Совершенствование профессиональной деятельности педагога дополнительного образования детей
Журомская Анна Геннадьевна,
методист отдела музыкально-художественного образования,
Областного Дворца творчества детей и молодежи им. В.П. Поляничко
(г. Оренбург), магистр педагогики

Цель и пафос развития педагогической
науки и практики – это возможность проек-
тировать и осуществлять процесс обучения
и воспитания человека с гарантированным
эффектом. Другой цели у педагогики нет.
В.П. Беспалько

Изменения, происходящие в России, на современном этапе обусловливают необходимость осмысления системы дополнительного образования детей, ее развития на новом этапе совершенствования профессиональной деятельности педагогов. Перед дополнительным образованием детей стоят задачи качественного обновления содержания: повышения уровня дополнительных образовательных услуг за счет разнообразия образовательных программ, удовлетворяющих потребности, интересы как каждого ребенка в отдельности, так и общества в целом. Возрастает необходимость организации профессиональной деятельности педагога таким образом, чтобы дополнительное образование могло обеспечить условия развития ребенка.

Однако исследования ученых и анализ практики показывает, что значительная часть педагогов учреждений дополнительного образования детей часто действуют стереотипно в силу сложившихся традиций, недооценивают значимости проектирования образовательных программ как средства совершенствования профессиональной деятельности.

Востребованы переоценка педагогом своего педагогического труда, выход за пределы традиционной исполнительской деятельности и смена ее на проблемно-поисковую, рефлексивно-аналитическую, отвечающую запросам общества и создающую условия для самосовершенствования личности и соответственно профессиональной деятельности.

Педагог дополнительного образования, прежде всего, специалист, организующий образовательный процесс в непосредственном контакте с детьми в сфере свободного времени ребенка. На любом этапе профессиональной карьеры педагог должен иметь возможность для развития собственного опыта и профессионального мышления, которые являются важнейшими компонентами его психолого-педагогической культуры наряду с активной педагогической позицией, профессионально-значимыми личностными качествами, знаниями и умениями, опытом творческого решения задач обучения и воспитания, саморегуляцией личности и культурой поведения. Психолого-педагогическая культура, являясь одной из фундаментальных составляющих духовной культуры личности педагога, призвана решать задачи совершенствования его естественных способностей с тем, чтобы оптимизировать его статус в соответствии с нравственными, социальными, психологическими нормативами, принятыми в обществе.

Педагог проектирует образовательную программу для организации своей профессиональной деятельности и функционирования детского коллектива, индивидуальных занятий (в зависимости от направления своей деятельности и специфики преподаваемого предмета).

Дополнительная образовательная программа – инструмент организации педагогического процесса. Это документ, содержащий основные цели и задачи педагогической деятельности, средства, методы, технологии их реализации. Ее следует рассматривать в качестве нормативного документа, регламентирующего работу педагога дополнительного образования и одновременно содержащего критерии оценки деятельности педагога.

Проектирование образовательной программы – деятельность по созданию (разработке) проекта (программы), созданию «образа будущего» предполагаемого результата. Для проектирования педагогу важно представлять: - границы и уровень собственной компетентности в рамках целей проекта; - необходимые приоритеты развития проекта и себя как его участника; - сильные стороны личного опыта, на которые можно будет опереться; - области своих возможных затруднений при проектировании.

Педагогический труд изначально носит творческий исследовательский характер. Во-первых, при изучении уникального неповторимого личностного опыта учащихся. Во-вторых, при построении индивидуальных траекторий развития каждого учащегося. В-третьих, при выявлении сложившегося в детских коллективах (группах, объединениях) общего микроклимата и возможности влияния на него. В-четвертых, при выборе оптимального стиля педагогической деятельности.

Из выделенных П.Ф. Каптеревым объективных и субъективных факторов, необходимых для педагогической деятельности, можно увидеть, какими свойствами профессионализма должен обладать педагог, для наиболее эффективного осуществления своей профессиональной деятельности и ее совершенствования: - первое свойство – объективного характера заключается в степени знания педагогом преподаваемого предмета, в степени научной подготовки по данной специальности, по родственным предметам, в знакомстве с общими дидактическими принципами и, в знании детской натуры; - второе свойство – субъективного характера и заключается в преподавательском искусстве, в личном педагогическом таланте и творчестве.

Показателями результативности профессиональной деятельности педагога дополнительного образования могут быть: с одной стороны: - участие и достижения обучающихся в различных конкурсах, фестивалях, выставках, соревнованиях; - успешное освоение ими образовательной программы; - увлеченное отношение детей к делу, которым они занимаются; - ранняя профессиональная ориентация и допрофессиональная подготовка обучающихся. с другой стороны: собственный профессиональный рост педагога дополнительного образования.

Процесс проектирования в контексте совершенствования профессиональной деятельности педагога может включать следующие шаги: 1. Предварительное изучение реальных потребностей какой-либо категории учащихся (населения) в освоении определенной предметной сферы. 2. Последующее структурирование и дифференциация этих потребностей по категориям, возрастам и ступеням образования. 3. Анализ возможностей имеющихся учебных предметов и дисциплин в решении обозначенных проблем. Обнаружение пробелов, не позволяющих полностью удовлетворить выявленные потребности учащихся в специальных знаниях, умениях, опыте. 4. Построение стратегических линий развития содержания за счет усиления межпредметных связей, введения принципиально новых содержательных блоков, предметов, курсов. 5. Дальнейшая концептуальная проработка каждого из выделенных структурных компонентов содержания.

Совершенствование профессиональной деятельности педагога дополнительного образования можно определить как комплекс профессиональных знаний, умений в единстве с развитой способностью педагога активно мыслить, творить, действовать, воплощать свои намерения в жизнь, достигать запроектированных результатов.

В процессе проектирования образовательной программы происходит совершенствование профессиональной деятельности педагога дополнительного образования, так как формируются такие компетентности, как: - способность быстро адаптироваться к меняющимся ситуациям, учитывая свои цели и приоритеты; - быстрое оценивание ситуации и своих профессиональных возможностей; - самоанализ собственной педагогической деятельности и осознание необходимости ее совершенствования; - наработка новых способов деятельности или трансформация прежних с целью их оптимизации; - способность к самообразованию, повышению собственной квалификации; - владение методами осуществления научного познания: выдвижение гипотезы, моделирование, экспериментирование. обобщение и анализ результатов деятельности. Ценностные отношения: - установка на использование дополнительных источников информации при подготовке к занятиям; - установка на формирование личностных качеств, необходимых для продуктивной работы с печатными источниками (тщательность, внимание, аккуратность, добросовестность, усидчивость и др.). Знания: - координаты библиотек (района, города, страны), в которых сосредоточена основная информация по профессии; - возможности фондов библиотеки своего образовательного учреждения; - виды библиотечных каталогов; - перечень наиболее известных поисковых систем в Интернете; - правила составления и оформления библиографии.

При проектировании основная роль преподавателя заключается в управлении различными видами деятельности и установлении между ними связей. В итоге происходит перевод профессиональной деятельности педагога на более высокую ступень, т.е. действительно идет повышение профессионализма, увеличение уровня компетентности, формирование индивидуальной или корпоративной культуры, становление педагогического мастерства. Проектирование приобретает организационно-деятельностный характер, а его продуктом становятся методические предписания к деятельности и качество самой деятельности.

Проектная деятельность носит поисково-порождающий характер. В ходе совместной проектной деятельности рождается инновационный образовательный продукт различной степени детализации и проработки в виде программы развития учреждения, учебной программы, нормативного документа, или концепции, модели таких программ или документов. Распространенным видом проектного продукта могут также стать процедуры (авторские методики, оригинальные формы работы), а также принципиально новый опыт деятельности участников, который позволяет им улучшить качество своей непосредственной работы. Участие в проектировании – хороший повод для рефлексии над ситуацией своей профессиональной деятельности.

При проектировании образовательной программы у педагога вырабатываются определенные умения, которые в свою очередь являются средством совершенствования профессиональной деятельности.

Проективные умения: - перевод цели и содержания образования в конкретные педагогические задачи; - учет при определении содержания учебного материала возможностей, потребностей интересов обучаемых; - отбор содержания, форм и методов учебной деятельности в их оптимальном сочетании; - планирование системы стимулирования самостоятельной активности. Аналитические умения: - осмысление содержания преподаваемого учебного материала в целом и его отдельных разделов; - нахождение в теории обучения закономерностей и принципов, позволяющих эффективно строить процесс обучения; - определение места преподаваемого учебного материала в содержании общего образования детей в соответствии с принципом дифференциации обучения. Прогностические умения: - определение цели обучения с учетом дифференциации обучения в современной системе образования; - планирование деятельности обучающихся в целом и в процессе их самостоятельной работы; - планирование практической деятельности обучающихся. Информационные умения: - логически правильное построение изложения учебного материала, проблемное изложение, умение создавать проблемные ситуации различными способами; - сочетание индуктивного и дедуктивного способов изложения материала; - использование демонстрационного материала, технических средств (слайды, видео и т.п.). Развивающие умения: - определение уровня информированности аудитории; - стимулирование познавательной самостоятельности и творческого осмысления. Рефлексивные умения: - анализ результатов своей деятельности и деятельности обучающихся; - анализ эффективности применяемых форм и методов обучения; - анализ эффективности применения демонстрационного материала, технических средств обучения в учебном процессе. Творческие умения: - разработка эффективных нетрадиционных методов и приемов организации учебного процесса; - способствование развитию креативного мышления обучающихся.

Обновление содержания образования сегодня требует от педагогов широкого кругозора в области образования, уверенного владения современными педагогическими концепциями и технологиями, развитых дидактических умений, технологической культуры, рефлексивных и прогностических способностей, а не просто теоретической и методической подготовки в объеме программы педагогического вуза. Практика показывает, что проектирование становится одним из действенных способов формирования исходных профессиональных установок. Проектировочные умения обусловливают возможность осуществлять проектную деятельность, что в свою очередь выступает средством совершенствования профессиональной деятельности педагога дополнительного образования.
Категория: Методический кабинет | Добавил: anna_beljaeva (22 Января 10) E
Просмотров: 25092 | Комментарии: 2 | Теги: деятельности педагогов УДО, дополнительное образование детей, дополнительное образование, проектная деятельность | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
2 ognevavalerija   (10 Октября 13 07:12) [Материал]
Уважаемая Анна Геннадьевна, познакомилась с вашим материалом,спасибо очень интересная статья, я сама работаю методистом и материаля коллег всегда вызывают у меня большой интерес! Спасибо, успехов в работе!

1 adams   (05 Февраля 10 15:14) [Материал]
В школах очень мало бесплатных услуг дополнительного образования. Те требования, которые описаны выше, более-менее выполняются, если занятия платные. Тогда существует и программа, и цели-задачи, ну и так далее все необходимое. Бесплатные же занятия проходят спонтанно, по настроению педагога. Принято считать, что сам факт наличия той же бесплатной изостудии - это уже большой прогресс. Поэтому требований к курсу не предъявляется.
Да и тем более, далеко не все директора могут выбить у РОНО ставку для педагога доп. образования.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]