Стремясь к профессиональному росту, педагог в первую очередь должен разобраться с тем, как он работает сейчас. То есть проанализировать собственный урок. Но как это сделать? Современные стандартные схемы анализа уроков предельно формальны и совершенно не учитывают того, что каждый хороший урок – живой процесс, который невозможно (да и не нужно) делить на этапы. Процесс, где результат трудно сразу увидеть и где главное происходит здесь и сейчас. Попробуем обратиться к зарубежному опыту. «Анализ учебной ситуации», существующий, к примеру, в Германии, разработан известным немецким исследователем качества обучения Андреусом Хельмке. Им может воспользоваться каждый педагог, если хочет увидеть, какие условия он создает для истинного образования детей и в чем его «слабые места». В основу анализа положено шесть ясных и четких критериев, каждый из которых имеет несколько подпунктов, позволяющих сфокусировать взгляд на самых существенных деталях. По каждому критерию учитель вправе решить для себя: соответствует ли данное требование тому, что реально происходит сейчас на уроке; скорее не соответствует; вовсе не совпадает с реальностью. Или просто не подлежит наблюдению в данный момент.
Источник: http://ps.1september.ru/view_article.php?ID=201000710 |