Психолог областного центра «Семья» Наталия Маринцева советует родителям «неудобных» учеников. — Не знаю, что делать, как нам быть. Моего сына невзлюбила учительница. Она его просто терпеть не может! — нервничает мама второклассника одной из волгоградских школ. И протягивает дрожащими руками дневник: — Вот, посмотрите. На каждой странице записи красной ручкой кричат о том, что ученик вертится за партой, носится сломя голову на переменах, забыл тетрадку, ручку и т.д. и т.п. Плюс отчаянные призывы: «Родители, срочно примите меры!» Мама достаёт из сумки несколько тетрадок сына. Как ещё одно доказательство предвзятости учительницы и несправедливости её отметок. — Может, нам в другой класс перейти или в другую школу? Психологу трудно оценить степень необъективности педагога. Да и вряд ли нужно это делать. Ведь очевидно, что сложилась ситуация, в которой педагог с ребёнком не справляется. Отсюда и его постоянные воззвания к родителям, вероятно, в надежде, что карающий родительский гнев обрушится на голову (или совсем на другие места) виноватого дитяти. Такой школьно-семейный конфликт встречается нередко. Родителям нужно призвать всю свою выдержку и постараться объективно оценить ситуацию. Только так можно что-то сделать для смягчения остроты момента. Скажите себе: «Да, я очень люблю своего ребёнка, даже если он плохой ученик. Да, я нервничаю (расстраиваюсь, бешусь). Но весь мир не обязан любить моё чадо». Перечитайте замечания учителя, хотя бы временно «выключив» свои эмоции и не заражаясь эмоциями педагога. Просто читайте текст: что за ним стоит? Например, «Весь урок смотрит в окно», «Опять сидит мечтает». Это, скорее всего, про скуку и невнимание. Так бывает: тело здесь, а мысли далеко. Не разбужен интерес к процессу обучения. А насильно никого не заставишь «брать» знания. «Всё время отвлекается», «На уроке занимается чем угодно». Вероятно, есть трудности с концентрацией внимания. «Пол-урока лазал под столом», «Мешает всему классу». Речь об излишней активности, возможно, даже о синдроме гиперактивности или желании привлечь к себе внимание. Обязательно попытайтесь получить более или менее ясное представление, что движет ребёнком. Чем вы можете ему помочь? 1. Конечно, спокойно говорите с учеником о происходящем. И о том, что же он так долго искал под столом. И о том, почему ему так нравится смотреть в окно. И куда делась ручка. Выясните, не потерялась ли тетрадка. Ключевые моменты: — не обсуждайте поступки учителя с ребёнком или в присутствии ребёнка; — выясните, какая помощь ему нужна, чтобы он вёл себя по-другому; — объясните отпрыску, как для вас важно, чтобы он получил образование. И не менее это важно для любого нормального человека; — не наказывайте, не бейте, не стыдите и не унижайте за невнимательность, рассеянность или беготню. Если дети чувствуют, что их любят и понимают, они меняются в лучшую сторону. 2. Конечно, необходимо встретиться и поговорить с учителем. Ключевые моменты: — не начинайте беседы в учительской. Только тет-а-тет; — не оправдывайтесь, не защищайтесь и не нападайте. Слушайте и старайтесь понять (включаем логику); — не берите на себя ответственность за то, что происходит в школе. У педагога, как и у ребёнка, есть своя мера ответственности; — не обещайте того, чего выполнить не сможете; — не угрожайте учителю и не ведите себя с позиции силы, также и не унижайтесь (позиция слабости). В подобных конфликтных ситуациях старайтесь говорить от своего имени, избегая местоимений «ты» или «Вы». Лучше: «Я переживаю…», «Мне трудно решить…» Вы не согласны с тем, что говорит педагог? Попробуйте применить такую словесную тактику: «Я, конечно, понимаю… (что мой ребёнок далеко не подарок), но… (давайте вместе искать выход)». Кстати, фразы типа «Да, но…» не провоцируют собеседника на агрессию и помогают искать совместные конструктивные решения. Прислушайтесь, как вы говорите о проблемах воспитания. Допустим, часто повторяете местоимение МЫ (про ребёнка и про себя). «Учиться мы не хотим». «Не лучше ли нам в другой класс перейти?» Это может быть признаком того, что вы больше живёте жизнью ребёнка, чем своей. Поэтому и ситуацию конфликта вам трудно оценивать адекватно. Переходить ли в другой класс или школу? Иногда при затяжном и трудноразрешимом конфликте это представляется лучшим выходом. Но тут есть одна опасность. Если мы не хотим здесь и сейчас разрешать трудную ситуацию, а перебегаем в другое пространство, наше неразрешённое прошлое потащится за нами. Ведь от себя не убежишь! Есть риск, что подобное будет повторяться вновь и вновь, а у маленького человека сформируется привычка незавершённых конфликтных отношений. Не справляетесь сами, ничего страшного. Ищите того, кто вам поможет: близкие, умные друзья или специалисты (психологи, педагоги). Мир, в котором мы живём, состоит из разных людей. У каждого встреченного на жизненном пути мы чему-то учимся. Берегите друг друга! Источник: http://www.volgograd.ru/theme/info/psihology/sovety/77349.pub | |
| |
Просмотров: 9319 | Комментарии: 3 | |
Всего комментариев: 3 | ||||||||
|