| Передовой педагогический опыт - это эффективный опыт, позволяющий достигать хороших результатов в учебно-воспитательной работе при сравнительно невысоких затратах сил, средств и времени.
Можно выделить три основных подхода к трактовке передового педагогического опыта: 1. Образец хорошей работы. 2. Деятельность, в которую воплощены выводы научных исследо¬ваний или успешное применение другого опыта технологии. 3. Новаторство, свои педагогические находки, открытие нового педагогического знания. Ценен «технологизированный опыт» с выявленными и научно – обоснованными закономерностями, который работает у любого учителя. К такому уникальному опыту можно отнести классно-урочную систему Я.А. Коменского. Все остальные технологии в педагогике субъективны. Од¬на учительница (на своем творческом отчете «Принципы жизни системы Л.В. Занкова») сказала: «В науке результат должен быть повторим, ина¬че это не наука. В искусстве результат должен быть неповторим, иначе это не искусство. А педагогика - это искусство». У нас чаще всего встречается первый и второй вид ППО. Он больше похож на методическую копилку, или картотеку педагогических находок, или статью о своем опыте работы. Это опыт субъективный, потому что при ис¬пользовании его другим человеком можно не получить такого результата. Интересный, эффективный передовой педагогический опыт существует, по¬этому его обязательно нужно изучать, обобщать и распространять. Внедре¬ние же зависит от проблем, которые возникают у педагогов в ходе учебно-воспитательного процесса. Передовой педагогический опыт должен быть источником решения педагогической проблемы. Какие могут быть в образовательном учреждении насущные проблемы: - низкое качество знаний; - слабая математическая подготовка учащихся; - недостаточный уровень развития речи, мышления, памяти и других психических процессов; - осуществление индивидуального и дифференцированного подхода; - низкий уровень воспитанности; - пробелы в формировании ЗУН учащихся по различным предметам (формирование орфографической зоркости, навыков устного счета ,обучение написанию сочинений, обучение приемам пересказа на¬учного текста и др.). Если есть затруднение, педагог его разрешает, создает опыт, получа¬ет результат. Положительный результат фиксируется, о нем можно расска¬зать другим. Передовой педагогический опыт изучают, обобщают, распространяют. Можно выделить критерии обобщения педагогического опыта: - высокая результативность в формировании знаний, умений, навы¬ков, уровня воспитанности, в развитии учащихся; - творческая новизна опыта, новаторские начинания педагога; - длительность функционирования опыта (развивая и совершенствуя систему работы, педагог добивается стабильных высоких результатов); - актуальность темы опыта, перспективность. - научная обоснованность; научные закономерности, принципы, ле¬жащие в основе опыта; - рациональный расход времени на достижение высоких результатов с помощью оригинальных методик.
Как работать по обобщению передового опыта?
1. Сначала его нужно найти и запланировать: - найти можно в ходе тематического внутреннего контроля ОУ при посещении уроков по определенной теме; - найти можно при анализе итогов учебного года - увидели позитив¬ные, стабильные результаты у учителя, значит, есть у него своя система, можно ее оформлять как опыт; - увидеть опыт можно в ходе аттестации учителя, особенно на пер¬вую и высшую квалификационные категории; - запланировать из проблемы класса, выявленной на диагностиче¬ской основе; - сформулировать вместе с учителем тему; - запланировать самому учителю как тему по самообразованию, ак¬туальную для педагога и для современного образования на данном этапе работы.
2. Изучается опыт с помощью следующих методов: - анкетирование, опрос, наблюдение, собеседование; - посещение уроков, внеклассных мероприятий, их анализ; - изучение УМК учителя; - изучение его рабочей документации (планов); - проведение контрольных работ, творческих работ, подтверждаю¬щих эффективность опыта.
3. Обобщение: - статья о своем опыте работы (сборник статей); - подготовка открытого урока с подробным самоанализом; - подготовка творческого отчета: открытый урок или фрагмент, со¬общение о своем опыте, методическая выставка педагога, проведе¬ние мастер-класса; - проблемный «круглый стол» по теме опыта или пресс-конференция; - методический альбом ОУ.
4. Распространение опыта: - педагогический совет; - заседание методического объединения; - творческий отчет; - различные конкурсы педагогического мастерства (педагог года, урок года, конкурсы методических разработок и др.); - научно-практические конференции; - наставничество; - публикации в методических журналах; - мастер-классы; - семинары; - окна опыта (постоянно действующие меняющиеся материалы ме¬тодических находок учителей).
Что может быть опытом? - алгоритмы учебных действий по предмету; - технология урока или элементы технологии; - авторская программа (учебного курса, воспитательная); - система методических приемов (например, набор упражнений для усиления математической подготовки учащихся и др.); - эффективные средства обучения (пособия, карточки, тренажеры); - реализация принципов обучения (креативности, комфортности, ва¬риативности и др.); - эффективная система оценки знаний и др.
Оформление опыта оценки педагога: - методическая копилка (постоянно действующая рубрика «Методи¬ческого уголка», куда помещаются статьи педагогов о своих мето¬дических приемах. Материал постепенно оформляется в альбом); - вести с уроков учителей (постоянно действующая рубрика «Мето¬дического уголка», куда завуч помещает отзывы о посещенных уро¬ках. Материал постепенно оформляется в альбом); - методические альбомы (оформляются по итогам работы по единым методическим темам, например: «Развитие личности младшего школьника», «Личностно ориентированное образование». Помещаются доклады и статьи педагогов, выступающих на научно-практических конференциях, семинарах, методических объединениях); - карточки ППО. См. Педагогический опыт, обобщенный методическими службами
|