Успешность обучения и воспитания в решающей степени зависит от педагогического мастерства учителя, его умения учить и воспитывать своих питомцев и от искусства учителя осуществлять индивидуальный подход: развивать сильного, помогать слабому, к каждому ученику найти такой подход, чтобы была охота учиться интересно, и был дан необходимый запас знаний и умений. На мой взгляд, этому способствует творчество учителя, творческие задания на уроках географии и в различных видах самостоятельных работ. Многие ученые-психологи, ученые-педагоги обращались к развитию творческой активности человека (Яковлева К.А., Рубенштейн, Пономарев Я.А. Роджери Н.) и пришли к выводу, что счастливый и здоровый человек – это творчески самореализующийся человек, выражающийся в раскрытии его индивидуальности и уникальности, в расширении и обновлении своих возможностей. Проблема развития творческих способностей школьников в процессе обучения приобретает огромное экономическое и социальное значение. Развитие творческой активности является ведущим компонентом в развитии интеллектуальных умений учащихся и способностей на уроке и внеклассной работе. Даю два типа творческих заданий: 1 тип – исследовательские задания; 2 тип – конструктивные. 8 лет я работаю по этой теме и вижу, как такие уроки, задания способствуют развитию интеллектуальных умений учащихся, повышается уровень исследовательской деятельности, качества знаний, развивается инициатива и интерес к предмету географии с основами экологии. Всё это удачно сочетается в проводимом ежегодном внутришкольном конкурсе “Защита экологических ситуаций Омской области”, приуроченном к месячнику естественно-географического цикла. Даю разные задания для 5-7-х классов и 8-10-х классов, использую задания как собственные, так и автора Гайсина Р.С. г. Петропавловск, 1992 год. Пример: Тема: “Почва, состояние её поверхностного покрова, защита от разрушения”. Одно из самых ярких проявлений эрозии почвы – овраги. Задания для 5-7-х классов. Совершить экскурсию по окрестностям и выявить места, подверженные водной эрозии. Исследовать и описать по плану:
Задания для 8-11-х классов. Представьте, что вы уже взрослые и взяли в аренду землю у колхоза, на котором расположен овраг. Здесь вы хотите развивать своё хозяйство, намереваясь получить хорошую прибыль. Однако, овраг приносит убытки хозяйству. Необходимо создать проект по решению данного вопроса. Изложите меры по предупреждению роста оврага или его уничтожению или, если считается возможным, по его использованию. В начале идёт отбор проектов в каждом классе, затем отбираются лучшие на выставку и, наконец, комиссия (из каждого класса по представителю) подводит итоги этого конкурса по специальным критериям:
Победители конкурса награждаются призами, лучшие работы выдвигаются для дальнейшей исследовательской работы и выступлений на школьной конференции НОУ. Работаю по программе “Экология и охрана природы” (региональная программа непрерывного экологического образования 1-11-х классов, г. Омска,1996 год, соавтором которой являюсь я). В каждой теме есть творческие задания, которые я даю в начале каждой темы, а последний урок – защита. Задания и критерии оценок из класса в класс усложняются. Творческие задания вариативные, т.е. предлагаются несколько заданий на выбор по желанию и интересу ученика, а также задания учитывающие уровень сложности и профильности классов (историко-филологические, математические, общеобразовательные). Например, 8 класс. Тема “Почва и земельные ресурсы” Задания.
К основным критериям были добавлены: актуальность выбранной темы, пути решения (собственные), использование схем, карт, графиков, таблиц в работе и у доски, время доклада (1,5-2 минуты). Чтобы рационально использовать время на уроке и развивать инициативу учеников, провожу уроки-зачёты по звеньям. Звеньевые самостоятельно по критериям прослушивают творческие задания, выставляют оценки, а лучшие работы заслушиваются перед всем классом, отбираются на классную выставку под названием “ Творчество”. Пример: 9 класс. Урок “Проблемы Центральной России и пути их решения”. Было дано задание выявить проблемы крупного промышленного города и пути решения проблем (в форме эссе). Совместно с учителем было выявлено более 15 проблем в том числе:
Предлагаю (по желанию) выбрать одну из проблем и предложить пути решения. Работа: в первой части раскрываются причины, породившие проблемы, во второй – пути решения. Урок проходит в игровой форме. Говорю: -"представь и ответь". “Если твой друг стал применять наркотики, как ты ему поможешь избавиться от этой проблемы? Или – "Где гуляет твоя любимая собачка?" Или представь – “если бы ты был мэром города, как бы ты помог обездоленным людям" и т.д. Урок был очень интересным, насыщенным, эмоциональным. Обсуждались схожие темы, затрагивались политические вопросы. Лучшие работы зачитываются перед классом. Было предложено дальше развивать эту проблему и выступить на конференции НОУ (где ученики получили призы и поощрения). На уроках природоведения с основами экологии (5 классы) и географии с основами экологии (6-8 классы) в каждой теме есть творческие задания, которые я даю в начале каждой темы, а последний урок темы – это защита творческих заданий. Задания и критерии оценок из класса в класс усложняются. Пример: 5 класс. Тема: “Гидросфера”. На первом уроке даю творческие задания: составление сборника (на выбор ученика) “Вслед за каплей воды” (круговорот воды в рисунках, в стихах, в сказках, в загадках и т.д.), “Вода и народное творчество” (наговоры на воду, приметы, обычаи, лечение водой, традиции), “Модели и приборы, используемые на воде”. Критерии оценок (для сборника).
Критерии оценок (для стихов).
Критерии оценок (за модели, поделки, приборы).
Творческие задания вариативные, т.е. предлагаются несколько заданий на выбор по желанию и интересу ученика. Урок – зачет. Перед классом еще раз на доске записаны темы заданий и критерии оценок за творческую работу. В выставлении оценки принимает участие каждый ученик. Спрашиваю мнения выступающего и нескольких человек из класса, и подводим общий итог. На таких уроках обязательно есть “Хранитель времени” – ученик, который следит за временем на ответ и ученик “Контролер”, который выставляет оценки по критериям вместе с учителем. Обычно выступающие должны уложиться во время от 1 до 2-х минут в зависимости от задания и подготовленности. Всегда поощряю те работы, которые сделаны самостоятельно (свои стихи, сказки, выпиленные, нарисованные, вышитые, слепленные и т.д.). Лучшие стихи и сказки были собраны в сборник и предложены на областной экологический фестиваль “Белая берёза”, который проводится ежегодно. А по теме “Техносфера” творческая работа – выставка “Отходы и доходы” (т.е. сделать нужные предметы из отходных материалов). Критерий – наличие покупателей (работа оценивается в деньгах). Через неделю сделали выставку – продажу на втором этаже в рекреации начальных классов. Ученики отобрали лучшие работы, приготовили ценники, назначили “продавцов”. Было много заинтересованных: и ребят, и родителей, и учителей. Чьи работы купили, те были очень рады, сказали, что в следующий раз сделают еще лучше и интереснее и предложили создать мастерскую “Умелые ручки”. В итоге могу сказать, что такие уроки способствуют развитию интеллектуальных умений учащихся, повышается уровень исследовательской деятельности, качества знаний, развивается инициатива и интерес к предмету географии. Во внешкольных мероприятиях наша гимназия всегда принимает участие:
традиционно – экологический фестиваль “Белая береза”, городской
экологический интеллектуальный марафон “Эколог года ” . Конкурсы: – поделки новогодние; – открытки новогодние; – календари; – пожелания учащихся; – сладости. Во всех конкурсах принимают участие ученики с 1 по 10 классы. Постоянно растет интерес, инициатива учеников, повышается роль экологического воспитания подрастающего поколения. Архипова Елена Михайловна, учитель географии и основы экологии МОУ "Гимназия № 69 им. И.М. Чередова", г. Омск Источник: http://www.vlivkor.com/2009/03/30/ot-tvorcheski-rabotayushhego-uchitelya-k.html | |
| |
Просмотров: 6445 | Комментарии: 1 | | |
Всего комментариев: 1 | ||||||
|