1. Твой начальник – директор. Именно ему ты и подчиняешься, и именно он дает указания. 2. У директора узнай цели и задачи школы и под эти цели и задачи составь свой план работы. * Изучи правовую базу ( Положение о службе практической психологии в системе образования от 22.10.1999 г. №636; права и обязанности школьного психолога; этический кодекс психолога ( газета «Школьный психолог» №44 за 2001г.); рекомендуемые временные нормативы диагностической и коррекционной деятельности (газета «Школьный психолог» №6 за 2000 г.) * Узнай, какой видит работу психолога директор, детально оговори свои должностные обязанности (это очень важно!), предложи свой вариант деятельности (с какой возрастной группой хотела бы работать, соотношение нормативного времени с должностными обязанностями, обоснуй свое мнение). * Детально оговори с директором: кто и как будет контролировать твою деятельность, сроки и формы текущей отчетности. * Обсуди с директором распорядок твоей работы, наличие методического дня, возможность обработки данных вне школы. * Директор и завучи принимают участие в обсуждении твоего годового плана, т. к он является частью годового плана школы. * Директор обязательно заверяет своей подписью и печатью твой годовой план, должностные обязанности. Ссылки на ресурсы по теме: * Нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность педагогов-психологов образовательных учреждений * Нормативные документы, регламентирующие деятельность психолога 3. Твой основной помощник в работе — газета «Школьный психолог». Много полезной информации можно найти в журналах «Вопросы психологии» и «Психологическая наука и образование» 4. Книги Марины Битяновой помогают сделать удачный старт: a) «Организация психологической работы в школе» В книге кандидата психологических наук, доцента М.Р.Битяновой излагается целостная авторская модель организации психологической службы в школе. Издание знакомит читателя со схемой планирования работы школьного психолога в течение учебного года, дает авторские варианты содержательного наполнения основных направлений его работы: диагностической, коррекционно-развивающей, консультативной и др. Особое внимание уделено вопросам взаимодействия психолога с педагогами, детским сообществом, школьной администрацией.Книга будет интересна школьным психологам, педагогам, руководителям образовательных организаций и методистам. б) «Работа психолога в начальной школе» В книге излагается система работы школьного психолога с детьми 7-10 лет. Приводятся конкретные диагностические, коррекционно-развивающие и консультативные методики и технологии. Предлагается авторский подход к построению работы психолога в течение учебного года, основанный на идее психолого-педагогического сопровождения. Авторы построили книгу таким образом, чтобы психологи могли воспользоваться ею как практическим руководством для организации работы с детьми, их родителями и педагогами. 5. В выборе приоритетов деятельности есть некоторые нюансы: * Если в школе существует психологическая служба, то ты работаешь по имеющемуся годовому плану, заранее обсудив особенности своей деятельности. * Если ты в школе единственный психолог, то лучше организовать деятельность на основании плана, утвержденного школьной администрацией. Возьми «под крыло» основные моменты развития ребенка: 1 – е классы (адаптацию к школе), 4 -е классы (психологическую и интеллектуальную готовность к переходу в среднее звено), 5 – е классы (адаптация к среднему звену),8 – е классы (наиболее острый период подросткового возраста), 9 – 11- е классы (профориентационная работа, психологическая подготовка к экзаменам). 6. Основные направления деятельности: * Диагностическое – одно из традиционных направлений ПОДСКАЗКА 1: Работая более 7 лет психологом в школе, я перед диагностикой задаю себе вопрос: «Зачем?», «Что я получу в результате?» Провожу ее в крайних случаях, ( М. Битянова рекомендует диагностические минимумы), ведь диагностика, обработка результатов, интерпретация занимает много времени. Я чаще наблюдаю за детьми, общаюсь с ними, учителями, родителями. Результаты диагностик обсуждаются (в рамках дозволенного – «НЕ НАВРЕДИ РЕБЕНКУ») на педагогическом консилиуме, в который входят завучи по среднему и начальному звену, психолог, логопед, школьный врач (в идеале), намечаются пути, которые будут эффективны при решении выявленных проблем. * Коррекционно-развивающая работа * Консультативное направление ПОДСКАЗКА 2: Не жди, что к тебе сразу пойдут с вопросами, проблемами. ИДИ сама. Провела диагностику – обсуди (в рамках дозволенного – «НЕ НАВРЕДИ РЕБЕНКУ» ) с учителем реальность выполнения рекомендаций. Если ребенку нужны коррекционные или развивающие занятия, предложи свою помощь. Если в должностных обязанностях этот вид деятельности не предусмотрен, то порекомендуй специалиста, готового помочь. ПОДСКАЗКА 3: График твоей работы, когда и в какое время ведешь консультации для детей, родителей, педагогов, должен висеть на двери твоего кабинета, в учительской, в фойе школы. ПОДСКАЗКА 4: В учительской рекомендую оформить свой стенд с оригинальным названием. Я помещаю там план на месяц, план – сетку родительских собраний (пустую, учителя записываются), статью из газеты «Школьный психолог», помогающую учителям проводить тематические классные часы, популярный тест для эмоциональной разрядки. * Просветительская работа (педсоветы, родительские собрания, беседы с детьми, лектории, и т. д) ПОДСКАЗКА 5: Предложи классному руководителю 7 – 8- х классов провести, например, с классом тренинг общения, креативности или «Познай себя», заинтригуй и учителя, и ребят. В учительской напиши оригинальное объявление о проведении родительских собраний с приблизительными темами, повесь план – сетку (пустую) на месяц, куда учителя смогут записать свой класс. И им будет приятно, что о них заботятся, и Вы без перегруза времени запланируете на месяц работу. ПОДСКАЗКА 6: А еще мы с завучем по воспитательной работе стали проводить общешкольные родительские собрания по параллелям. Один месяц – одна параллель. Очень удобно и эффективно. * Диспетчерская работа (рекомендация психолога обратиться родителям, детям за консультацией к смежному специалисту: логопеду, психоневрологу 7. Документация: а) Папка с документацией ( удобно завести папку с файлами): * Положение о службе практической психологии в системе образования от 22.10.1999г. №636 * Должностные обязанности (заверенные печатью и подписью директора) * Перспективное планирование на год (заверенные печатью и подписью директора, с целями школы, целью и задачами психолога или службы, видами деятельности и сроками) * Этический кодекс психолога («Школьный психолог» №44 за 2001г.) * Рекомендуемые временные нормативы диагностической и коррекционной деятельности психолога («Школьный психолог» №6 за 2000г.) * Тематика родительских собраний на год. * План-сетка родительских собраний (вкладывается каждый месяц) * План психолого-медико-педагогического консилиума школы. * Различные приказы, инструкции. б) Журналы * Планы работы на неделю, четверть. * Журнал консультаций. Журнал консультаций можно оформить в виде таблицы, включающей следующие столбцы: Дата/ФИО обратившегося/Проблема/Пути решения проблемы/Рекомендации ПОДСКАЗКА 7: В журнале под №2 я указываю, кто обратился за консультацией: учитель (У), ребенок (р), родители (Р) и класс. Такая система помогает экономить время при подсчете количества консультаций за месяц. * Журнал учета групповых видов работ. Журнал учета групповых видов работ можно оформить в виде таблицы, включающей следующие столбцы: Дата/Класс/Вид работы/Рекомендации/Примечание * Папки с результатами обследований. ПОДСКАЗКА 8: В папках с файлами очень удобно хранить результаты обследований. * Папки с методическими материалами. ПОДСКАЗКА 9: У меня папки по различным разделам: работа с родителями, работа с учителями, работа с учащимися, методические разработки, сказкатерапия, консультирование. (Интересные материалы переснимаю из журналов и газет, а «Школьный психолог» раскладываю по темам.) ПОДСКАЗКА 10: Чтобы не было рутины в ведении документации, заполняй журналы в конце каждого рабочего дня, обобщай все в пятницу. В конце месяца останется только проанализировать, все ли выполнено, эффективность работы, подсчитать количество проведенных консультации, родительских собраний, коррекционных или развивающих занятий, тренингов. 8. Методики Я пользуюсь стандартизированными методиками фирмы «Иматон». Доверяю издательствам «Речь», «Генезис», «Смысл». В арсенале у меня есть: * Диагностика готовности ребенка к обучению в 1 – ом классе (методика Л.А. Ясюковой) * Диагностика готовности ребенка к обучению в 5– ом классе (методика Л.А.Ясюковой) * Диагностика психофизиологических свойств (тест Тулуз – Пьерона) * Диагностика интеллектуальных способностей (Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра, Кубики Косса) * Диагностика личных качеств ( Цветовой тест М. Люшера, Факторный личностный опросник Р. Кеттелла, Тест С. Розенцвейга, тест на тревожность, на изучение акцентуаций характера) 9. Особенности построения взаимоотношений. а) Психолог и школьная администрация. Трудности могут возникнуть из – за «вечного вопроса» : кому ты подчиняешься, перед кем отчитываешься. Бывает, что администратор нагружает психолога работой, не входящей в его должностные обязанности. Что же делать? Внимательно изучи пункт № 2 данной статьи. б) Психолог и коллектив учителей. Я думаю, что суть этих взаимоотношений – равноправное сотрудничество. И у учителя, и у психолога есть общая цель – РЕБЕНОК, его развитие и благополучие.Общение с учителем должно строиться на принципах уважения его опыта и (или) возраста, дипломатии и компромисса. В коллективе всегда найдется группа учителей, которые с интересом включатся в вашу с ней совместную деятельность. И у тебя появятся единомышленники. в) Психолог и учащиеся. Открытость, улыбчивость, искренность, умение выйти из щекотливой ситуации – все это обеспечивает твой авторитет. Важен и стиль твоего поведения: как приглашаешь детей прийти на обследование, как идешь по коридору во время перемены, как реагируешь на провокации, агрессию, неожиданный приход подростков. И напоследок, я закрываю дверь в кабинет только в случае консультации или обследования. На перемене я выхожу в рекреацию пообщаться с ребятами или ребята (особенно младших классов) прибегают ко мне. В запасе у меня есть притчи, которые выручали меня не один раз, ведь подростки любят проверить твою компетентность и умение выкрутиться из любой ситуации. Желаю УДАЧИ, искренне надеюсь, что у тебя все ПОЛУЧИТСЯ!
Источник: http://flogiston.ru/articles/educational/psy_s |