, проблемы  и  стратегия развития педагогического образования
// [Под ред.  А.А.  Вербицкого, М.Н. Костиковой]; Пос. акад. Образова-
ния.  - М.:  Федеральный институт образования,  1996. - 33 с. - Из со-
держ.:  Государственные образовательные стандарты высшего педагогичес-
кого образования. - с. 16-21.

Категория: Педагогические термины | Просмотров: 2059 |Добавил: Dina | Дата: 23 Августа 08 | Комментарии (0)

- Это вид раздаточного  материала,  представляющий собой  краткий печатный конспект лекций с пропусками.      Используя такие конспекты с печатной основой, удается дать в лекции на 20-23% больше материала, чем обычно, обеспечив при этом и более
активное его усвоение,а также высвободив 10-15 мин. на самостоятельные упражнения, контроль, элементы беседы.
     Подобный  конспект  представляет  собой,  в  сущности,  программу работы   преподавателя  по  управлению  познавательной  деятельностью слушателей. В такой конспект включается:
     - план лекции,
     - список новой рекомендуемой литературы,
     -  перечень  исходных  ранее  усвоенных  понятий для подготовки к
лекции,
     - сведения исторического характера,
     - формулировки проблем и их исходные данные,
     - задачи и упражнения по материалу лекций,
     - вопросы для фронтального контроля на данной лекции,
     - указания к самостоятельной работе,
     -   формулировки,   математический  аппарат,  иногда  выводы  (в зависимости от темы и по усмотрению преподавателя).
     Конспект  раздается  обучаемым  заблаговременно, чтобы они успели подготовиться  к  предстоящей  лекции:  повторить  те  разделы, знания которых  необходимы  для  восприятия  новой  информации, изучить часть наиболее   легкого   материала   самостоятельно,  настроиться  на  ее восприятие.      Все   это  дает  возможность,  во-первых,  начинать  лекцию  без предварительной  подготовки  и,  во-вторых,  сокращать  объем  записей примерно  в  4 раза, создавая резерв времени для проблемного обучения.
Категория: Педагогические термины | Просмотров: 2019 |Добавил: nadezhda | Дата: 23 Августа 08 | Комментарии (0)

Асинхронное обучение — формы учебной телекоммуникации, когда каждый субъект обучения знакомится с учебными материалами или выполняет работу не одновременно со всеми, а в удобное для него время.
Категория: Педагогические термины | Просмотров: 1837 |Добавил: nadezhda | Дата: 06 Августа 08 | Комментарии (0)

«Толерантность (от лат. tolerantia-терпение) – терпимость по отношению к инакомыслию, чужим взглядам, верованиям, поведению, к критике другими своих идей, позиций и действий и т.д…Вместе  с тем., толерантность…. не беспринципность, соглашательство с любыми силами, непротивление злу, терпимость к вседозволенности и незаконным действиям». ¹

  Понятие толерантности формировалось на протяжении многих веков и постоянно дополнялось разносторонними значениями, стремясь соответствовать действительности. Подробный экскурс в историю  этого понятия предлагает Энциклопедия Кругосвет² в соответствующей статье, где также исследуются психологические особенности т.н. «дифференцированного понимания феномена толерантности» (естественный, моральный и нравственный типы).

   Согласно определению, данному в Декларации принципов толерантности (подписана 16 ноября 1995 года в Париже 185 государствами-членами ЮНЕСКО, включая Россию), толерантность означает «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности».

    Особая роль в формировании толерантности у всех категорий обучаемых – от дошкольной до послевузовской образовательной системы -  принадлежит, безусловно, педагогам.

 



 ¹ Тадевосян Э.В.Словарь-справочник по социологии и политологии.-М.:Знание, 1996.-С.233-234.

 ² Кругосвет:Энциклопедия,2006//http://krugosvet.ru

Категория: Педагогические термины | Просмотров: 2180 |Добавил: nadezhda | Дата: 06 Августа 08 | Комментарии (0)

Педагогическая технология" является тем педагогическим феноменом, который сосредоточивает в себе возможность решения триединой задачи: помочь педагогу овладеть теоретико-методологическими, методическими, психолого-педагогическими и операционными основами воспитательного процесса, воспитательного воздействия и взаимодействия, передать эти знания и умения своим воспитанникам, а главное - помочь в личностном совершенствовании самого педагога-воспитателя, формировании в нем таких качеств, как гуманность, толерантность, искренность, креативность (творчество), которые востребованы сегодня в деятельности педагога.

Понятие "Педагогическая технология" в последнее время вошло в оборот и употребляется широко, хотя неопределенно и неоднозначно. Обычно оно означает приемы работы учителя в сфере обучения и воспитания. В зарубежной педагогике значение этого понятия ограничено сферой обучения.
 
Основные педагогические технологии

 

Традиционное обучение представляет собой обучение знаниям, умениям и навыкам по схеме: изучение нового - закрепление - контроль - оценка.

Педагогика сотрудничества — педагогика, основывающаяся не на классическом принципе «делай, как я сказал», а на «делай как я». Педагогика сотрудничества  - направление в отечественной педагогике, в котором в середине 70-х годов стали возрождаться прогрессивные гуманистические идеи. Основными положениями педагогики сотрудничества являются отношения сотрудничества и взаимодействия с воспитанниками, учение без принуждения, идеи трудной цели, опоры, свободного выбора, опережения, крупных блоков, самоанализа и самооценки, создания высокого интеллектуального фона в группе, личностного подхода

Развивающее обучение – это целостное педагогическая система, альтернативная традиционной системе  обучения. Для развивающих технологий конкретные знания являются, прежде всего, средством достижения главной цели - развития интеллектуальных возможностей человека. Процесс получения конкретных знаний должен быть построен так, чтобы при этом целенаправленно развивались и совершенствовались интеллектуальные возможности человека.

Игровое обучение — это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности.

  Проблемное обучение — это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей (Г. К. Селевко, 1998).

Программированное обучение - система методов и средств обучения, основой которого выступает самостоятельное приобретение знаний и навыков студентами, за счет пошагового усвоения материла. Разработаны специальные программированные учебные пособия. Роль преподавателя сводится к отслеживанию психологического состояния слушателя и эффективности поэтапного освоения им учебного материала, а, в случае необходимости, регулированию программных действий.

Знаково-контекстное (или просто контекстное) обучение — форма активного обучения, предназначенная для применения в высшей школе, ориентированная на профессиональную подготовку студентов и реализуемая посредством системного использования профессионального контекста, постепенного насыщения учебного процесса элементами профессиональной деятельности.

 Активное обучение — представляет собой такую организацию и ведение учебного процесса, которая направлена на всемерную активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся посредством широкого, желательно комплексного, использования как педагогических (дидактических), так и организационно- управленческих средств.

 Компьютерная технология обучения - система обучения, одним из технических средств которой является компьютер.

 

 

 

 

                                                                            Составитель Воробьёва Надежда

 

 

Категория: Педагогические термины | Просмотров: 2219 |Добавил: nadezhda | Дата: 19 Июля 08 | Комментарии (0)