Интеллектуально – познавательная игра по истории «Счастливый случай»
30 Октября 13, 19:02
Уржумцева Марина Михайловна,
учитель истории и обществознания
МКОУ «Сергеевская СОШ Пограничного муниципального района Приморского края»


Интеллектуально – познавательная игра по истории «Счастливый случай»

История
9 класс
Класс, актовый зал

Данное мероприятие можно использовать в рамках проведения недели истории в школе, как среди учащихся одного класса, так и среди классов одной параллели. Игра построена по принципу телевизионной игры «Счастливый случай». Мероприятие состоит из 7 геймов, за выполнение заданий каждого из них участники получают баллы. Команда, набравшая наибольшее количество баллов одерживает победу.


Цели игры:
*  Повторение и обобщение имеющихся у ребят знаний по истории;
*  активизация познавательного интереса к предмету;
*  развитие навыков работы в команде;
*  содействие в воспитании активной жизненной позиции.

Участники: учащиеся  9-х классов
В игре принимают участие две команды по шесть человек. Команды могут быть сформированы как из учащихся одного класса, так и из ребят одной параллели.
Предварительная подготовка: каждая команда заранее получает задание подготовить:
а) визитную карточку команды (название, девиз, эмблему);
б) подготовить   3 вопроса команде - сопернице по заданной теме (например, реформы Петра I)
Ход игры
Вступительное слово учителя, объявление целей и условий игры, представление жюри.

Гейм 1 Представление команд –  название команды, девиз, эмблема.
При оценивании внимание жюри обращается на выход команды и общий  внешний вид, эмблему, соответствие названия команды и девиза определенной исторической эпохе. Максимальная оценка данного гейма - 5 баллов.

Гейм 2 «Дальше, дальше…..»
В данном конкурсе ребятам необходимо  за 1 мин. дать ответы на как можно большее количество  вопросов. Если не знают ответ, нужно говорить слово «дальше». За каждый верный ответ команда получает 1 балл.

Вопросы для команды №1:
1.Правление какой императрицы называют «Золотым веком дворянства»?
 \ Екатерины 2- ой\
2.Какой царь из династии Романовых отменил крепостное право? \Александр 2-ой\
3.Налог мехами, пушниной?  \Ясак\
4. Какой кровеносный сосуд является столицей Европейского государства? \Вена\
5. Доспехи из стальных пластин - \латы \
6.Назовите страны, входящие в Тройственный союз во время 1-ой Мировой войны? \ Германия, Австро-Венгрия,  Италия  до 1915 г., Турция.\
7.Какой князь возглавил русское войско в Ледовом побоище? \Александр Невский\
8. Все работы на феодала?\ Барщина\
9.Служилые люди, составляющие постоянное войско, вооруженное огнестрельным оружием? \ Стрельцы\
10. Полководец в Японии? \ Сегун\
 11.Орган, ведавший церковными делами, возглавляемый светским лицом, при Петре 1-ом? \ Синод\
12. «Двунадесять языков» - так в н. 19 в. называли войска Наполеона, вторгшиеся в Россию, почему? \ Состояли из жителей различных стран Европы, в том числе и завоеванных Наполеоном.\
13. Священный город христиан? \Иерусалим\
14.При Петре 1-ом, органы центрального и местного самоуправления были заменены на -  \ Коллегии\
15. Какое событие произошло в 1861 г.? \ Отмена крепостного права\
16.Как назывался документ,  ограничивавший права Анны Иоанновны как «самодержце всероссийской» ? \ Кондиции\
17.Сбор меда диких пчел? \ Бортничество\

Вопросы для команды №2:
1. Кого в деревне в н. 20 в. называли «кулаками»?  \ Зажиточных крестьян\
2. Платежи побежденным государством государству победителю? \Репарации,
контрибуции/
3. Когда войну выиграла всего одна лошадь? \Троянский конь\
4.Укрепленное жилище феодала?     \Замок\
5.Командующий русской армией в Бородинском сражении ? \ Кутузов\
6.Фамилия царя Бориса? \ Годунов\
7. События к .16- н. 17в. в России получили образное название…\Смута\
8. Грамота на княжение, даваемая ханом Золотой Орды, русским князьям? \Ярлык\
9. Мусульманский храм - \мечеть \
10. Священная книга мусульман? \ Коран\
11. Церковный суд в средневековье? \ Инквизиция\
12. Самое привилегированное сословие в России? \Дворянство\
13. Страна путь в которую открыл Васко- де-Гама? /Индия\
14. Хозяйство, где ничего не продается и  не покупается? \ Натуральное\
15. Сезонные или ежегодные торги? \ ярмарка\
16. Кто является победителем крестоносцев в Ледовом побоище? \Александр Невский
17.Первый русский царь?  \Иван Грозный\

Гейм 3  «Кто быстрее?»
Право ответа получает та команда, которая оказалась быстрее и первая подняла руку, если ответ дан  неверный, то вопрос переходит к другой команде. В том случае. Если вторая команда  дает неверный ответ вопрос можно адресовать зрителям, а заработанный им балл засчитывается команде, за которую он болеет.
1.Князь, который ввел христианство на Руси? \Владимир\
2. в каких государствах Древнего мира были самые длинные стены? \ Китай, Греция \
3. Эта игра была придумана в Индии для обучения ратному делу военачальников. В переводе с арабского название её звучит как «смерть правителя». Как сейчас называется эта игра? \шахматы \
4. Назовите не менее трех священных животных Древнего Египта. \кошка, собака, крокодил \
5. Почему среди наиболее ценных подарков и даже в завещании жители Междуречья называли обыкновенную дверь? \ в этой стране дерево было роскошью и стоило дорого\
6. Кто такие «живые убитые»? \рабы \
7. Назовите имя царя, с которым связывают самые древние из сохранившихся законов. \Хаммурапи \
8. Далеко ли находится Месопотамия от Междуречья? \ это один и тот же район\
9. Вмешательство одного или нескольких иностранных государств во внутреннюю политику другого государства? \интервенция \
10. Легендарный основатель династии русских князей? \Рюрик\
11. Какую фамилию носил Петр 1-ый ? \Романов\
12. Как называлась самая продолжительная война в мире \Столетняя война между Англией и Францией 1337-1453 г.\

Гейм 4. «О ком речь?»
Каждая команда  получает текст с заданием, в котором дается характеристика личности, по подсказкам ребята  должны определить о ком идет речь. Подсказки можно дать сразу все, а можно по частям.  Время на выполнение задания – 5 минут. За каждый верный ответ команда получает 5 баллов.

Задание для команды 1.
1.Имя этого правителя известно меньше чем его титул;
- в  раннем детстве  он остался без отца, которого убили политические противники. Вместе с матерью и малолетними братьями он долго скитался и бедствовал;
-в к. 17 века ему удалось объединить многие племена и стать сильным правителем;
-он провел ряд реформ, самая известная из которых - военная. Он ввел десятичную систему деления войска, причем самое маленькое подразделение – десяток, как правило, совпадало с айлой, т. Е. семьей;
-именно этот правитель начал завоевание Северного Китая, которое открыло период разгрома многих процветающих государств Азии, а затем при его потомках, и Европы. \Чингисхан\
2. Он был внуком Всеволода Большое гнездо, правил первоначально в Переславле Залесском;
-новгородцы  пригласили его на свой престол, когда князю было всего 20 лет;
-шведские военачальники  прислали ему такой вызов: « Если можешь противиться мне,  королю, то вот я уже здесь и пленю землю твою». Князь выступил с «малой дружиной», не дожидаясь полного сбора войска;
-он одержал две очень крупные победы, одна из которых закрепила за ним почетное прозвище;
-этот князь после смерти своего отца получил ханский ярлык и способствовал проведению первой переписи русского населения монголами, которая осуществлялась для сбора налогов. \Александр Невский\

Задание для команды 2.
Именно этот человек провел 1-ую в истории России налоговую реформу, установив размеры дани и места ее сборов;
-этот правитель 1-ым принял личное крещение, которое произошло в Византии;
-соблюдая традиции своего времени, жестоко изощренно и изощренно отмстил за гибель близкого человека;
-управлял государством не от своего имени, а от имени сына, который был малолетним;
-это 1-ый факт в истории России, когда на престоле сидела женщина. \Княгиня Ольга\
2.Точная дата рождения этого человека неизвестна, источников о его жизни сохранилось очень мало, однако легенды о нем стали создаваться сразу после смерти;
-Куликовская битва пришлась на отроческие годы этого человека;
- он был монахом  Троицкого, а потом  Спассо- Андроникова  монастыря, в котором заключился его жизненный путь;
- по мнению исследователей наиболее сильное впечатление на этого человека оказал греч. мастер;
-в настоящий момент его самое известное произведение ставят в один ряд с произведениями Рафаэля, Тициана, Рембрандта. \Андрей Рублев\

Гейм 5 «Заморочки из бочки»
Ведущий достаёт из ведерка бочонки с номерами вопросов, которые поочередно называют команды, и озвучивает вопрос под таким порядковым номером. На обсуждение – 30 секунд. Если команда не может дать ответ, то вопрос переходит зрителям и балл, заработанный ими, передается в пользу той команды, за которую они болеют.
1.Татарский хан, потерпевший поражение на Куликовском поле?  \Мамай\
2.Народная героиня Франции? \Жанна д, Арк\
3. Войско в 16-17 в., вооруженное холодным и огнестрельным оружием? \Стрелецкое\
4.Сборник законов Киевской Руси? \ Русская правда\
5.Основатель Киева? \ Кий\
6.Родина хлопка? \Индия\
7.Русский крестьянин, загубивший польский отряд в н. 17 в.? \ И. Сусанин\
8.Создатели славянской азбуки? \ Кирилл и Мефодий\
9.Фамилия последнего царя в России? \ Романов\
10.Родина фарфора? \ Китай\
11.Когда была принята последняя Конституция в России? \ 12.12.1993 г.\
12.В каком году произошла отмена крепостного права в России? \ 1861г.\
Гейм 6 «Ты мне, я тебе»
Команды поочередно задают друг другу вопросы заранее подготовленные дома. За каждый верный ответ – 1 балл.
Гейм 7 «Работа над ошибками»
Каждая команда  получает текст с ошибками. Задача найти и исправить все ошибки. На выполнение задания дается 10-15 минут. Каждая правильно определенная и исправленная ошибка приносит команде по 2 балла.

Задание для 1 команды:
В1646 г. видимо, по инициативе боярина Морозова, правительство для улучшения финансового положения решило ввести косвенный налог: была увеличена цена на хлеб. Но при этом отменялись ямские и стрелецкие деньги. Однако пополнить казну таким образом не удалось, население отказывалось покупать дорогой хлеб, по стране прокатился ряд бунтов, самым крупным из которых был бунт в Смоленске. Восставшие люди убивали представителей царской власти, особенно известно своим корыстолюбием. Были растерзаны Чистой, Плещеев, Морозов. Успокоить население удалось только после целой системы мероприятий, в которую входили отмена косвенного налога на хлеб, удаление должностей нечестных людей, раздача подарков, ссылка особенно активных бунтовщиков и введение новой системы налогообложения – подворной.

Задание для команды 2:
В середине 17 в. в России назрела необходимость проведения реформы церкви. Начало ее осуществления связано с именем  митрополита Макария. Основным мероприятием реформы включали в себя исправление церковных книг по древнерусским текстам, необходимость креститься двумя пальцами, Порядок церковного пения и другие. Следствием этой реформы стал раскол в русском обществе, так как значительная часть населения не приняла эти нововведения. Церковные деятели пытались повлиять на старообрядцев, особенно ярко призывал к поддержке новшеств Аввакум Петров. Государственные власти не вмешивались в дела церкви, хотя царское окружение явную симпатию Аввакуму. 
Ошибки: 1. Была увеличена цена не на хлеб, а на соль.
Поводом к восстанию послужили отмена косвенного налога на соль и восстановление стрелецких и ямских денег в 1648 г., которые нужно было уплатить сразу за три года.
Наиболее крупное выступление произошло не в Смоленске ( на тот момент входил в состав Речи Посполитой), а в Москве, где положение усугубилось вспыхнувшим 3 июня пожаром.
Морозова царю удалось спасти.
В систему мер по успокоению жителей столицы включалась отмена трехкратного размера стрелецких и ямских денег, но ввести подворное налогообложение правительство не решилось.

Ошибки 2.
Начало реформы связано с именем патриарха Никона.
Исправление книг велось не по древнерусским текстам, как предлагали «ревнители благочестия», в том числе и Аввакум Петров, а по греческим образцам, привезенным из Византии.
Креститься двумя пальцами запрещалось, вводилось трехперстное крещение, а двуперстники объявлялись еретиками.
Аввакум петров стал идеологом старообрядцев, категорически не приняв новшеств, за что он был осужден на ссылку, а в 1682 г. сожжен на костре.
Реформа проводилась государством, после удаления Никона с патриаршего престола все нововведения контролировались властями, борьба с еретиками также велась силами госаппарата, поэтому симпатий к Аввакуму ждать от царского окружения не приходилось.

После выполнения последнего задания жюри подводит итоги, награждает победителей.









Категория: Изюминки педагога II | Добавил: nadezhda | Теги: история, Игра, Внеурочное мероприятие
Просмотров: 5117 | Загрузок: 10 | Комментарии: 7 | Рейтинг: 3.2/10
Всего комментариев: 7
7 Gorynovatf   (18 Ноября 13 00:26) [Материал]
Уважаемая Марина Михайловна!Интересные вопросы, подробная разработка. Не хватает презентации,фотографий. Выглядит суховато.Но работа соответствует критериям конкурса .Успехов Вам в конкурсе.С уважением, Горюнова Татьяна Федоровна. smile

6 nat110778   (17 Ноября 13 16:22) [Материал]
Интересные вопросы, подробная разработка. Не хватает презентации. Удачи.

5 iu179   (14 Ноября 13 01:11) [Материал]
Уважаемая, Марина Михайловна,я абсолютно согласна с коллегами, ваша разработка очень интересна, но презентации ОЧЕНЬ не хватает. Презентация, сделала бы вашу разработку, яркой, запоминающейся. С уважением, Юлия Викторовна.

4 Лана13   (13 Ноября 13 19:41) [Материал]
Уважаемая Марина Михайловна. Замечательная разработка! Прекрасно подобран материал, разнообразние вопросов и заданий дают возможность не только проверить теоретический уровень учащихся, но и сформировать познавательный интерес к предмету.Думаю, что очень интересны были визитки учащихся.Жаль , что нет фотоотчёта или презентации. Согласна с коллегами: разработку можно использовать как в отдельно взятом классе , так и в параллели; как только в своём предмете, так и в комплексе с другими предматами - литературой, искусством.Желаю Вам удачи и творческих успехов.

3 ElenaAG   (05 Ноября 13 12:54) [Материал]
Уважаемая Марина Михайловна, Вашей разработкой могут воспользоваться не только учителя истории для проведения внеклассной работы, но часть вопросов может быть использована для организации метапредметного турнира эрудитов. Успехов Вам в конкурсе. С уважением, Елена Алексеевна.

2 NadezhdaZakharova   (02 Ноября 13 13:59) [Материал]
Уважаемая Марина Михайловна, спасибо за подробную разработку мероприятия. Теперь любые учителя-предметники (даже не историки) смогут воспользоваться Вашим опытом и провести в классе такую игру. Материал соответствует идее конкурса, автором выдержаны требования к оформлению и объему. Удачи в "Изюминке"!
С уважением, Надежда Юрьевна.

1 rimma_sava   (31 Октября 13 21:11) [Материал]
Уважаемая Марина Михайловна! Такие интеллектуальные игры действительно очень полезны в качестве обобщающего материала, так как охватывают довольно широкий пласт отечественной и мировой истории. Очень хорошо, что и зал участвует в игре, это придает динамичность и азарт. Многие вопросы совсем не простые, но в этом-то и "соль" игры, не так ли? )Единственное, чего мне не хватает в этой разработке - демонстрационного материала (фотографий, презентации или видеофрагментов). Думаю, что все это было, просто не представлено здесь,поэтому мероприятие воспринимается суховато. В остальном, работа соответствует критериям конкурса и будет несомненно полезна педагогам. Спасибо за опыт! С уважением, Римма Ринатовна.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]