Чередование гласных а – о в корнях
02 Ноября 13, 10:48
Гареева Римма Мунавировна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ гимназия №8 г. Можга Удмуртской Республики


Чередование гласных а – о в корнях

русский язык
5 класс 11 лет

Урок закрепления нового материала с использованием  ИКТ. Урок практикум 2 – 3 уровня. Используется стадия «Вызов» –мозговой штурм, составление кластера по изученному материалу. Применяются разные виды заданий  для закрепления материала:  лексический  диктант, тест, творческая работа. Учащиеся заполняют «Лист самооценки», используется самопроверка и взаимопроверка. Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная, групповая.




Цели урока:
Познавательный аспект: проанализировать случаи чередования гласных о – а в корне –раст – рос ращ;  –лаг – лож
Научить распознавать слова с чередующимися гласными в корне, обосновывать выбор гласных;
Развивающий аспект: развивать речь, внимание, память, умение обобщать, делать выводы, развивать умения самоконтроля;
Воспитательный аспект: совершенствование коммуникативных навыков, умение работать в группе, воспитание бережного отношения к слову.

Оборудование:
Медиапроектор ,экран, карточки для проверочной работы,  тест, «Русский язык:  учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева).
                                                                     Чем больше человек знает, тем он сильнее. (М. Горький)

1)Организационный момент.
       Мотивация: На доске записаны слова:
а.    Р_стущий, прор_стающий, пр_стейший,;
б.    Р_скошный, р_сти, возр_стной
в.    Сл_жение, пол_гается, насл_ждение.
- Определите в каждой группе слов лишнее. Объясните свой выбор. (Слайд №2)
(Простейший, роскошный, наслаждение)
–  Скажите, чем же будем заниматься на уроке?
– Сегодня на уроке продолжим работать над правописанием корней с чередованием гласных а – о. Давайте вместе попробуем определить тему урока.
– Чередование гласных в корне. (Слайд № 3)
–_Какие цели поставим перед собой?
–правильно, грамотно писать корни с чередованием
– систематизировать знания по теме
– использовать в своей речи слова с чередованием корней. (Слайд № 4)
На уроке будем заполнять «Листок самоконтроля», где вы будете отмечать баллы за определённые умения, над которыми будем работать на уроке.
– Вспомним, что нужно знать, чтобы правильно написать безударные гласные 1, 2, 3 группы?
    2) Составьте кластер по теме.
Схематично изобразите правила:
(Задания по группам)
1.    Правописание безударной гласной.
2.    Правописание непроверяемой безударной гласной
3.    Правописание чередующихся гласных в корнях –лаг- лож–
4.    Правописание чередующихся гласных –раст – ращ – рос–
– Прослушаем выступления групп. Давайте проверим, насколько внимательно вы слушали выступление и вспомнили , когда в корнях пишется А, а когда О.
3) Заполним таблицу, записав слова в 2 столбика. Обозначьте условия выбора указанных букв. (Слайд № 5)


Категория: Изюминки педагога II | Добавил: nadezhda | Теги: русский язык, проверяемые гласные в корне, непроверяемые безударные гласные в , орфограммы – гласные буквы, чередование гласных а-о в корнях
Просмотров: 9926 | Загрузок: 25 | Комментарии: 8 | Рейтинг: 3.2/8
Всего комментариев: 8
8 Nat21   (25 Ноября 13 16:05) [Материал]
Большое спасибо за разработку. Я уже попробовала применить ее на уроке. Надо сказать, что просто так, "с нуля", дети с трудом воспринимают такой вид работы - слишком еще привыкли работать в стиле "списать и всавить буквы". А вот отдельные элементы вполне применяемы и для тех, кто не начал работать по стандартам второго поколения.

7 nat110778   (17 Ноября 13 16:29) [Материал]
Хорошая наглядная презентация. Современный урок. Удачи.

6 rimma_sava   (14 Ноября 13 19:17) [Материал]
Уважаемая Римма Мунавировна, замечательный урок - разнообразный, современный, продуманный, с хорошей долей самостоятельности ребят. С удовольствием посмотрела презентацию - веселые картинки заставили улыбнуться. smile Спасибо за распространение Вашего опыта, желаю удачи и новых прекрасных разработок! Римма Ринатовна.

5 Лана13   (12 Ноября 13 16:45) [Материал]
Римма Мунавировна, хороший интересный урок. Методически правильно построенный, подобраны интересные задания и упражнения.Но, мне показалось, что немного неудачно сделана презентация - цаетовой фон и сочетание цветов не совсем соответствуют правилам её оформления - некоторые слайды трудны для восприятия. А Ваша разработка в успехом может быть использована в практике педагогов. Спасибо.Удачи Вам!

4 iu179   (09 Ноября 13 04:09) [Материал]
Уважаемая Римма Мунавировна, ваша разработка соответствует всем пунктам положения курса. Разработку урока можно использовать на уроках и я считаю многие учителя русского языка с удовольствием будут пользоваться вашей разработкой. С уважением, Юлия Викторовна.

3 Gorynovatf   (03 Ноября 13 20:24) [Материал]
Уважаемая Римма Мунавировна, Ваш урок отвечает требованиям ФГОС. Хорошая наглядная презентация. огромное поле деятельности для анализа,синтеза изучаемого материала. Материал соответствует идее конкурса, выполнены все требования по оформлению. Спасибо!Удачи Вам в конкурсе. С уважением, Горюнова Татьяна Федоровна.

2 NadezhdaZakharova   (03 Ноября 13 10:47) [Материал]
Согласна с Еленой Алексеевной, очень современный урок с разнообразными видами деятельности. Материал соответствует идее конкурса, автором выполнены все требования по оформлению. Спасибо, Римма Мунавировна. Удачи Вам в "Изюминке". С уважением, Надежда Юрьевна.

1 ElenaAG   (03 Ноября 13 06:39) [Материал]
Уважаемая Римма Мунавировна, Ваш урок современен, отвечает требованиям ФГОС. Системно-деятельностный подход, на основе которого строится урок, развивает самостоятельность мышления учащихся, умение давать самооценку своей деятельности на уроке. Сочетание различных видов деятельности и использование ИКТ делают урок динамичным, насыщенным и наглядным. Думаю, что Вашу разработку с успехом смогут применять в своей практике учителя русского языка. Удачи Вам в конкурсе. С пожеланиями всего наилучшего, Елена Алексеевна.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]