Учителя утратили свою читательскую квалификацию
Исследования о профессиональном и досуговом чтении учителей из трех регионов России провела группа исследователей под управлением доцента кафедры библиотековедения и теории чтения Санкт-Петербургского университета культуры и искусств, президента регионального отделения Ассоциации школьных библиотек России Ольги Старовойтовой. Были опрошены более 600 учителей по 64 пунктам.

Как рассказала «НГ» Ольга Старовойтова, больше всех читают сегодня учителя начальной школы и учителя новых дисциплин (МХК, ОБЖ и других предметов). Это как раз те учителя, которые не имеют специального педагогического образования, а пришли в школу в результате школьных реформ и разных экономических обстоятельств. Бывшие научные сотрудники, инженеры читают много, потому что в своей предметной области привыкли постоянно совершенствоваться. В их прежней профессии существовало правило: если специалист не обращается в течение двух лет к профессиональной периодике, он теряет свою квалификацию. 

Меньше всех, по данным опросов, читают преподаватели литературы (исключения есть). Они настолько уверены в своем сильном литературоведческом образовании, которое получили еще в вузе, говорит Ольга Старовойтова, что потребности перечитать что-то на современном этапе жизни у них порой и не появляется. Современную литературу они тоже читают мало. Почему? 

В большинстве случаев учителя являются посетителями всего двух библиотек. Одна из них – это школьная библиотека. Но после того как в конце 1980-х годов была разрушена централизованная система доставки художественных книг в школьную библиотеку, выбор книг там крайне мал. В домашние же библиотеки учителя стараются покупать в основном книжки для своих детей. Педагогическую литературу покупает каждый пятый учитель из опрошенных.

Увы, учителя не готовы обсуждать с детьми прочитанное ими. Почему? Они утратили свою читательскую квалификацию. Современные дети более информированы о книжных новинках, чем их наставники. В этом кроется и причина большинства конфликтов в школе. Чаще всего школьные конфликты – это конфликты информационных ресурсов. Если получается, что ученик владеет значительно большими ресурсами (не академическими знаниями, а ресурсами), чем учитель, то есть и почва для конфликта. Это вообще большая проблема современного информационного общества, сказала «НГ» Ольга Старовойтова.
Категория: Все о конфликтах | Добавил: nadezhda (31 Октября 08) E
Просмотров: 3687 | Комментарии: 1 | Теги: чтение, Учитель, конфликт | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 darysveta   (04 Мая 09 09:45) [Материал]
Простой, казалось бы, выход из создавшейся ситуации - включать в учебный план минимум час-два занятий по изучению современной литературы. Насколько ни продумана направленная "сверху" информационная заполняемость учебных часов, она все же существенно отстает от издаваемых в стране бестселлеров. Но порой возникает весьма нелепая ситуация: педагог в целях сокрытия от ученика своей полной неосведомленности о новинках литературы просто навешивает на них ярлыки "низкохудожественная", "бульварное чтиво" и т.д. В данном случае конфликт сторон видится мне не в их взаимоотношениях. Это чисто психологическая проблема учителей "старого формата" или воспитанных ими молодых педагогов.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]