Информационные технологии в образовательном процессе
Последнее время в учебно-воспитательный процесс все глубже внедряются информационные технологии. Для
чего же нужно использовать ИКТ в процессе обучения, что нового они
привнесут в школьное образование, и будут ли эти новшества полезны? -
этим вопросом сейчас задаются многие педагоги.Давайте попытаемся
определить, какие же проблемы призваны решить информационные
технологии. Все моменты, касаемые положительного влияния ИКТ на
образовательный процесс, можно разделить на две группы:
общеобразовательные и частные. К общеобразовательным можно отнести следующие положения: 1. Информационные технологии призваны научить ученика применять свои знания на практике (проводить исследования на основе полученных знаний, использовать их для создания продукта и т.д.) 2. Развитие личности ученика, которая органично впишется в современное общество. Основное противоречие системы образования – противоречие между быстрым темпом приращения знаний в современном мире и ограниченными возможностями их усвоения индивидом, что заставляет педагогику отказаться от устоявшегося образовательного идеала всесторонне-развитой личности и сформулировать новый – максимальное развитие способностей человека к самореализации. Частные: 3. Урок с использованием информационных технологий становится более интересным для учащихся, следствием чего, как правило, становится более эф-фективное усвоение знаний; улучшается уровень наглядности на уроке. 4. Использование некоторых компьютерных программ позволяет облегчить труд педагога: подбор заданий, тестов, проверка и оценка качества знаний, тем самым на уроке освобождается время для дополнительных заданий (за счет то-го, что материалы заранее заготовлены в электронном виде). 5. Повышение эффективности урока за счет наглядности. Как известно, с помощью органов слуха воспринимается лишь 15% информации, с помощью органов зрения - уже 25%, при комплексном восприятии информации с помощью органов зрения и слуха количество полученной информации увеличивает-ся до 65%. Конечно, достигнуть этого можно и другими методами (плакаты, карты, таблицы, записи на доске), но компьютерные технологии, бесспорно, создают гораздо более высокий уровень наглядности. 6. Возможность продемонстрировать явления, которые в реальности увидеть невозможно. 7. Информационные технологии представляют широкие возможности для индивидуализации и дифференциации обучения, причем не только за счет раз-ноуровневых заданий, но также и за счёт самообразования учащегося. Использование на уроках компьютеров имеет свои очевидные преимуще-ства, однако в этом, к сожалению, имеются и недостатки: 1. Обычно подготовка подобного урока - трудоемкий для педагога процесс, который занимает немало времени и требует наличия определенных знаний и навыков. 2. Необходимость в технических средствах, которые не всегда доступны учителю – предметнику. Из всего сказанного выше вытекает следующий закономерный вопрос: Насколько часто следует использовать компьютер на уроках по различным предметам? Однозначный ответ на этот проблемный вопрос пока дать вряд ли возможно. Исходя из своего педагогического опыта, сейчас я бы ответила так: по возможности (сколько уроков с использованием ИКТ учителю по силам подго-товить и организовать) и по необходимости (если педагог способен аргументи-ровать ту позицию, что урок по определенной тематике в традиционной форме будет более эффективен, нет необходимости дополнительно нагружать техни-ческие средства). Необходимо учитывать, что урок с использованием информационных технологий несколько отличается от традиционного урока. Единую структуру по-добного урока выделить сложно, так как каждый урок индивидуален, что опре-деляется рядом причин: спецификой предметной области, содержанием кон-кретного урока, привязкой к аппаратным средствам информационных техноло-гий, дидактическими возможностями программных средств, типом и качеством электронных ресурсов, ИКТ - компетенцией педагога. Однако при этом всё же можно выделить следующие этапы проектирования подобного урока: I. Концептуальный Аргументируется необходимость использования средств ИКТ: дефицит ис-точников учебного материала; возможность представления в мультимедийной форме уникальных информационных материалов (картин, рукописей, видео-фрагментов); визуализация изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей меж-ду объектами; необходимость объективного оценивания в более короткие сроки и т.п. Формулировка учебных целей с ориентацией на достижение результатов (формирование, закрепление, обобщение знаний, контроль усвоения и т.п.); Выбор типа образовательных электронных ресурсов. II. Технологический Отбор электронных ресурсов с позиции генерализации информации; Определение необходимого аппаратного обеспечения (наличие локальной сети, выход в Интернет, мультимедийный проектор, необходимое системное программное обеспечение); Прогнозирование эффективности использования данного ресурса при про-ведении различного рода занятий; Выбор методики проведения занятий и проектирование основных видов деятельности учителя и учащихся; Выбор способа взаимодействия учителя и ученика. III. Операциональный Осуществляется поэтапное планирование урока, подготовка учебных мате-риалов. Для каждого этапа определяются: формулировка цели с ориентацией на конкретный результат; длительность этапа; форма организации деятельности учащихся со средствами ИКТ; функции преподавателя и основные виды его деятельности на данном этапе; форма промежуточного контроля. IV. Педагогическая реализация Роль учителя на уроке с использованием ИКТ изменяется, учитель теперь не источник знаний, а менеджер процесса обучения, главными задачами педагога становятся: управление познавательной деятельностью учащегося и диагностика его психологического состояния. На данном этапе педагогу необходи-мо определиться с методикой диагностики и методом управления процессом обучения.Разработка урока с использованием информационных технологий возможна лишь при наличии электронного ресурса. Учебные электронные ресурсы можно разделить на три группы, в зависимости от выполняемой функции. 1. Иллюстрация учебного материала (таблицы, схемы, опыты, видео-фрагменты); 2. Поддержка учебного материала (задания, тесты и т.д.) 3. Источник учебного материала (электронный учебник, разработка задания для самостоятельной работы учащегося). По способу разработки они могут принадлежать к одному из следующих видов: 1. Интернет ресурсы (могут использоваться не только непосредственно на уроке, но и для подготовки). 2. Специальные (сюда включаются все электронные ресурсы, выпускае-мые различными издательствами). 3. Универсальные (Word, Excel, Power Point и т.д.- предназначены для соз-дания педагогами собственных образовательных ресурсов). Реалии нашей жизни таковы, что как бы мы, учителя, не относились к компьютеру, каких бы педагогических методик не придерживались, нам уже никуда не деться от всё более широкого распространения и необходимости использования информационных технологий в нашей работе. В связи с этим
первоочередной задачей педагогов, а особенно учителей информатики,
становится повышение эффективности уроков с использованием ИКТ. Для
того, чтобы успешно решать большинство образовательных и
воспитательных задач, нам необходимо строить свою педагогическую
деятельность таким образом, чтобы при ответе на вопрос о
целесообразности использовании информационных технологий в процессе
обучения становилось всё больше «за», и всё меньше «против». Шидловская Елена Алексеевна | |
| |
Просмотров: 5734 | Комментарии: 3 | |
Всего комментариев: 3 | |||
|