Школа, трудовой коллектив - примеры психической защиты
     Есть очевидное сходство механизмов психической защиты по типу вытеснения и смещения с условно-рефлекторными процессами. То есть состояние психической травмы (душевной боли), когда нет физического повреждения, нет явной угрозы повреждения, смещенных страхов, связанных с возможностью повреждения, - можно по аналогии, с некоторыми допущениями, рассматривать, как безусловную реакцию. Безусловным раздражителем в этом случае может быть какой-либо фактор окружающей обстановки, чаще социального характера. Последующая острая психическая реакция (безусловный ответ) протекает при значительном участии мыслительных (когнитивных) процессов - воспоминаний, умозаключений и т.д. По мере изживания психической травмы включаются защитные механизмы вытеснения и смещения, что равнозначно формированию условной реакции. Условный стимул здесь входит, как правило, в состав безусловного стимула, как часть в целое. В этом случае условная реакция, ранее являвшаяся составной частью безусловной реакции, в результате смещения как бы принимает на себя весь её "отрицательный эмоциональный заряд". То есть второстепенная проблема в какой-то момент начинает восприниматься как более актуальная, чем вытесненная главная проблема (оценка ситуации в целом), включавшая в себя до вытеснения эту второстепенную проблему. В результате этого снижается острота (актуальность) основной проблемы. В динамике эти процессы психической защиты можно рассмотреть на примерах.

     При переходе в другую школу Анна столкнулась с непривычными для неё строгими требованиями. Некоторые учителя, как она посчитала, отнеслись к ней несправедливо, и она их возненавидела. Ходить в школу с таким настроением очень тяжело. Поэтому переживания по поводу учителей со временем притупились, но у ней появилось отвращение к учёбе (чтению книг, подготовке домашних заданий и т.д.), хотя в прежней школе она училась неплохо. Смещение в данном случае произошло на учебные дела и проблемы, так как они стали условными сигналами, предваряющими неприятное общение с учителями.

     У Кирилла возникла сложная ситуация. По независящим от него обстоятельствам он вынужден переехать в другой город. Предстояла смена привычной обстановки. Не хотелось покидать обжитой дом, накатывались тяжёлые мысли о предстоящем расставании с родственниками и друзьями. Жаль терять работу, уходить из коллектива, в котором он так тяжело адаптировался, но с приобретением опыта занял достойное место. Через некоторое время Кирилл стал замечать, что все переживания отступили на второй план, кроме проблемы, связанной с потерей работы (смещение проблемы в целом на её часть).

    Объектом смещения (то есть условным сигналом, который вызывает, например, реакцию раздражения) в зависимости от ситуации может быть всё что угодно: деталь одежды, черта характера, человек в целом, группа людей, зрительный образ и т.д. То есть при некотором напряжении во взаимоотношениях, например, с одним человеком, смещение может произойти на его внешний вид, манеру поведения. При взаимодействии в группе - на кого-либо из членов этой группы (феномен "козла отпущения").

    Во всех этих примерах наблюдается явление, подобное тому, которое З. Фрейд назвал "вытеснением" в бессознательное. Нас же интересует, скорее, вытеснение в предсознательное, когда главная проблема перестаёт волновать, на какое - то время может забываться, но в определённой ситуации опять вспоминается. При сопоставлении со стадиями выработки условного рефлекса, это состояние (вытеснение) первоначально совпадает со стадией генерализации, когда возникает чувство тревоги (неопределённой опасности). Это и понятно: слишком много условных сигналов (страхов) не "охватывается" сознанием, пока не определится один, самый сильный. Когда это произойдёт (специализация условного рефлекса) - тревога исчезнет - актуальным станет только один условный сигнал (одна проблема). Главная же проблема так и останется вытесненной. Таким образом, смещением завершается начавшийся процесс вытеснения.

     Конечно, процесс смещения не следует понимать буквально, упрощенно, с запрограммированным результатом. Каждую минуту окружающая обстановка меняется. Вместе с ней изменяются и акценты восприятия. Поэтому объект смещения непостоянен, так как из - за сложности главной проблемы, не может быть и однозначного решения. Заметим, что простые, но сильно травмирующие факторы, в результате генерализации вызывают сложные психоэмоциональные реакции; не "охваченные" сознанием, они неизбежно вытесняются и смещаются. Простые, неосложнённые реакции часто являются объектами смещения других, более сложных реакций (проблем).

    Но на этом психический процесс как правило не останавливается. Дальнейшее изживание психической  травмы происходит уже по механизму "инверсии". То есть когда острота реакции ослабевает (опасность отступает), или когда отрицательные эмоции (проблемы) мешают решению других задач (при наличии соответствующей мотивации), происходит "инверсия" - замена отрицательных эмоций положительными. Радикально меняется поведение: стратегия избегания заменяется на стратегию достижения. То, что раньше вызывало страх, отвращение, раздражение, - теперь вызывает интерес, желание обладать этим или испытывать ранее избегаемые ощущения. То есть возникает подчинённая мотивация, формирование которой связано с доминирующей мотивацией.

     Когда у Анны появилось негативное отношение к учёбе из-за проблем с учителями, ситуация казалась безвыходной, если бы не одно событие. В этой школе была традиционно сильной художественная самодеятельность. Анна стала активно участвовать в ней и, обладая прекрасным голосом, удачно выступила на школьном концерте. После этого она почувствовала особое к себе отношение и симпатию окружающих. Ей стало как-то неловко плохо учиться, и она решила стать одной из первых учениц в школе. Под воздействием этой сильной мотивации, негативное отношение к учёбе сменилось позитивным (произошла инверсия). С возникновением интереса к учёбе и появлением первых успехов, наладились отношения и с учителями (основная проблема тоже инвертируется, то есть разрешается).

    У Кирилла в связи с переездом обострились переживания по поводу потери работы. Но при встрече с руководством выяснилось, что в том городе, куда он переезжает, будет открыт филиал фирмы, и Кириллу, как перспективному сотруднику, предложили его возглавить. После этого предложения (сильная мотивация), улетучились все переживания по поводу расставания с трудовым коллективом (инверсия). Более того, деловые отношения с некоторыми членами трудового коллектива теперь стали восприниматься им как неприязненные с обеих сторон (инверсия чувств от терпимости и, следовательно, скрытой напряжённости, до полного неприятия, что, как ни странно, послужило разрядкой). Как только эта проблема отступила, вдруг обострились другие переживания, уже по поводу расставания с друзьями (возникло новое смещение на часть главной проблемы). Так как мотивация очень сильная (карьерные устремления), то и эта проблема быстро рассеялась: у Кирилла появилось желание испытать себя одиночеством, другими трудностями.

    Такого типа инверсии (как в последнем примере) можно обозначить, как "желание причинить себе боль", понимая под словом боль и психическую травму тоже. В подобных ситуациях случаются и инверсии типа "желание причинить боль другому". Но при ближайшем рассмотрении оказывается, что желание причинить боль другому равносильно причинению боли самому себе, если этот другой человек тебе небезразличен. Не углубляясь в детали, заметим, что З. Фрейд уже отмечал подобное явление - возможность одновременного существования у человека противоположных тенденций в виде перверсий.

    Далее, мотивация, возникшая в результате инверсии, может стать и доминирующей. Подобный процесс З. Фрейд назвал "сублимацией". Но он рассмотрел частный случай, когда сексуальные запретные импульсы, влечения, не находят своего выражения и сублимируются в социально приемлемую деятельность. Понятно, что в результате этого, доминирующей становится мотивация, вызвавшая эту деятельность.

    Пример с Анной. В результате сильного желания стать одной из лучших учениц в школе, у ней появились значительные успехи в учёбе. Но для того, чтобы стать первой, требуется много усилий. Она поняла, что лидерство её уже перестало привлекать. К этому времени уже возникли дружеские отношения с одноклассниками. Ей просто стало интересно учиться, каждый день узнавать что-то новое. Акцент сместился с лидерства на интерес к учёбе. В данном примере, в процессе сублимации задействованы только социальные мотивы.


Источник: http://psy.tom.ru/example.html
Категория: Все о конфликтах | Добавил: nadezhda (26 Марта 09) E
Просмотров: 4487 | Комментарии: 2 | Теги: мотивы, школа, психическая защита, психический процесс, трудовой коллектив | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 2
2 suzydean   (04 Мая 09 06:58) [Материал]
Правильно говорится, что, если человек постоянно что-то забывает, это означает, что он не желает об этом помнить и думать.
Так что ребенок, постоянно не выполняющий домашние задания, забывающий тетради и учебники, вечно не готовый к уроку, скорее всего просто вычеркивает школу из своего сознания, как только выходит за ее порог.
Заинтересованность - это очень важно, но как ее получить?
Если дело именно в учебе, ведение уроков по нетрадиционным методикам может помочь, а если в отношениях с коллективом... sad

1 vbr   (30 Апреля 09 11:06) [Материал]
Делаю вывод, что благодаря этому методу психологической защиты есть возможность решить большинство своих проблем в общении с учениками, опираясь на метод заинтересованности. В свою очередь могу подтвердить, что когда учениками движет мотив соревнования с одноклассниками, то урок становится не только интереснее но и более результативным.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]