Когда закончатся зимние каникулы...
Чтобы возвращение к учебе не стало возвращением в серые будни, его нужно продумать заранее Новогодние каникулы не похожи на все остальные. Это не просто свободное время, возможность гулять, спать и бездельничать. Особенные дни жизни, время перемен, надежд. Время сказки. А переход из сказки обратно в реальность болезненно и неизбежно. Проза жизни Дети в конце декабря уходят из разукрашенной игрушками и гирляндами школы, после праздничного карнавала, где учителя улыбались и шутили, даже танцевали. Уходят с подарками и конфетами, с радостными ожиданиями, с ощущением восторга и легкости. А возвращаются они в будничные классы, к вечно непонятной математике и тоскливым упражнениям по русскому языку, к своим прошлогодним проблемам, неудачам… Чуда не произошло, замарашка не стала принцессой. Есть от чего впасть в уныние. Есть причина отказаться ходить на уроки (количество прогулов после зимних каникул всегда возрастает), есть повод конфликтовать с одноклассниками и педагогами. Проблемы, связанные с началом учебной четверти, усугубляются тем, что ребята по-настоящему не успевают отдохнуть за праздники после первого полугодия. Ученики возвращаются в школу эмоционально истощенные, взвинченные, раздраженные и разочарованные. Эхо праздника После новогодних каникул ребенок должен вернуться в праздник. Конечно, не такой шумный, как только что отгремевшие карнавалы. Но все же – праздник. Во-первых, разноцветное убранство класса. Пусть детей встретит в первый рабочий день нарядный кабинет. А потом, ближе к концу недели, можно всем вместе заняться сменой декораций. Не снятием украшений, а именно сменой. К примеру, вместо новогодней символики развесить разноцветные снежинки с веселыми пожеланиями новых успехов одноклассникам и педагогам, личных, именных, и общих. Можно на те же снежинки каникулярные фотографии приклеить как память о пережитых приключениях. А то и птиц, чтобы прямо сразу весну зазывали и планы будущих весенних каникул всему свету сообщали. Во-вторых, подарки. В январе изобилие их заканчивается, и как-то грустно становится. Но можно продлить подарочный сезон, устроив, к примеру, на большой перемене лотерею подарков, когда каждый приносит что-то не самое нужное из скопившихся за праздники в доме даров, все складывается в огромный мешок или размещается на партах и полках, а инициативная группа организует розыгрыш. Похоже на обмен «мусомом» у толкиеновских хоббитов. Призы раздаются по принципу фантов, за удачно исполненные стихи или танцы, за оригинальные комплименты или художественное «кукареку». Можно торговать ими за игровую валюту, которую народ предварительно заработает в ходе какого-то спортивного соревнования или викторины. Самое простое – с закрытыми глазами вытащить из мешка (или срезать с веревочки) посланный судьбой запоздалый сюрприз: незатейливый магнит на холодильник, брелок, наклейки – милые пустяки… Подарок можно приготовить не другим, а себе любимому: написать в конце декабря письмо, открыточку – из прошлого года в новый – и отдать учителю на хранение или положить в красивую коробку в кабинете. А в самый первый день получить вчетверо сложенный листок с добрыми пожеланиями, с уверенными обещаниями измениться к лучшему. Последний отголосок праздника – обмен воспоминаниями о каникулах, разговоры на занятиях и на переменах. Итогом может стать стенд с каникулярными фотографиями, коллаж, газета. Горизонты счастья Лучший способ вернуться к работе – начать планировать, что именно ты собираешься сделать в ближайшие дни и через пару недель. Первые уроки – это не просто повторение. Это разговор о том, какие темы предстоит освоить в третьей четверти, когда какие рубежные контрольные запланированы, олимпиады и конкурсы, как к ним будем готовиться. Представление о сложности работы не пугает ребенка, но мобилизует, заставляет всерьез заняться учебой, без долгой ленивой «раскачки». Строятся не только учебные планы, но и перспективы внеурочной жизни. И среди них обязательно должно быть намечено яркое, радостное событие, которого ребенок будет ждать, считать дни, торопить время. Спектакль, игра, поход… Наконец, прямо в январе можно начинать планировать весенние каникулы, особенно если есть шанс провести их в совместной поездке с классом, в лагере. Предвкушение увлекательного будущего помогает избавиться от ностальгии по прошлому. В то же время для части детей, более инертных, с трудом переключающихся от одного образа жизни, вольного, каникулярного, на другой, рабочий, интенсивный, слишком активное начало занятий, школьных дел станет чрезмерным напряжением сил. Им нужны некоторые послабления в первые дни. И конечно, только похвалы, только хорошие оценки. Все замечания и двойки ребята получат позже, когда накопят достаточно сил, чтобы исправить ошибки. Все вместе Даже если часть класса провела время в лагере или в поездке, деловые отношения во многом забылись. Их придется восстанавливать. Поэтому так важно в первые дни уделить внимание на уроках групповой работе. Причем в который раз обсудить ее правила, трудности взаимодействия. Возможно, некоторые договоренности забылись, что-то устарело, требуются новые законы. Общение вне школьных стен, в лагере, в походе, конечно, помогает ребятам сотрудничать на уроке: возрастает доверие друг к другу, взаимопонимание, доброжелательность. Но возникают и определенные проблемы: невнимание к результату, качеству работы, предпочтение личных симпатий интересам дела. Учитель должен морально приготовиться к тому, что его вроде бы дружные, спокойные дети будут первые дни ссориться и обижаться друг на друга из-за пустяков, могут даже драки случиться, несмотря на радость встречи после долгой разлуки. Может возобновиться борьба за влияние в уже вроде бы установившейся иерархии отношений. Конечно, конкурировать ученики будут не так интенсивно, как в начале года, но все же оставить этот процесс без внимания нельзя. Нужны какие-то объединяющие события, совместные проекты, походы, спектакли, встречи гостей. Чтобы ребята не соревновались и не выясняли, кто из них лучше, а почувствовали необходимость друг в друге, осознали свою общность, сплоченность. Учителю тоже трудно Педагогу тоже непросто возвращаться к работе после праздников. Помимо общих советов, касающихся постепенного включения в трудовой процесс, учитель должен учесть специфику своей профессии. За каникулы многие неприятные моменты, трудности общения с отдельными учениками, бесчисленные ошибки в тетрадях – бесследно исчезают из его памяти. Он входит в класс, где еще не развеялось эхо добрых слов и поздравлений, звучавших в декабре, где в шкафчике лежат вполне прилично написанные итоговые контрольные, результат эффективной работы в течение второй четверти, а в журнале стоят вполне заслуженные полугодовые четверки и пятерки. Какое разочарование ждет нас в начале января! Дети умудрились забыть столько, что кажется, гуляли не две недели, а два месяца. Они болтают на уроках, огрызаются. Они отвыкли слушать, работать… Чтобы не злиться ни на себя, ни на детей, полезно заранее представить себе грядущие трудности. И помнить, что за длинную третью четверть мы еще успеем все наверстать, выучить, втянуться в работу. И конечно, огромным подспорьем во время уроков будет творческое задание на каникулы, которое мы дали классу в декабре. Задание на чтение, наблюдение, собирание. Задание, которое мы спросим в первый день только у желающих. Их энтузиазм подхлестнет остальных ребят, и они тоже выполнят его, и представят на втором, третьем уроке, когда будут готовы. С этого и начнется отсчет наших общих побед и успехов в новом году. Источник: http://ps.1september.ru/view_article.php?ID=201002415 | |
| |
Просмотров: 6515 | Комментарии: 5 | | |
Всего комментариев: 5 | ||||||||||
|