Марина Пинская: «Портфолио было задумано как инструмент собственного развития учителя»
О первоначальном смысле и назначении этой формы работы, которая пока чаще всего вызывает лишь раздражение, рассказывает ведущий научный сотрудник Института развития образования ГУ-ВШЭ Марина ПИНСКАЯ

Количество бумаг, производимых школой, поражает воображение. Инструкции, приказы, планы, отчеты, сводки… И нет им конца, а в последнее время прибавилось еще требование завести портфолио. Учителя, обреченно вздохнув, пошли выполнять. Между тем портфолио используется во многих развитых странах и воспринимается там педагогами и учениками не как досадная и бессмысленная дополнительная нагрузка, а как ресурс для собственного развития. Попробуем понять, какой смысл вкладывали изобретатели портфолио в него изначально...

– Почему так плохо приживается портфолио в российском образовании?

– Наверное потому, что у нас распространена контролирующая, а не поддерживающая система. И любой анализ результатов работы учителя и школы сводится к тому, сколько они могут получить кнута или пряника. Хотя и то и другое может и не случиться. А ведь изначально эта форма была задумана как инструмент для собственного развития: чтобы оценить пройденный путь и наметить дальнейшее продвижение. Во время недавней поездки в Великобританию мы побывали в одной из школ Уэльса и разговаривали с одиннадцатилетним мальчиком, который демонстрировал свое портфолио: «Вот мои результаты в области группового взаимодействия, а это физическое развитие, тут у меня сильное продвижение…» И так он рассказал про все направления своего образования, причем на вопрос о подтверждении того или иного результата показывал работы, фотографии и видео тех событий, в которых участвовал. А у нас, к сожалению, нет ценности развития, главным стимулом к движению становится внешний контроль, под который приходится подстраиваться. Вот и выродилось портфолио в еще один отчет. – А как может выглядеть осмысленное рабочее портфолио, например, учителя?

– Сначала педагог намечает цели своего продвижения на определенный период времени. У американцев это три года. Предположим, он хочет сделать свое взаимодействие с учениками более ориентированным на интересы ребенка, более детоцентричным. Для достижения этого продумывает задачи и этапы работы. К примеру, освоить интерактивные формы взаимодействия, групповую работу, дифференцированный подход к каждому ребенку в зависимости от его способностей и склада характера…

Теперь нужно спланировать, как учитель будет двигаться в этом направлении: какие курсы ему нужно будет пройти, на каком сайте есть подобная информация, кто из коллег может помочь. И по поводу каждого ресурса учитель планирует, когда он будет с ним работать. А потом, по мере продвижения, он отмечает, что сделано, как получилось, какие тупики и новые возможности открылись. – То есть это открытый план развития?

– Открытый. Но чтобы педагога не заносило в сторону постоянного изменения первоначального направления, у него есть куратор, с которым он обсуждает свое продвижение время от времени. Не говоря уже о том, что существует и стратегия развития школы в целом. И учитель, например тот самый, который осваивает детоцентричные способы работы, планируя направление собственного развития, должен будет с помощью куратора и директора соотнести его с движением школы, которая работает, к примеру, над формами оценивания. Тогда он в свое портфолио вносит направления, совмещающие обе задачи.

– Насколько структура портфолио должна быть унифицирована? Можно ли составлять его в свободной форме?

– Только внутри оговоренной структуры, которая открыто обсуждается, например, на уровне школы, а потом становится обязательной для всех педагогов, работающих в ней. На этапе обсуждения каждый может вносить и отстаивать свои предложения. А после принятия общего решения должен соблюдать его. Это нормальная практика гражданского общества.

– Судя по схеме – планирование и описание результата – очень похоже на то, что мы все хорошо знаем еще с советских времен: в августе пишешь план на год, а в конце учебного года отчитываешься по нему. Планируешь формирование чего-нибудь очень полезного, а потом пишешь, какие мероприятия проведены. В чем же разница?

– При перечислении мероприятий нет картины процесса, фотографий, видео. Простое перечисление превращает всю затею в формальный отчет. Допустим, провели игру или праздник. И как это было? Ради галочки или по-настоящему?

– Помимо автора, анализирующего собственное развитие, кому нужны портфолио?

– Ученические – учителю, чтобы видеть не только количественные показатели успеваемости, но и процесс развития детей. Учительские – школе, чтобы оценить пройденное и наметить перспективы. Портфолио выпускников – институтам, чтобы оценить уровень абитуриентов. Это, конечно, более долгий и затратный способ отбора по сравнению с тестами. Но практика западных вузов показывает, что эти затраты оправданны. – На западе это инструмент оценивания работы учителя?

– До некоторой степени. Помимо портфолио есть критерии, определяющие уровень мастерства.

– Есть ли соблазн, достигнув высшей степени, остановиться? Зачем мне планировать продвижение, если я по всем показателям мастер? – На западе такой ситуации быть не может, чтобы на дверях класса висела табличка: «Мс. Учительница, 3 года до пенсии, не беспокоить». Там, как мы уже говорили вначале, у всех есть ценность развития. Достиг мастерства в преподавании – становишься наставником или куратором для молодых коллег. И начинаешь двигаться в этом направлении.

– Так может быть, вводя и насаждая эту бесспорно прогрессивную форму, можно постепенно повысить учительский уровень? – Как ни тяжело мне об этом говорить, если портфолио осложняет жизнь учителю, его не нужно насаждать. Неоднократно слышала истории о том, как пожилые учителя уходили с работы из-за того, что от них требовали еще и этого.

– С чего лучше начинать, если директор захочет вводить его по уму, не формально?

– Сначала по желанию, не под одну гребенку и не с завтрашнего дня. И стимулировать это желание.

Беседовала Елена КУЦЕНКО

Источник: http://ps.1september.ru/view_article.php?ID=201002010
Категория: Методический кабинет | Добавил: nadezhda (31 Октября 10) | Автор: Беседовала Елена КУЦЕНКО
Просмотров: 4418 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 3
3 vidok1989   (11 Ноября 10 18:49) [Материал]
я считаю создание портфолио положительным моментом, работодатель может наглядно убедиться в квалификации работника и посмотреть развивается ли он в своей деятельности

2 MX   (11 Ноября 10 17:10) [Материал]
Идея портфолио, несомненно, не плоха сама по себе, и, если судить объективно, очень помогла бы работодателю или просто руководителю лучше разобораться в перспективах подчиненного. Но, как не жаль это констатировать, ровняться с Западом мы пока не можем. Как отмечалось в статье, к портфолио нужно прилагать наглядные доказательства проведенных мероприятий - фотографии, видео и т. п. Если в больших городах это не такая уж невидаль, то провинциальному учителю приходится труднее, а спрос со всех одинаков. Элементарно распечатать фотографии на цветном принтере - это непростая и недешевая задачка. Если все это добавить к другим "обязанностям" современного учителя (даже помимо непосредственно преподавания), картина получается неблагоприятная. Вот и уходят учителя.

1 Alur   (11 Ноября 10 14:13) [Материал]
Вы знаете, идея "портфолио" не так уж и плоха. Кроме того, что позволяет руководителю сформировать первоначальное мнение о человеке, которого принимают на работу, это также возможность проанализировать свою собственную деятельность. Иногда это оказывается очень полезным.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]