Формирование информационной компетентности обучающихся на уроках математики
В Концепции модернизации Российского образования подчеркивается: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, развитым чувством ответственности за судьбу страны». Новая парадигма образования ориентирована на формирование потребностей в постоянном пополнении и обновлении знаний, совершенствовании умений и навыков, их закреплении и превращении в компетенции.
В связи с этим передо мной возникла проблема: «Как воплотить личностные и социальные смыслы образования в процессе обучения математике?»
Изучив теоретические основы компетентностного подхода, методы развития ключевых компетенций на уроках математики, я решила особое внимание в образовательной деятельности уделить формированию у школьников именно информационной компетенций на уроках математики. Почему из перечня ключевых компетенций я выделила именно ее?
При увеличении объемов информации и скорости ее потоков в современном обществе особенно актуальными становятся умения, связанные с восприятием, обработкой и переработкой информации. От умения работать с информацией, критически осмысливать ее, от умения организовать познавательную систематическую деятельность зависит степень интереса учащихся к учебе, уровень знаний, готовность к постоянному самообразованию.
Решающее значение для адаптации человека к сложным реалиям современного общества имеет не только объем накопленной информации в виде знания, но и их системность и умение применять эти знания в практической деятельности.
Современное представление о качественном образовании включает в составе необходимого элемента свободное владение информационными технологиями. Соответственно, моя задача - дать ученику широкий выбор информации и способы работы с ней.
Для выполнения данной задачи в своей практике использую ряд приемов и методов.
На уроках обычно не хватает времени на знакомство с историей математики. В связи с этим, учащимся предлагается найти дополнительный материал о великих математиках, истории открытия теорем и формул, происхождении математических терминов, используя различные источники информации. Дети получают за это дополнительную оценку, что является стимулом для самостоятельной познавательной деятельности. Развивается интерес к предмету, предоставляется возможность самореализации, выражающаяся в том, что ученики знакомят одноклассников с материалом, которого те не найдут в учебнике.
Близким по реализации являются проведение уроков-семинаров и уроков-конференций. Учащиеся самостоятельно выбирают тему из предложенного диапазона, и раскрывают ее, используя различные источники информации – будь-то энциклопедия из школьной библиотеки или ресурсы сети Интернет. Подобную работу дети выполняют после изучения каждой темы. Им предоставляется право изложить свое видение материала в виде доклада или презентации. Пример такой работы можно увидеть в Приложении 1.
Еще одним из примеров является следующий метод. При изучении новых терминов учащиеся, пользуясь толковым словарем, дают различные определения математического понятия, например: в математике модуль – это…, в строительстве модуль – это…, в космонавтике модуль – это….
Так же развивать информационную компетентность можно путем решения расчетных задач на движение и стоимость. По заданной схеме или числовому выражению предлагаю составить задачу с реальными данными. Дети собирают эти данные, используя доступные им источники. В эту же категорию можно отнести задачи, в которых фигурируют старинные меры веса или длины. Для того, чтобы их решить, дети должны добыть информацию об этих мерах.
Отсюда вытекает еще один вид занятий: найти и распечатать таблицу длин, весов древности, таблицы изображений чисел из разных систем счисления, различные схемы для сборки моделей геометрических фигур и т.д.
В продолжение разговора о задачах можно отметить использование практико-ориентированных задач, т.е. заданий с практическим содержанием, ориентирующих учащихся на математические исследования явлений реального мира. Благодаря таким задачам, школьники видят, что математика находит применение в любой области деятельности, и это, в свою очередь, повышает интерес к предмету, а это напрямую взаимосвязано с уровнем информационной компетенции.

На еще одном из методов, хотелось бы остановиться более подробно. Как уже было сказано, в формировании информационной компетенции особую роль имеет умение работать с различными источниками информации. Учебник в этом списке стоит на главных позициях. И это обосновано, так как часто причиной неуспеваемости ученика является не восприятие объяснения учителя. Вот тут-то и пригодится данная компетентность ученика – информационная, развивать которую, следует с помощью умения общаться с различными информационными источниками, в том числе и с учебником. Однако этот источник не всегда может в полной мере наполнить ученика знаниями, и тогда на помощь может прийти его интерактивный «собрат», т.е. электронное пособие, которое обладает при этом рядом преимуществ:
1) возможность компактного хранения большого объема информации;
2) легко актуализируется (дополняется и расширяется);
3) широкие возможности поиска;
4) возможность выполнения интерактивных упражнений и тестов;
5) наглядность: широкие возможности построения визуальных моделей, представления графической и аудио информации;
6) хорошая структурированность (гипертекстовая организация информации).
7) учет индивидуальных особенностей каждого учащегося за счёт вариативного изложения материала и организации обратной связи
Таким образом, электронные учебные пособия позволяют обогатить курс обучения, дополняя его разнообразными возможностями компьютерных технологий, и делают его более интересным и привлекательным для учащихся, вследствие чего растет уровень их информационной компетентности.
Если же говорить более конкретно об использовании электронных пособий в курсе изучения математики в 5 классе, то в своей работе я широко использую такие пособия как «Путеводитель по истории чисел» (для обогащения знаний учащихся по теме «Натуральные числа»), «В царстве обыкновенных дробей» (тренажер на выполнения действий с обыкновенными дробями), «Стоим дом» (практические задания по теме «Геометрические фигуры») и др.
В заключение, хотелось бы сказать, что какие бы новые веяния, рожденные требованиями времени, ни проникали в школу, как бы ни менялись программы и учебники, формирование информационной культуры школьников, способствующей интеллектуальной и творческой деятельности учащихся, всегда будет одной из основных общеобразовательных и воспитательных задач. Интеллект и творчество – это то, что способствует прогрессу в любой сфере человеческого бытия. Успех интеллектуального развития школьника достигается, главным образом, на уроках и внеурочных мероприятиях, которые нацелены на развитие познавательной активности учащихся.
На мой взгляд, основная задача учителя – научить ребенка учиться, добывать самостоятельно информацию из любых источников, и тогда процесс обучения будет наиболее эффективным.

Список литературы:
1. Акуленко В.Л. Формирование ИКТ-компетентности учителя-предметника в системе повышения квалификации [Текст] / В.Л.Акуленко // Применение новых технологий в образовании: Материалы XV Междунар. конф., 29-30 июня 2004 г., г. Троицк Московской обл.: Изд-во "Тровант", 2004.
2. Бурмакина В. Ф., Зелман, М., Фалина, И. Н.. Большая Семёрка (Б7). Информационно-коммуникационно-технологическая компетентность. Методическое руководство для подготовки к тестированию учителей. Международный банк реконструкции и развития. Национальный фонд подготовки кадров. Центр развития образования АНХ при правительстве РФ, Москва, 2007. http://ifap.ru/library/book360.pdf .
3. Гусинский Э.Н. Этапы обретения компетентности [Текст] / Э.Н. Гусинский, Ю.И. Турчанинова // Развитие и оценка компетентности: тез. докл. конф. - Москва, 1996 / Под ред. В.И. Белопольского и И.Н. Трофимовой. - М.: Институт психологии РАН, 1996.
4. Денисова С.А., г. Новосибирск. Статья «Ключевые компетенции в образовании: современный подход. // Интернет-журнал "Эйдос".
5. Собкин, В.С., Адамчук, Д.Н., Руднев, М.Г. «Анализ факторов, влияющих на компетентность учащихся школ в сфере ИКТ» http://docs.google.com/Doc?id=dd3tt2x6_14hsd3zfd8 .

Категория: Методический кабинет | Добавил: bulavo4ka (13 Августа 11) | Автор: Булавко Ольга Владимировна
Просмотров: 12371 | Комментарии: 1 | Теги: информационные компетентности, математика | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 rafaela09   (27 Сентября 11 20:02) [Материал]
Моё мнение, что умение работать с огромными потоками информации сегодня очень актуально. Естественно основная задача по формированию у учащихся информационной компетентности ложиться на педагогов, школу. Соответственно каждый урок в школе должен быть методически грамотным, продуманным. Должны использоваться новые педагогические технологии, причем не бездумно, а так, чтобы заинтересовывать детей в получении новых знаний, в умении выбирать главное и необходимое при решении практических задач.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]