Информационные технологии в образовательном процессе
Последнее время в учебно-воспитательный процесс все глубже внедряются информационные технологии. Для чего же нужно использовать ИКТ в процессе обучения, что нового они привнесут в школьное образование, и будут ли эти новшества полезны? - этим вопросом сейчас задаются многие педагоги.Давайте попытаемся определить, какие же проблемы призваны решить информационные технологии. Все моменты, касаемые положительного влияния ИКТ на образовательный процесс, можно разделить на две группы: общеобразовательные и частные.
К общеобразовательным можно отнести следующие положения:
1. Информационные технологии призваны научить ученика применять свои знания на практике (проводить исследования на основе полученных знаний, использовать их для создания продукта и т.д.)
2. Развитие личности ученика, которая органично впишется в современное общество.
Основное противоречие системы образования – противоречие между быстрым темпом приращения знаний в современном мире и ограниченными возможностями их усвоения индивидом, что заставляет педагогику отказаться от устоявшегося образовательного идеала всесторонне-развитой личности и сформулировать новый – максимальное развитие способностей человека к самореализации.
Частные:
3. Урок с использованием информационных технологий становится более интересным для учащихся, следствием чего, как правило, становится более эф-фективное усвоение знаний; улучшается уровень наглядности на уроке.
4. Использование некоторых компьютерных программ позволяет облегчить труд педагога: подбор заданий, тестов, проверка и оценка качества знаний, тем самым на уроке освобождается время для дополнительных заданий (за счет то-го, что материалы заранее заготовлены в электронном виде).
5. Повышение эффективности урока за счет наглядности.
Как известно, с помощью органов слуха воспринимается лишь 15% информации, с помощью органов зрения - уже 25%, при комплексном восприятии информации с помощью органов зрения и слуха количество полученной информации увеличивает-ся до 65%. Конечно, достигнуть этого можно и другими методами (плакаты, карты, таблицы, записи на доске), но компьютерные технологии, бесспорно, создают гораздо более высокий уровень наглядности.
6. Возможность продемонстрировать явления, которые в реальности увидеть невозможно.
7. Информационные технологии представляют широкие возможности для индивидуализации и дифференциации обучения, причем не только за счет раз-ноуровневых заданий, но также и за счёт самообразования учащегося.
Использование на уроках компьютеров имеет свои очевидные преимуще-ства, однако в этом, к сожалению, имеются и недостатки:
1. Обычно подготовка подобного урока - трудоемкий для педагога процесс, который занимает немало времени и требует наличия определенных знаний и навыков.
2. Необходимость в технических средствах, которые не всегда доступны учителю – предметнику.
Из всего сказанного выше вытекает следующий закономерный вопрос: Насколько часто следует использовать компьютер на уроках по различным предметам? Однозначный ответ на этот проблемный вопрос пока дать вряд ли возможно. Исходя из своего педагогического опыта, сейчас я бы ответила так: по возможности (сколько уроков с использованием ИКТ учителю по силам подго-товить и организовать) и по необходимости (если педагог способен аргументи-ровать ту позицию, что урок по определенной тематике в традиционной форме будет более эффективен, нет необходимости дополнительно нагружать техни-ческие средства).
Необходимо учитывать, что урок с использованием информационных технологий несколько отличается от традиционного урока. Единую структуру по-добного урока выделить сложно, так как каждый урок индивидуален, что опре-деляется рядом причин: спецификой предметной области, содержанием кон-кретного урока, привязкой к аппаратным средствам информационных техноло-гий, дидактическими возможностями программных средств, типом и качеством электронных ресурсов, ИКТ - компетенцией педагога.
Однако при этом всё же можно выделить следующие этапы проектирования подобного урока:
I. Концептуальный
Аргументируется необходимость использования средств ИКТ: дефицит ис-точников учебного материала;
возможность представления в мультимедийной форме уникальных информационных материалов (картин, рукописей, видео-фрагментов);
визуализация изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей меж-ду объектами;
необходимость объективного оценивания в более короткие сроки и т.п.
Формулировка учебных целей с ориентацией на достижение результатов (формирование, закрепление, обобщение знаний, контроль усвоения и т.п.);
Выбор типа образовательных электронных ресурсов.
II. Технологический
Отбор электронных ресурсов с позиции генерализации информации;
Определение необходимого аппаратного обеспечения (наличие локальной сети, выход в Интернет, мультимедийный проектор, необходимое системное программное обеспечение); Прогнозирование эффективности использования данного ресурса при про-ведении различного рода занятий;
Выбор методики проведения занятий и проектирование основных видов деятельности учителя и учащихся;

Выбор способа взаимодействия учителя и ученика.
III. Операциональный
Осуществляется поэтапное планирование урока, подготовка учебных мате-риалов.
Для каждого этапа определяются:
формулировка цели с ориентацией на конкретный результат; длительность этапа;
форма организации деятельности учащихся со средствами ИКТ; функции преподавателя и основные виды его деятельности на данном этапе;
форма промежуточного контроля.

IV. Педагогическая реализация
Роль учителя на уроке с использованием ИКТ изменяется, учитель теперь не источник знаний, а менеджер процесса обучения, главными задачами педагога становятся:
управление познавательной деятельностью учащегося и диагностика его психологического состояния.
На данном этапе педагогу необходи-мо определиться с методикой диагностики и методом управления процессом обучения.Разработка урока с использованием информационных технологий возможна лишь при наличии электронного ресурса.
Учебные электронные ресурсы можно разделить на три группы, в зависимости от выполняемой функции.
1. Иллюстрация учебного материала (таблицы, схемы, опыты, видео-фрагменты);
2. Поддержка учебного материала (задания, тесты и т.д.)
3. Источник учебного материала (электронный учебник, разработка задания для самостоятельной работы учащегося).
По способу разработки они могут принадлежать к одному из следующих видов:
1. Интернет ресурсы (могут использоваться не только непосредственно на уроке, но и для подготовки).
2. Специальные (сюда включаются все электронные ресурсы, выпускае-мые различными издательствами).
3. Универсальные (Word, Excel, Power Point и т.д.- предназначены для соз-дания педагогами собственных образовательных ресурсов).
Реалии нашей жизни таковы, что как бы мы, учителя, не относились к компьютеру, каких бы педагогических методик не придерживались, нам уже никуда не деться от всё более широкого распространения и необходимости использования информационных технологий в нашей работе.
В связи с этим первоочередной задачей педагогов, а особенно учителей информатики, становится повышение эффективности уроков с использованием ИКТ. Для того, чтобы успешно решать большинство образовательных и воспитательных задач, нам необходимо строить свою педагогическую деятельность таким образом, чтобы при ответе на вопрос о целесообразности использовании информационных технологий в процессе обучения становилось всё больше «за», и всё меньше «против».

Шидловская Елена Алексеевна
Категория: Методический кабинет | Добавил: nadezhda (29 Мая 08) | Автор: Надежда E W
Просмотров: 5734 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 3
2 megapiharb   (02 Февраля 10 10:31) [Материал]
Поддерживаю, что педагоги по информационным технологиям должны быть или студенты 5 курса или же только что окончившие ВУЗ студенты. Это решит 2 проблемы! 1) Проблема трудоустройства студентов-выпускников. 2) Более грамотное, достоверное и актуальное донесение информации до учащегося.

3 nadezhda   (02 Февраля 10 10:48) [Материал]
Ну, что за дискриминация по возрасту... тут важно в умеренных дозах использование технологии. Информационные технологии требую очень профессиональной подготовки... И владение всеми приемами, как традиционных технологий, так и знание и применение информационных. Одно без другого не возможно!!!Это мое глубокое убеждение. wink

1 LOKI_89   (27 Января 10 10:39) [Материал]
Информационные технологии нужны но не всем их можно сделать в качестве факультатива что позволит отойти от традиционных уроков мне кажется что их должны вести молодые педагоги им будет легче освоить и обьяснить
детям предмет.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]