В категории статей: 49
Показано : 37-42
Страницы: « 1 2 ... 5 6 7 8 9 »



Межпредметный урок – эта форма занятий, которая применяется на всех ступенях обучения.

Его особенности – изучаемый учебный материал иллюстрируется сведениями из других предметов, обеспечивая при этом синхронность обучения по пересекающимся линиям (темам) нескольких предметов, которые разделены по времени на месяцы, годы. Межпредметный урок может вести один учитель. Чаще всего эта форма учебных занятий используется на I, II ступенях обучения.

Категория: Педагогические термины | Просмотров: 2227 |Добавил: nadezhda | Дата: 23 Июня 08 | Комментарии (0)

Бинарный урок – учебное занятие, обьединиящее содержание 2 предметов одного цикла (или образовательной области) в одном уроке.

Его особенности – изложение, исследование проблемы одного предмета находит продолжение в другом; межпредметные связи реализуются в процессе преподавания дисциплин одной образовательной области.
 

Категория: Педагогические термины | Просмотров: 2861 |Добавил: nadezhda | Дата: 23 Июня 08 | Комментарии (0)

Экспериментальная педагогика – направление в психологии и педагогике, ставившее своей целью всестороннее исследование ребенка и обоснование педагогической теории экспериментальным путем. Оно возникло в конце XIX в. — термин предложен в начале XX в. Э. Мейманом. Первое экспериментальное исследование детей в условиях школьной жизни было проведено в 1879 году И. А. Сикорским, но большого резонанса в тот период оно не вызвало.

В 90-х гг., когда расширилась и укрепилась сеть психологических лабораторий, стали создаваться специальные психолого-педагогические лаборатории (активную роль в этом плане играли Мейман, А. Бине в Европе; С. Холл — в США).

Применение эксперимента и других родственных методов содействовало быстрому накоплению данных в различных областях исследования детского развития, расширению возрастных границ (первоначально изучение было сосредоточено на детях дошкольного возраста), большему разнообразию проблематики исследований. Объектом этих исследований был развивающийся ребенок. Состояние всех аспектов его изучения находилось на начальной стадии, и предмет исследования каждого из научных направлений не был еще четко определен. Поэтому к исследованиям, носившим близкий по содержанию характер, применялись различные названия — детская психология, юношествоведение, педология, педагогическая психология, гигиена воспитания, экспериментальная педагогика. С начала XX в. тенденции к применению эксперимента в изучении ребенка стали все больше нарастать и термин «экспериментальная педагогика», получил распространение, в том числе и в России. Первая отечественная лаборатория по изучению ребенка в педагогических целях была основана А. П. Нечаевым в С.-Петербурге в 1901. В 1910 году было организовано Общество экспериментальной педагогики. В 20-х — начале 30-х гг. стал широко применяться термин педология.

После прекращения педологических исследований (1936) в научном обиходе сохранились термины детская психология, педагогическая психология.

Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М.;
Большая Российская энциклопедия, 2003.
Категория: Педагогические термины | Просмотров: 4085 |Добавил: nadezhda | Дата: 17 Июня 08 | Комментарии (0)

Дебаты ведут свое начало из Древней Греции, где они были важным элементом демократии. В Афинах граждане спорили о преимуществах и недостатках предлагаемых законов; ученики учились спорить , анализируя проблемы с разных точек зрения, чтобы лучше понять их.
В средние века в Европе, в системе образования были курсы ораторского мастерства и дебатов. В самом начале истории США дебаты укоренились в университетах. Во время президентских выборов 1960 года, первые телевизионные дебаты между Джоном Кеннеди и Ричардом Никсоном привлекли внимание к дебатам с новой силой.
Сейчас дебаты стали проходить в школах и университетах всего мира.

ТРИ ПРИНЦИПА ДЕБАТОВ
Принцип первый: дебаты учат многому.
Дебаты организованы таким образом, чтобы помочь вам получить знания и умения, необходимые для вашего преуспевания в современном демократическом обществе. Изначально они были задуманы как вид деятельности, обогащающий ваше образование и одновременно доставляющий вам удовольствие. Согласно этому принципу, первое предназначение дебатов - обучение. Другими словами, обучение имеет большее значение, чем победа. Если вы участвуете в дебатах только для того, чтобы выиграть, то вы поставили себе неправильную цель.
Почему обучение важнее, чем победа? Во-первых, желание учиться и совершенствоваться не позволит вам использовать недозволенные приемы. А если вы не будете пытаться использовать недозволенные приемы, вы проявите свой характер и приобретете уважение окружающих.
Во-вторых, когда участники дебатов ставят перед собой цель выиграть, они часто выходят за рамки правил соревнования. Много времени уходит на то, чтобы навести порядок. Если единственная цель - победа, это может отвлечь время и силы от самой игры и помешать ей.

Принцип второй: обязательство честности.
Если вы приняли первый принцип, второй принцип - честность- - вам будет легко принять. Если обучение и совершенствование умений важнее, чем победа, то будет меньше мотивов для подтасовки аргументов.
Честность - стержень дебатов. Дебаты возникли из-за врожденного человеческого любопытства. Мы всегда хотим знать правду. Нужны ли нам политические реформы? Будем ли мы путешествовать в другие галактики? Есть ли жизнь на других планетах? Эти вопросы касаются прошлого, настоящего и будущего, но все они имеют отношение к поискам истины.
Ваша задача, как участника дебатов - быть честным в своих аргументах, в использовании свидетельств и в ваших ответах в период перекрестных вопросов. Иногда "быть честным” - значит, признать то, что у вас недостаточно материала для обоснования своей позиции. Иногда это означает ответ "Я не знаю" на вопрос, затрагивающий самое сердце вашей позиции. Иногда это означает признание, что ваши логические построения ошибочны. Эти признания пойдут вам на пользу, поскольку в последствии вы, благодаря своей честности, больше узнаете и лучше разовьете свои способности. Вас будут уважать и судья, и ваш оппонент. В конце концов, вы поможете другим, которые тоже ищут истину.

Принцип третий: уважение.
Дебаты не касаются личности участников, нельзя унижать человека за то, что он с вами не согласен. Дебаты касаются идей и их столкновения, а также того, какие идеи полезны человечеству. А в столкновении идей единственным, приемлемым оружием могут быть только обоснованные аргументы. Другими словами, вы должны "нападать" на аргументы, рассуждения и свидетельства - но не на оппонента.


Категория: Педагогические термины | Просмотров: 4096 |Добавил: nadezhda | Дата: 13 Июня 08 | Комментарии (0)

Передовой педагогический опыт - это эффективный опыт, позволяющий достигать хороших результатов в учебно-воспитательной работе при сравнительно невысоких затратах сил, средств и времени.

Можно выделить три основных подхода к трактовке передового педагогического опыта:
1. Образец хорошей работы.
2. Деятельность, в которую воплощены выводы научных исследо¬ваний или успешное применение другого опыта технологии.
3. Новаторство, свои педагогические находки, открытие нового педагогического знания.
Ценен «технологизированный опыт» с выявленными и научно – обоснованными закономерностями, который работает у любого учителя. К такому уникальному опыту можно отнести классно-урочную систему Я.А. Коменского. Все остальные технологии в педагогике субъективны. Од¬на учительница (на своем творческом отчете «Принципы жизни системы Л.В. Занкова») сказала: «В науке результат должен быть повторим, ина¬че это не наука. В искусстве результат должен быть неповторим, иначе это не искусство. А педагогика - это искусство».
У нас чаще всего встречается первый и второй вид ППО. Он больше похож на методическую копилку, или картотеку педагогических находок, или статью о своем опыте работы. Это опыт субъективный, потому что при ис¬пользовании его другим человеком можно не получить такого результата. Интересный, эффективный передовой педагогический опыт существует, по¬этому его обязательно нужно изучать, обобщать и распространять. Внедре¬ние же зависит от проблем, которые возникают у педагогов в ходе учебно-воспитательного процесса.
Передовой педагогический опыт должен быть источником решения педагогической проблемы. Какие могут быть в образовательном учреждении насущные проблемы:
- низкое качество знаний;
- слабая математическая подготовка учащихся;
- недостаточный уровень развития речи, мышления, памяти и других психических процессов;
- осуществление индивидуального и дифференцированного подхода;
- низкий уровень воспитанности;
- пробелы в формировании ЗУН учащихся по различным предметам (формирование орфографической зоркости, навыков устного счета ,обучение написанию сочинений, обучение приемам пересказа на¬учного текста и др.).
Если есть затруднение, педагог его разрешает, создает опыт, получа¬ет результат. Положительный результат фиксируется, о нем можно расска¬зать другим.
Передовой педагогический опыт изучают, обобщают, распространяют.
Можно выделить критерии обобщения педагогического опыта:
- высокая результативность в формировании знаний, умений, навы¬ков, уровня воспитанности, в развитии учащихся;
- творческая новизна опыта, новаторские начинания педагога;
- длительность функционирования опыта (развивая и совершенствуя систему работы, педагог добивается стабильных высоких результатов);
- актуальность темы опыта, перспективность.
- научная обоснованность; научные закономерности, принципы, ле¬жащие в основе опыта;
- рациональный расход времени на достижение высоких результатов с помощью оригинальных методик.

Как работать по обобщению передового опыта?

1. Сначала его нужно найти и запланировать:
- найти можно в ходе тематического внутреннего контроля ОУ при посещении уроков по определенной теме;
- найти можно при анализе итогов учебного года - увидели позитив¬ные, стабильные результаты у учителя, значит, есть у него своя система, можно ее оформлять как опыт;
- увидеть опыт можно в ходе аттестации учителя, особенно на пер¬вую и высшую квалификационные категории;
- запланировать из проблемы класса, выявленной на диагностиче¬ской основе;
- сформулировать вместе с учителем тему;
- запланировать самому учителю как тему по самообразованию, ак¬туальную для педагога и для современного образования на данном этапе работы.

2. Изучается опыт с помощью следующих методов:
- анкетирование, опрос, наблюдение, собеседование;
- посещение уроков, внеклассных мероприятий, их анализ;
- изучение УМК учителя;
- изучение его рабочей документации (планов);
- проведение контрольных работ, творческих работ, подтверждаю¬щих эффективность опыта.

3. Обобщение:
- статья о своем опыте работы (сборник статей);
- подготовка открытого урока с подробным самоанализом;
- подготовка творческого отчета: открытый урок или фрагмент, со¬общение о своем опыте, методическая выставка педагога, проведе¬ние мастер-класса;
- проблемный «круглый стол» по теме опыта или пресс-конференция;
- методический альбом ОУ.

4. Распространение опыта:
- педагогический совет;
- заседание методического объединения;
- творческий отчет;
- различные конкурсы педагогического мастерства (педагог года, урок года, конкурсы методических разработок и др.);
- научно-практические конференции;
- наставничество;
- публикации в методических журналах;
- мастер-классы;
- семинары;
- окна опыта (постоянно действующие меняющиеся материалы ме¬тодических находок учителей).

Что может быть опытом?
- алгоритмы учебных действий по предмету;
- технология урока или элементы технологии;
- авторская программа (учебного курса, воспитательная);
- система методических приемов (например, набор упражнений для усиления математической подготовки учащихся и др.);
- эффективные средства обучения (пособия, карточки, тренажеры);
- реализация принципов обучения (креативности, комфортности, ва¬риативности и др.);
- эффективная система оценки знаний и др.

Оформление опыта оценки педагога:
- методическая копилка (постоянно действующая рубрика «Методи¬ческого уголка», куда помещаются статьи педагогов о своих мето¬дических приемах. Материал постепенно оформляется в альбом);
- вести с уроков учителей (постоянно действующая рубрика «Мето¬дического уголка», куда завуч помещает отзывы о посещенных уро¬ках. Материал постепенно оформляется в альбом);
- методические альбомы (оформляются по итогам работы по единым методическим темам, например: «Развитие личности младшего школьника», «Личностно ориентированное образование». Помещаются доклады и статьи педагогов, выступающих на научно-практических конференциях, семинарах, методических
объединениях);
- карточки ППО.
 
См. Педагогический опыт, обобщенный методическими службами

Категория: Педагогические термины | Просмотров: 4701 |Добавил: nadezhda | Дата: 13 Июня 08 | Комментарии (0)

Кейс- технологии - технологии, основанные на комплектовании наборов (кейсов) текстовых учебно-методических материалов и рассылке их обучающимся для самостоятельного изучения (с консультациями у преподавателей-консультантов
Категория: Педагогические термины | Просмотров: 2871 |Добавил: nadezhda | Дата: 11 Июня 08 | Комментарии (0)