Подсказки начинающему школьному психологу
1. Твой начальник – директор. Именно ему ты и подчиняешься, и именно он дает указания.
2. У директора узнай цели и задачи школы и под эти цели и задачи составь свой план работы.

* Изучи правовую базу ( Положение о службе практической психологии в системе образования от 22.10.1999 г. №636; права и обязанности школьного психолога; этический кодекс психолога ( газета «Школьный психолог» №44 за 2001г.); рекомендуемые временные нормативы диагностической и коррекционной деятельности (газета «Школьный психолог» №6 за 2000 г.)
* Узнай, какой видит работу психолога директор, детально оговори свои должностные обязанности (это очень важно!), предложи свой вариант деятельности (с какой возрастной группой хотела бы работать, соотношение нормативного времени с должностными обязанностями, обоснуй свое мнение).
* Детально оговори с директором: кто и как будет контролировать твою деятельность, сроки и формы текущей отчетности.
* Обсуди с директором распорядок твоей работы, наличие методического дня, возможность обработки данных вне школы.
* Директор и завучи принимают участие в обсуждении твоего годового плана, т. к он является частью годового плана школы.
* Директор обязательно заверяет своей подписью и печатью твой годовой план, должностные обязанности.

Ссылки на ресурсы по теме:

* Нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность педагогов-психологов образовательных учреждений
* Нормативные документы, регламентирующие деятельность психолога

3. Твой основной помощник в работе — газета «Школьный психолог». Много полезной информации можно найти в журналах «Вопросы психологии» и «Психологическая наука и образование»

4. Книги Марины Битяновой помогают сделать удачный старт:
a) «Организация психологической работы в школе»
В книге кандидата психологических наук, доцента М.Р.Битяновой излагается целостная авторская модель организации психологической службы в школе. Издание знакомит читателя со схемой планирования работы школьного психолога в течение учебного года, дает авторские варианты содержательного наполнения основных направлений его работы: диагностической, коррекционно-развивающей, консультативной и др. Особое внимание уделено вопросам взаимодействия психолога с педагогами, детским сообществом, школьной администрацией.Книга будет интересна школьным психологам, педагогам, руководителям образовательных организаций и методистам.

б) «Работа психолога в начальной школе»
В книге излагается система работы школьного психолога с детьми 7-10 лет. Приводятся конкретные диагностические, коррекционно-развивающие и консультативные методики и технологии. Предлагается авторский подход к построению работы психолога в течение учебного года, основанный на идее психолого-педагогического сопровождения. Авторы построили книгу таким образом, чтобы психологи могли воспользоваться ею как практическим руководством для организации работы с детьми, их родителями и педагогами.

5. В выборе приоритетов деятельности есть некоторые нюансы:

* Если в школе существует психологическая служба, то ты работаешь по имеющемуся годовому плану, заранее обсудив особенности своей деятельности.
* Если ты в школе единственный психолог, то лучше организовать деятельность на основании плана, утвержденного школьной администрацией. Возьми «под крыло» основные моменты развития ребенка: 1 – е классы (адаптацию к школе), 4 -е классы (психологическую и интеллектуальную готовность к переходу в среднее звено), 5 – е классы (адаптация к среднему звену),8 – е классы (наиболее острый период подросткового возраста), 9 – 11- е классы (профориентационная работа, психологическая подготовка к экзаменам).

6. Основные направления деятельности:

* Диагностическое – одно из традиционных направлений

ПОДСКАЗКА 1: Работая более 7 лет психологом в школе, я перед диагностикой задаю себе вопрос: «Зачем?», «Что я получу в результате?»
Провожу ее в крайних случаях, ( М. Битянова рекомендует диагностические минимумы), ведь диагностика, обработка результатов, интерпретация занимает много времени. Я чаще наблюдаю за детьми, общаюсь с ними, учителями, родителями. Результаты диагностик обсуждаются (в рамках дозволенного – «НЕ НАВРЕДИ РЕБЕНКУ») на педагогическом консилиуме, в который входят завучи по среднему и начальному звену, психолог, логопед, школьный врач (в идеале), намечаются пути, которые будут эффективны при решении выявленных проблем.

* Коррекционно-развивающая работа
* Консультативное направление

ПОДСКАЗКА 2: Не жди, что к тебе сразу пойдут с вопросами, проблемами. ИДИ сама. Провела диагностику – обсуди (в рамках дозволенного – «НЕ НАВРЕДИ РЕБЕНКУ» ) с учителем реальность выполнения рекомендаций. Если ребенку нужны коррекционные или развивающие занятия, предложи свою помощь. Если в должностных обязанностях этот вид деятельности не предусмотрен, то порекомендуй специалиста, готового помочь.
ПОДСКАЗКА 3: График твоей работы, когда и в какое время ведешь консультации для детей, родителей, педагогов, должен висеть на двери твоего кабинета, в учительской, в фойе школы.
ПОДСКАЗКА 4: В учительской рекомендую оформить свой стенд с оригинальным названием. Я помещаю там план на месяц, план – сетку родительских собраний (пустую, учителя записываются), статью из газеты «Школьный психолог», помогающую учителям проводить тематические классные часы, популярный тест для эмоциональной разрядки.

* Просветительская работа (педсоветы, родительские собрания, беседы с детьми, лектории, и т. д)

ПОДСКАЗКА 5: Предложи классному руководителю 7 – 8- х классов провести, например, с классом тренинг общения, креативности или «Познай себя», заинтригуй и учителя, и ребят. В учительской напиши оригинальное объявление о проведении родительских собраний с приблизительными темами, повесь план – сетку (пустую) на месяц, куда учителя смогут записать свой класс. И им будет приятно, что о них заботятся, и Вы без перегруза времени запланируете на месяц работу.
ПОДСКАЗКА 6: А еще мы с завучем по воспитательной работе стали проводить общешкольные родительские собрания по параллелям. Один месяц – одна параллель. Очень удобно и эффективно.

* Диспетчерская работа (рекомендация психолога обратиться родителям, детям за консультацией к смежному специалисту: логопеду, психоневрологу

7. Документация:
а) Папка с документацией ( удобно завести папку с файлами):

* Положение о службе практической психологии в системе образования от 22.10.1999г. №636
* Должностные обязанности (заверенные печатью и подписью директора)
* Перспективное планирование на год (заверенные печатью и подписью директора, с целями школы, целью и задачами психолога или службы, видами деятельности и сроками)
* Этический кодекс психолога («Школьный психолог» №44 за 2001г.)
* Рекомендуемые временные нормативы диагностической и коррекционной деятельности психолога («Школьный психолог» №6 за 2000г.)
* Тематика родительских собраний на год.
* План-сетка родительских собраний (вкладывается каждый месяц)
* План психолого-медико-педагогического консилиума школы.
* Различные приказы, инструкции.

б) Журналы

* Планы работы на неделю, четверть.
* Журнал консультаций.

Журнал консультаций можно оформить в виде таблицы, включающей следующие столбцы:
Дата/ФИО обратившегося/Проблема/Пути решения проблемы/Рекомендации
ПОДСКАЗКА 7: В журнале под №2 я указываю, кто обратился за консультацией: учитель (У), ребенок (р), родители (Р) и класс. Такая система помогает экономить время при подсчете количества консультаций за месяц.

* Журнал учета групповых видов работ.

Журнал учета групповых видов работ можно оформить в виде таблицы, включающей следующие столбцы:
Дата/Класс/Вид работы/Рекомендации/Примечание

* Папки с результатами обследований.

ПОДСКАЗКА 8: В папках с файлами очень удобно хранить результаты обследований.

* Папки с методическими материалами.

ПОДСКАЗКА 9: У меня папки по различным разделам: работа с родителями, работа с учителями, работа с учащимися, методические разработки, сказкатерапия, консультирование. (Интересные материалы переснимаю из журналов и газет, а «Школьный психолог» раскладываю по темам.)
ПОДСКАЗКА 10: Чтобы не было рутины в ведении документации, заполняй журналы в конце каждого рабочего дня, обобщай все в пятницу. В конце месяца останется только проанализировать, все ли выполнено, эффективность работы, подсчитать количество проведенных консультации, родительских собраний, коррекционных или развивающих занятий, тренингов.

8. Методики
Я пользуюсь стандартизированными методиками фирмы «Иматон». Доверяю издательствам «Речь», «Генезис», «Смысл».
В арсенале у меня есть:

* Диагностика готовности ребенка к обучению в 1 – ом классе (методика Л.А. Ясюковой)
* Диагностика готовности ребенка к обучению в 5– ом классе (методика Л.А.Ясюковой)
* Диагностика психофизиологических свойств (тест Тулуз – Пьерона)
* Диагностика интеллектуальных способностей (Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра, Кубики Косса)
* Диагностика личных качеств ( Цветовой тест М. Люшера, Факторный личностный опросник Р. Кеттелла, Тест С. Розенцвейга, тест на тревожность, на изучение акцентуаций характера)

9. Особенности построения взаимоотношений.
а) Психолог и школьная администрация.
Трудности могут возникнуть из – за «вечного вопроса» : кому ты подчиняешься, перед кем отчитываешься. Бывает, что администратор нагружает психолога работой, не входящей в его должностные обязанности. Что же делать?
Внимательно изучи пункт № 2 данной статьи.

б) Психолог и коллектив учителей.
Я думаю, что суть этих взаимоотношений – равноправное сотрудничество. И у учителя, и у психолога есть общая цель – РЕБЕНОК, его развитие и благополучие.Общение с учителем должно строиться на принципах уважения его опыта и (или) возраста, дипломатии и компромисса. В коллективе всегда найдется группа учителей, которые с интересом включатся в вашу с ней совместную деятельность. И у тебя появятся единомышленники.

в) Психолог и учащиеся.
Открытость, улыбчивость, искренность, умение выйти из щекотливой ситуации – все это обеспечивает твой авторитет. Важен и стиль твоего поведения: как приглашаешь детей прийти на обследование, как идешь по коридору во время перемены, как реагируешь на провокации, агрессию, неожиданный приход подростков.
И напоследок, я закрываю дверь в кабинет только в случае консультации или обследования. На перемене я выхожу в рекреацию пообщаться с ребятами или ребята (особенно младших классов) прибегают ко мне.

В запасе у меня есть притчи, которые выручали меня не один раз, ведь подростки любят проверить твою компетентность и умение выкрутиться из любой ситуации.

Желаю УДАЧИ, искренне надеюсь, что у тебя все ПОЛУЧИТСЯ!

Источник: http://flogiston.ru/articles/educational/psy_s

Категория: Методический кабинет | Добавил: Nat21 (16 Августа 10) | Автор: Наталья Нижегородцева
Просмотров: 15108 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 3
3 lisindra   (09 Января 11 04:14) [Материал]
Я работала детским психологом в сельской школе шесть лет. Более благодарной работы невозможно найти. Так как мы переехали в город, я поменяла место работы. Адаптация в новом коллективе проходила кошмарно. Мне не только не хотели помочь, но еще и мешали работе с детьми. Хотела уволиться, но все же выдержала все трудности. Сегодня, я уважаемый человек в школе, а самое главное, помогаю деткам справиться с проблемами личного характера и учебными трудностями.

2 bonufazy   (24 Ноября 10 12:25) [Материал]
Я думаю, начинающему практическому психологу очень трудно от того, что во-первых, объем работы очень большой. На такой объем необходима целая команда психологов. А во-вторых, молодой, наивный специалист, прийдя в школу и увидев все недостатки действующей систему - берет на себя непомерный груз и всячески пытается что-то изменить. Однако, один человек не сможет побороть целую систему, которая строилась десятилетиями. От непонимания этого зачастую многие молодые специалисты "сгорают" в школе.
На мой взгляд, необходимо решать поставленные задачи постепенно, накапливая опыт. А уж когда станешь хорошим специалистом - выбирать дальнейший путь.

1 Irra   (18 Ноября 10 18:19) [Материал]
Да, начинающему свой профессиональный путь школьному психологу иногда приходится трудно. Часто педагоги пытаются "перетянуть" его на свою сторону, заразить своей идеологией, чтоб заручиться поддержкой психолога в ситуации конфликта или разногласий. Главное - сохранять нейтралитет, не брать ничью сторону, быть "Швейцарией" в школе, и делать свою работу - помогать детям, которым тяжело дается школьная жизнь в любых ее проявлениях, поддерживать молодых педагогов (им полезны и тренинги, и обучение методам релаксации, и развитие коммуникативных навыков), вести работу с родителями, напоминать о том, что кроме зарабатывания денег на них лежит огромная ответственность - воспитывать и уделять внимание своим детям. А в диагностике я очень любила использовать проективные методики - расписание уроков, придуманное детьми (показывает отношение к тем или иным предметам, уровень познавательной мотивации), рисунок "Лесная школа" - для начального звена, графический диктант для первоклашек. Проводится быстро, с опытом достаточно взгляда для интерпретации и есть над чем работать дальше по выявленным фактам: рекомендации учителям, родителям... Это очень интересная, хоть и сложная работа.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]