Функции педагогической деятельности и требования к личности педагога, вытекающие из них
Своеобразие педагогической профессии состоит в том, что она по своей природе имеет гуманистический характер. В процессе образования учитель решает две задачи:

  •     адаптивную;
  •     гуманистическую ("человекообразующую").
Адаптивная функция связана с приспособлением учащегося, воспитанника к конкретным требованиям социокультурной ситуации, а гуманистическая - с развитием его личности и творческой индивидуальности. С одной стороны, педагог подготавливает своих воспитанников к определенной социальной ситуации, к конкретным запросам общества. Но, с другой стороны, он, объективно оставаясь хранителем и проводником культуры, несет в себе вневременной фактор. Развивая личность ребенка на основе богатства человеческой культуры, учитель работает на будущее. Педагог в ходе своей профессиональной деятельности выполняет основные функции:

  •     обучающую;
  •     воспитывающую;
  •     развивающую;
  •     психологической подготовки.

Реализация этих функций требует от современного педагога следующих личностных параметров:

  •     потребности и способности к активной и разносторонней профессиональной и социально-культурной деятельности;
  •     тактичности, чувства эмпатии, терпеливости и терпимости в отношениях с детьми и взрослыми, готовности принимать и поддерживать их, а если нужно, то и защищать;
  •     понимания своеобразия и относительной автономности саморазвития личности;
  •     умения обеспечить внутригрупповое и межгрупповое общение;
  •     предотвращать конфликты в детском и взрослом сообществах;
  •     знания особенностей психического развития, особенно детей с проблемами, и стремления вместе с ними целенаправленно создавать условия, необходимые для их саморазвития;
  •     способности к собственному саморазвитию и самовоспитанию. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Гуманный педагог должен опираться на возможности ученика, его потенциал, а не на авторитет своей власти и принуждение. Его главная задача - выявить, раскрыть и развить все ценное в человеке, а не сформировать привычку к послушанию.
    
Педагог, как и любой другой руководитель, должен хорошо знать и представлять деятельность учащихся, которой он управляет. Таким образом, педагогическая профессия требует двойной подготовки - человековедческой и специальной.

 

Источник: http://ido.edu.ru/ffec/psych/ps14.html#14-5
Категория: Методический кабинет | Добавил: nadezhda (26 Августа 08) | Автор: Педагог
Просмотров: 4256 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 evm   (26 Августа 08 16:13) [Материал]
Согласна. Профессия педагога, а лучше сказать учителя, многогранна и многопланова. Поэтому и требования к личности учителя высоки. Ведь его задача: увидеть в ученике потенциал, помочь ему научиться развивать этот потенциал, а главное - получать от этого удовольствие.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]