Музейная педагогика – важная часть работы любого предметника и классного руководителя. Мы хотим попытаться изменить привычный взгляд на музей как на солидный и достаточно далекий «очаг культуры». Приблизить его к школе, к ребенку, превратить в продукт совместного творчества. Попробуем сделать так, чтобы как можно чаще в школе открывались разнообразные музеи. Назовем их музеями одного дня. Они собираются быстро, существуют недолго, но оставляют след в памяти учеников. При этом они не перестают оставаться настоящими музеями, хранящими то, что неподвластно времени. Краткость их бытия позволяет экспонатам избежать позорной участи ненужного старья, забытого в пыли на полках. Потому что школьный музей жив теми людьми, которые его создали, вложив в него не только силы, но и личностные смыслы. Дети растут, меняются. Им нужно постоянно создавать что-то новое. Как превратить в музей какую-нибудь обычную выставку экспонатов, принесенных из дома или сделанных своими руками? Идея рождается из повседневной жизни, конечно, если она насыщена событиями. Это могут быть события жизни класса (интересная тема по истории – Древний Египет, увлекательная книжка на литературе – «Робинзон Крузо»), школы (юбилей родного учебного заведения), всей страны (юбилей Победы). Как правило, формулирует идею взрослый (учитель, классный руководитель) – у него больше опыта посещения музеев. Но важно обсудить подробности вместе с ребятами, чтобы они стали не просто исполнителями задачи, поставленной педагогами, но захотели взять на себя долю ответственности. К примеру, мы решили собрать вещи, которые хранятся в семьях школьников, педагогов как память о Великой Отечественной войне. Зачем? Чтобы самим почувствовать атмосферу тех лет, чтобы посетители узнали, из каких подробностей складывалась жизнь людей. Поэтому главное в нашем музее не официальные документы, а простые предметы, мелочи, сберегавшие домашнее тепло, помогавшие сохранить в нечеловеческой войне человеческое достоинство, честь, любовь. Чтобы ответить на все вопросы, материализовать идею, нужны люди. Организационный комитет, который собирается из числа заинтересованных лиц. Назовем его для солидности «дирекцией музея». Это сразу придаст вес грядущему мероприятию. Конечно же, в дирекции необходим директор – это, собственно, главный менеджер, ученик, который хочет себя попробовать в роли руководителя и готов взвалить ответственность на свои плечи. Нужны собиратели коллекции, те, кто будет инициировать поиск и сбор экспонатов, напоминать ребятам, кто что приносит, следить, чтобы в коллекцию не попадали однотипные вещи, в то же время в каждом разделе должны быть представлены хоть какие-то предметы. Хранители коллекции следят за наличием необходимых подписей к экспонатам и за их сохранностью. Дизайнеры продумывают схему расположения экспонатов, оформление музея (обычно школьного кабинета или хотя бы его уголка, витрины, стенда в коридоре). Художники-реставраторы приводят в должный вид потрепанные временем реликвии перед тем, как они попадут в коллекцию, подправляют экспонаты, испорченные (увы, бывает) не в меру любопытными посетителями. Самая многочисленная группа – экскурсоводы. Даже одну экскурсию для одной группы ребятам удобнее вести не в одиночку, а небольшой дружеской компанией. Чтобы было не так страшно. А если намечается несколько экскурсий за 2–3 дня? Придется подготовить несколько команд, которые могли бы сменять друг друга в залах музея. Да, есть еще рядовые сотрудники, которые приносят (готовят) разные экспонаты. Получается, в работу может быть втянут целый класс. Или даже несколько классов. Потому что каждый ребенок сумеет найти свой интерес в таком насыщенном пространстве. Инициативная группа (дирекция) собирается и начинает «разминать» идею, уточнять детали. Скорее всего придумается несколько разделов (залов) музея. Можно, кстати, выбрать куратора по каждому разделу, который будет с помощью дизайнеров и других сотрудников создавать свой кусочек экспозиции. Основная часть экспонатов собрана. Пришло время составить окончательный план экспозиции: разделы (залы), их названия, схема размещения предметов. На очередном заседании дирекции обсуждаются все имеющиеся по этому поводу идеи, принимается решение. Дизайнеры приступают к изготовлению ярких афиш и входных билетов, которые можно будет распространять заранее или вручать прямо при входе в музей. Собственно оформление музейной экспозиции, когда все заранее продумано и подготовлено, занимает три-четыре часа. Наш музей – это классная комната, превратившаяся накануне «Дня Х» в нечто удивительное с помощью драпировок на стенах, иной расстановки парт и стульев. Посетитель попадает в загадочный мир. Ткани, бумага, экраны с возникающими на них картинами по теме выставки, музыка – современные интерактивные экспозиции дают массу примеров того, как можно не по старинке, а по-новому, с использованием современной техники включить зрителей в музейное пространство. Экскурсоводы с помощью педагогов, книг, интернета составляют свои авторские тексты экскурсий, увлекательные, информативные, доступные слушателям разного возраста. Они готовятся работать не только с организованными группами посетителей, но и с самостоятельными путешественниками-одиночками. Для них продумываются маршруты, записываются аудиоэкскурсии. Плеер выдается «одиночке», и он самостоятельно движется по экспозиции. Или разрабатываются интерактивные путеводители (пусть крошечные, листочек А4) с вопросами, заданиями, которые нужно выполнить, внимательно рассматривая музейные экспонаты, и сдать при выходе из музея. Организаторы экспозиции проверят ответы и через несколько часов повесят на видном месте поздравления самым внимательным посетителям музея, вручат им памятные подарки. Викторины, конкурсы – отличное завершение и для групповой экскурсии. Призы для победителей, как и входные билеты, будут долго еще напоминать ребятам о ярком событии их школьной жизни. Закрытие музея может стать не менее ярким событием, чем открытие. С приходом администрации школы, отчетом дирекции музея, с обменом впечатлениями, комплиментами. С награждением организаторов такого замечательного дела и всех тех, кто предоставил музею экспонаты. И конечно же, с торжественной раздачей экспонатов их владельцам в целости и сохранности. Все. Музей закрыт. Ребята получили ценный опыт общения с материальными памятниками, с людьми. Узнали что-то новое о мире, о себе. Место для создания нового музея свободно.
| |
| |
Просмотров: 6489 | Комментарии: 1 | | |
Всего комментариев: 1 | ||||||
|