Как учить стихи и развивать память

Вы, наверное, слышали, что заучивание стихов прекрасно развивает память. Факт бесспорный. Некоторые врачи, к примеру, рекомендуют в случае склеротических явлений учить стихи. И, что характерно, помогает!
Но мы пошли немного дальше. Были выбраны 3 группы добровольцев из школьников старших классов.

Группа 1
ничего из поэзии не учила. Просто занимались в обычном режиме.
Группа 2 в течение месяца помимо уроков учила несколько первых глав "Евгения Онегина".
Группа 3 - поэму Пушкина "Граф Нулин".
Объясним суть опыта и почему именно такой выбор поэзии. О том, что Пушкин благотворно влияет на человека, мы читали неоднократно. Но однажды нам на глаза попался материал, в котором было сказано, что заучивание именно поэмы "Граф Нулин" дает самые превосходные результаты. Причем "действует" гораздо сильнее, чем любые другие поэмы великого поэта.
Мы, конечно, ни в какой степени не хотим умалить достоинства пушкинских поэм и как-то их сравнивать с точки зрения гениальности - занятие бессмысленное. Но вот проверить влияние на память "Графа Нулина" нам было очень интересно.
И мы убедились, что все верно. Конечно, мы проводили тесты. Мы отслеживали успеваемость учеников. Мы советовались с учителями. Кстати, спасибо им за разрешение провести этот эксперимент.
В группе 1 особенных изменений замечено не было. Группа 2 контрольные тесты стала выполнять лучше на 15%, успеваемость возросла. Группа 3 нас поразила. Тесты - на 40%. Успеваемость - само собой. Но сами ребята отметили, что стало как-то легче все делать, энергия какая-то появилась. Стало интереснее учиться.
Интересная особенность. У группы 3 начали прорисовываться явные актерские способности! Это мы заметили во время декламации стихов.
Не стоит говорить, что в результате весь класс стал учить Пушкина наизусть. Одно из несомненных достижений эксперимента.
В ближайшее время на сайте в разделе БИБЛИОТЕКА мы выложим эту поэму, так что желающие могут присоединиться к эксперименту.
Мы долго думали над тем, почему так получилось. Несомненно, что заучивание ритмически организованной информации происходит легче, чем, скажем, прозы. Сам факт выучивания стихов - прекрасная тренировка для мозга. Но, если говорить о "Графе Нулине", видимо обладает каким-то волшебным ритмом, сочетанием звуков эта великая поэма.
А сейчас несколько рекомендаций по заучиванию стихов наизусть.

 Стихи учим не по строкам, а по строфам. Если талдычить по нескольку раз одну строку, затем переходить к следующей и ее снова долбить несколько раз (классическая зубрежка), то может оказаться, что Вы будете путаться внутри строфы, так как такой стиль заучивания делает возможным переход от последующих строк к предыдущим.
Помните, что кратковременная память одномоментно воспринимает около 7 единиц-блоков информации? И перегружать ее нежелательно. В случае заучивания стихов это означает, что желательно разбить стихотворение на такие блоки по 7-8 слов. Как правило, это одна-две строки.
И при заучивании делайте между такими блоками паузы по примерно 4 секунды. Читайте стихотворение эмоционально, с чувством. Это хорошее подспорье при запоминании. Вы когда-нибудь пробовали записать себя на магнитофон и потом прослушать? Если пробовали, то заметили, что не узнаете своего голоса, в то время, как Ваши знакомые не находили различий между "живым" голосом и записью.
Используйте этот факт при запоминании стихов и вообще любого материала. Магнитофонная запись материала своим голосом прекрасно помогает запоминанию. Кстати, весьма продуктивный метод и при изучении иностранных языков. И, наконец, используйте маршрут.
 Составьте список слов в такой последовательности - последнее слово строфы - первое слово следующей строфы. Запомните этот список слов. Увидите, насколько эффективнее будет Ваше запоминание.


Источник: http://uslugi.vn.ua/links/stat/122_stat.html
Категория: Методический кабинет | Добавил: nadezhda (30 Июня 09)
Просмотров: 6405 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 buburu   (25 Января 10 10:19) [Материал]
Относительно чудотворного воздействия поэмы "Граф Нулин" я сомневаюсь. Да, возможно сам слог и предполагает большую лёгкость разучивания, но в остальном...
Это уже напоминает заявления о волшебной силе музыки Моцарта, которая повышает надои молока на фермах и предотвращает конфликт между сокамерниками.
Извините, но хотелось бы услышать не статистику, а научные подтверждения и описания механизмов воздействия.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]