А если учитель придирается?

Психолог областного центра «Семья» Наталия Маринцева советует родителям «неудобных» учеников.

—  Не знаю, что делать, как нам быть. Моего сына невзлюбила учительница. Она его просто терпеть не может! — нервничает мама второклассника одной из волгоградских школ. И протягивает дрожащими руками дневник:

—  Вот, посмотрите.

На каждой странице записи красной ручкой кричат о том, что ученик вертится за партой, носится сломя голову на переменах, забыл тетрадку, ручку и т.д. и т.п. Плюс отчаянные призывы: «Родители, срочно примите меры!»

Мама достаёт из сумки несколько тетрадок сына. Как ещё одно доказательство предвзятости учительницы и несправедливости её отметок.

—  Может, нам в другой класс перейти или в другую школу?

Психологу трудно оценить степень необъективности педагога. Да и вряд ли нужно это делать. Ведь очевидно, что сложилась ситуация, в которой педагог с ребёнком не справляется. Отсюда и его постоянные воззвания к родителям, вероятно, в надежде, что карающий родительский гнев обрушится на голову (или совсем на другие места) виноватого дитяти.

Такой школьно-семейный конфликт встречается нередко. Родителям нужно призвать всю свою выдержку и постараться объективно оценить ситуацию. Только так можно что-то сделать для смягчения остроты момента.

Скажите себе: «Да, я очень люблю своего ребёнка, даже если он плохой ученик. Да, я нервничаю (расстраиваюсь, бешусь). Но весь мир не обязан любить моё чадо».

Перечитайте замечания учителя, хотя бы временно «выключив» свои эмоции и не заражаясь эмоциями педагога. Просто читайте текст: что за ним стоит?

Например, «Весь урок смотрит в окно», «Опять сидит мечтает». Это, скорее всего, про скуку и невнимание. Так бывает: тело здесь, а мысли далеко. Не разбужен интерес к процессу обучения. А насильно никого не заставишь «брать» знания.

«Всё время отвлекается», «На уроке занимается чем угодно». Вероятно, есть трудности с концентрацией внимания.

«Пол-урока лазал под столом», «Мешает всему классу». Речь об излишней активности, возможно, даже о синдроме гиперактивности или желании привлечь к себе внимание.

Обязательно попытайтесь получить более или менее ясное представление, что движет ребёнком.


Чем вы можете ему помочь?

1. Конечно, спокойно говорите с учеником о происходящем. И о том, что же он так долго искал под столом. И о том, почему ему так нравится смотреть в окно. И куда делась ручка. Выясните, не потерялась ли тетрадка.

Ключевые моменты:

—  не обсуждайте поступки учителя с ребёнком или в присутствии ребёнка;

—  выясните, какая помощь ему нужна, чтобы он вёл себя по-другому;

—  объясните отпрыску, как для вас важно, чтобы он получил образование. И не менее это важно для любого нормального человека;

—  не наказывайте, не бейте, не стыдите и не унижайте за невнимательность, рассеянность или беготню. Если дети чувствуют, что их любят и понимают, они меняются в лучшую сторону.

2. Конечно, необходимо встретиться и поговорить с учителем.

Ключевые моменты:

—  не начинайте беседы в учительской. Только тет-а-тет;

—  не оправдывайтесь, не защищайтесь и не нападайте. Слушайте и старайтесь понять (включаем логику);

—  не берите на себя ответственность за то, что происходит в школе. У педагога, как и у ребёнка, есть своя мера ответственности;

—  не обещайте того, чего выполнить не сможете;

—  не угрожайте учителю и не ведите себя с позиции силы, также и не унижайтесь (позиция слабости).

В подобных конфликтных ситуациях старайтесь говорить от своего имени, избегая местоимений «ты» или «Вы». Лучше: «Я переживаю…», «Мне трудно решить…»

Вы не согласны с тем, что говорит педагог? Попробуйте применить такую словесную тактику: «Я, конечно, понимаю… (что мой ребёнок далеко не подарок), но… (давайте вместе искать выход)».

Кстати, фразы типа «Да, но…» не провоцируют собеседника на агрессию и помогают искать совместные конструктивные решения.

Прислушайтесь, как вы говорите о проблемах воспитания. Допустим, часто повторяете местоимение МЫ (про ребёнка и про себя). «Учиться мы не хотим». «Не лучше ли нам в другой класс перейти?» Это может быть признаком того, что вы больше живёте жизнью ребёнка, чем своей. Поэтому и ситуацию конфликта вам трудно оценивать адекватно.


Переходить ли в другой класс или школу?

Иногда при затяжном и трудноразрешимом конфликте это представляется лучшим выходом. Но тут есть одна опасность. Если мы не хотим здесь и сейчас разрешать трудную ситуацию, а перебегаем в другое пространство, наше неразрешённое прошлое потащится за нами. Ведь от себя не убежишь! Есть риск, что подобное будет повторяться вновь и вновь, а у маленького человека сформируется привычка незавершённых конфликтных отношений.

Не справляетесь сами, ничего страшного. Ищите того, кто вам поможет: близкие, умные друзья или специалисты (психологи, педагоги). Мир, в котором мы живём, состоит из разных людей. У каждого встреченного на жизненном пути мы чему-то учимся.

Берегите друг друга!



Источник: http://www.volgograd.ru/theme/info/psihology/sovety/77349.pub
Категория: Все о конфликтах | Добавил: nadezhda (31 Октября 08)
Просмотров: 9319 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 3
3 Debs   (04 Мая 09 12:44) [Материал]
Довольно таки распространенная ситуация, в которой очень важно найти верное решение и не затягивать конфликт. В статье приведены дельные советы родителям, но хотелось бы отметить, что и учителю, и родителям ребенка было бы целесообразно обратиться к школьному социальному педагогу. И также следует уделить внимание учителю – необходимо объяснить ему необходимость находить индивидуальный подход к каждому ученику, в противном же случае уровень профессионализма такого учителя окажется под вопросом.

2 marussja   (27 Апреля 09 10:07) [Материал]
В данной ситуации, главное не рубить с плеча. А разобраться в ситуации, как бы это ни казалось трудным. Ведь и учитель тоже может ошибаться. Если существует такой конфликт, то виноваты обе стороны. С одной стороны - учитель не сумел найти правильный подход к ребенку, а ведь это его профессия. Но и родители должны следить за ребенком и разобраться - насколько слова учителя соответствуют действительности. Ведь образование ребенка это очень важно, но его психическое здоровье - важнее намного.

1 AlinaM32   (02 Декабря 08 20:27) [Материал]
Родителям действительно очень трудно воспринимать своего ребенка, который для них самый лучший, как объект "нелюбви". Этому просто надо учиться. Любитьь наших детей так же как мы никто не обязан и не будет.
Но в данной ситуации так ли обоснованы замечания учителя? Ведь это только второй класс, а ребенок для нее уже неуправляемый. Я не могу в это поверить. Она просто не пытается найти подход к ребенку, что просто обязана сделать. Иначе зачем становиться учителем? Я когда была начинающим педагогом ( правда не в школе, а в детском саду ) жила жизнью этих маленьких человечиков, знала о своих детках в группе все, к каждому был свой подход. И был в моей группе мальчик, который славился на весь детский сад своей так званой неуправляемостью. Но на моей смене он был золотым ребенком. Я просто нашла к нему подход.
Увы, в саду я больше не работаю, у меня своих трое деток и теперь к ним нахожу индивидуальный подход

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]