Гуманистическое обучение - средство повышения мотивации учащихся
Современные методы, реализующие принципы гуманистического обучения.
Один из общих методов работы, реализующих принципы гуманистического обучения, заключается в максимальном использовании ресурсов процесса учения, всевозможных средств обучения (книг, наглядных пособий, инструментов и т. п.), и создании особых условий, облегчающих использование учащимися этих ресурсов, обеспечивающих их физическую и психологическую доступность.
Второй метод состоит в организации и использовании в процессе обучения различных «обратных связей», между учителем и учащимися (взаимный опрос-диалог, собеседование, дискуссия, групповые формы обучения и т. п.).
Третий метод — использование так называемых «контрактов» (индивидуальных и групповых договоров), заключаемых между учителем и учащимися. В таком добровольном контракте-соглашении фиксируется (после совместного обсуждения) четкое соотношение объемов учебной работы, ее качества и оценок. Контракты, с одной стороны, стимулируют и организуют самостоятельное и осмысленное учение учащихся, а с другой стороны, они создают в процессе обучения психологическую атмосферу уверенности и безопасности, свободы и ответственности.
Еще один метод — это организация процесса учения в ученических диадах, когда один ученик (из более старшего класса) выступает в качестве ассистента учителя. Этот прием обеспечивает существенный прогресс в усвоении знаний и навыков учащимися, значительно повышает у них мотивацию учения и уверенность в достижении стоящих перед ними учебных целей.
Важным методом также является распределение учащихся класса на две основные группы, в одну из которых входят учащиеся, имеющие позитивные установки в отношении гуманистического (свободного) обучения, а в другую— те учащиеся, которые более склонны в силу тех или иных причин (обычно связанных с особенностями семейного воспитания) к традиционному обучению.
И наконец, в качестве отдельного метода очень часто используется организация групп свободного общения (групп учащихся, учителей и смешанных) с целью повышения уровня психологической культуры межличностного общения, а также для формирования личностных установок (открытости, доброжелательности, безоценочного принятия), необходимых для всех участников.
А как у вас?
| |