«Образование – право каждого человека, имеющее огромное значение и потенциал. На образовании строятся принципы свободы, демократии и устойчивого развития… нет ничего более важного, никакой другой миссии, кроме образования для всех…» Кофи Аннан. 1998 Государствам следует признавать принцип равных возможностей в области начального, среднего и высшего образования для детей, молодежи и взрослых, имеющих инвалидность, в интегрированных структурах. Они обязаны обеспечивать включение образования инвалидов в качестве неотъемлемой части в систему общего образования.
Правило 6 Стандартных правил ООН по обеспечению равных возможностей для людей с ограничениями «Включающее образование это шаг на пути достижения конечной цели – создания включающего общества, которое позволит всем детям и взрослым, независимо от пола, возраста, этнической принадлежности, способностей, наличия или отсутствия нарушений развития и ВИЧ-инфекции, участвовать в жизни общества и вносить в нее свой вклад. В таком обществе отличия уважаются и ценятся, а с дискриминацией и предрассудками в политике, повседневной жизни и деятельности учреждений ведется активная борьба» Питер Миттлер, профессор Манчестерского университета
«Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом» Дэвид Бланкет
Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю)- процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями).
Инклюзивное (включающее) образование дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни. Инклюзивное (включающее) образование обладает ресурсами, направленными на стимулирование равноправия обучающихся и их участия во всех делах коллектива. Инклюзивное (включающее) образование направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения.
Инклюзивное (включающее) образование базируется на восьми принципах: • Ценность человека не зависит от его способностей и достижений • Каждый человек способен чувствовать и думать • Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным • Все люди нуждаются друг в друге • Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений • Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников • Для всех обучающихся достижение прогресса скорее в том, что они могут делать, чем в том, что не могут • Разнообразие усиливает все стороны жизни человека Включение – это не интеграция: • Включение – это больше, чем интеграция • Молодые люди учатся вместе в обычной школе • Специалисты приходят помогать детям • Обычные школы изменяются • Внимание на возможности и сильные стороны ребенка • Молодые люди воспринимают человеческие различия как обычные • Молодые люди получают возможность жить вместе с родителями • Молодые люди получают полноценное и эффективное образование для того, чтобы жить полной жизнью • Взгляды и мнения молодых людей становятся важными для окружающих Включение – это: • НЕТ специализированных классов в обычной средней школе • НЕТ обучения ребенка в средней школе без необходимой поддержки • НЕТ присутствия детей 1-2 часа в день в средней школе • НЕТ закрытых учреждений интернатного типа Основные принципы инклюзииИнклюзивные сообщества: • Быть инклюзивным - означает искать пути для всех детей, быть вместе во время обучения (включая детей с инвалидностью). • Инклюзия – это принадлежность к сообществу (группе друзей, школе, тому месту, где живем) Инклюзия означает - раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям. Инклюзия учитывает как потребности, так и специальные условия и поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха.
По материалам международной конференции Москва, 19-20 ноября 2005: Д-р Джеймс Леско, ведущий специалист службы раннего образования для детей с особыми потребностями и без них (Делавэр, США), из доклада «Инклюзивные школьные сообщества: стратегии достижения успеха
|