Утомленные школой, или Как справиться с «синдромом третьей четверти»
Как считает директор Института возрастной физиологии Российской академии образования, профессор Марьяна Безруких, в последний и самый холодный месяц зимы учиться школьникам становится намного труднее. Проблема заключается в том, что все – и педагоги, и родители – понимают, что такое «синдром третьей четверти», но не учитывают этого.
По словам Марьяны Безруких, в этот период школьникам нелегко не только психологически и эмоционально, но и физически, так как уже в середине зимы начинает ощущаться дефицит витаминов, накапливается усталость. И именно в феврале, когда у детей мало сил, нагрузка в школьной программе максимальна. Поэтому особенно важно для учителей быть более внимательными и терпимыми, учитывать индивидуальные особенности детей. Сегодня образовательные учреждения по-разному решают вопрос с каникулами и делением учебного года.
В некоторых школах введено обучение по триместрам, в других год поделен на «дольки» (5 учебных недель, одна выходная). Пока эти эксперименты не принесли заметного улучшения в усвоении учебного материала. Вопрос остается не изученным. В некоторых регионах существуют школы, где на период сентября–октября действует «пятидневка», поскольку на выходные дети уезжают с родителями на дачу. А с ноября по апрель школа работает шесть дней. По мнению Марьяны Безруких, важно быть гибкими в решении этой проблемы. – Я считаю, что было бы вполне рационально оставить «шестидневку», но освободить четверг. Тогда распределение нагрузки на ребенка будет равномерным. Ему будет проще включаться в учебный процесс, он сможет рациональней распределять время для отдыха и занятий. Однако все эти вопросы требуют исследований и анализа.
Деление на «дольки» – вещь достаточно серьезная. Что происходит в начале года? В начале года в первом классе адаптация к школе занимает как минимум четыре недели. Получается, только ребенок втянулся в учебу – «долька» закончилась и начались каникулы. А каникулы – это нарушение процесса адаптации, и ребенку приходится заново привыкать к дисциплине, настраиваться на учебный процесс, входить в режим, организовывать свое время. Чем чаще мы прерываем обучение на какой-то промежуток времени, тем больше времени требуется ребенку, чтобы восстановиться. То же самое и с «пятидневкой»: если выходные дни организованы нерационально, мы теряем работоспособность ребенка, и он больше утомляется.
Самой сложной в системе образования до сих пор остается проблема целостности восприятия мира школьниками, их умения связывать разрозненные на первый взгляд предметы и знания. – До сих пор в нашей школе нет целостного курса естествознания. И это, конечно же, существенно усложняет процесс усвоения знаний. Ведь важно научить детей не только усваивать мысли, а думать! А вот как раз подумать им некогда. Мы им на это времени не оставляем. Ребенок в школе постоянно воспринимает самую разную информацию, каждый час переключается на новый материал, и время остается только на сон и гигиенические процедуры.
Многие родители и учителя не осознают, что важно не только стимулировать детей на «думание», но и всячески поощрять это состояние ребенка. Для них главным кажется непрерывный процесс получения знаний, а уже как ребенок эти знания воспринимает, как они откликаются в его душе, какие мысли у него возникают по этому поводу –дело второстепенное.

Из-за чего у детей пропадает потребность учиться

 Основные факторы, которые отбивают у детей познавательную потребность, – это неадекватность методик, неадекватность требований и неадекватность условий. Учителя редко учитывают индивидуальные особенности ребенка, а без этого педагог не может быть профессионалом, который понимает детей. До тех пор, пока в стране не изменится система педагогического образования, пока будут готовить литераторов, химиков, математиков, но не педагогов, знающих ребенка, ситуация останется плачевной. Сегодня в педагогических вузах нещадно сокращаются циклы дисциплин, дающих знания о ребенке. К примеру, бакалаврам теперь не нужно знать возрастную физиологию. Ее изучают только те, кто будет работать с дошкольниками. Сейчас, как и 40 лет назад, количество здоровых детей составляет только 25–30%. И большую роль в этом играют неквалифицированные педагоги, которые не считаются с сильной нагрузкой на детей, которые не понимают и не чувствуют их потребностей и настроения.
Интересный факт обнаружили специалисты, когда регистрировали параметры сердечного ритма у детей в процессе учебных занятий в период адаптации к школе. Оказалось, что сила напряжения, которое испытывает сердце ребенка в этот период, соотносима с нагрузкой на сердце космонавта в невесомости.

 Как помочь школьникам

Ребенку нельзя просто сказать: «Почувствуй себя хорошо!» – его нужно этому учить. Научить понимать и чувствовать свое состояние. Существует интересная программа профилактики вредных привычек «Все цвета, кроме черного» – программа для самопознания, осознания себя, умения общаться. При анализе режима дня ребенка исследователи обнаружили, что некоторое количество времени утекает в никуда – и не потому что ребенок бездельничает или отдыхает. Это время, когда он суетится и не может правильно организовать себя. Придя из школы домой и без отдыха садясь за уроки, дети часто начинают занятия с самого трудного. А это неэффективный способ, потому что начинать надо с простого, с того, что обязательно получится и принесет удовольствие. Человек не может сразу включиться в сложную работу, ему нужно время для «врабатывания». Задача взрослых в этой ситуации – дать ребенку уверенность в том, что проблема решаема и трудность преодолима.
В феврале, когда у школьников наблюдаются сниженная работоспособность, повышенная утомляемость, упадок сил, нарушается внимательность, особенно нужна поддержка, а не морализаторство. Изначально ребенок идет в школу с большим желанием, и взрослые должны сохранить эту мотивацию на протяжении всех школьных лет. Благоприятно на здоровье ребенка скажется чередование разных типов работы, переключение с интеллектуальной на эмоциональную деятельность.

Совет родителям и учителям

 Марьяна Безруких отметила, насколько важно организовать режим ребенка так, чтобы он высыпался и не шел утром в школу полусонным, потому что так он будет больше уставать. После школы не следует заставлять его сразу делать домашнее задание, особенно самые трудные уроки, – это неэффективно. Кроме того, крайне необходимо гулять на свежем воздухе 1–1,5 часа в день (для младших школьников 2–2,5 часа).

Распределяя учебный материал на год, педагогам нужно учитывать, что февраль – самый сложный месяц. Желательно построить программу так, чтобы не проходить новый и сложный материал в это время, а остановиться, оглянуться, закрепить и подтянуть пройденные знания. Как отмечал Януш Корчак, ребенок растет и развивается, а это – огромный труд. У детей интенсивнее жизнь, чаще дыхание, живее пульс, ребенок строит себя, глубже врастает в жизнь, растет днем и ночью.

Для родителей и учителей важно понимать фразу «труд развития» и учитывать это, занимаясь воспитанием и образованием детей.

Юлия Ювакаеваа



Источник: http://zdd.1september.ru/view_article.php?ID=200900501
Категория: Рекомендации, памятки, советы | Добавил: nadezhda (08 Января 10)
Просмотров: 3420 | Комментарии: 4 | Теги: здоровье детей, советы учителю, синдром третьей четверти | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 4
4 natascha   (06 Апреля 10 14:15) [Материал]
Утомляет, в первую очередь, однообразие и рутина. Жизнь ребенка должна быть разнообразной, максимально насыщенной и не ограничиваться одними уроками. Если существует постоянный приток новых эмоций, то школа не будет так утомлять.

3 student777   (14 Января 10 12:49) [Материал]
Очень интересная статья! Но не стоит забывать о том, что тот ребенок, которого приучили к труду будет учиться в любое время года с одинаковыми результатами.

2 Таирка   (12 Января 10 09:15) [Материал]
Я помню себя в школе, в действительности очень многое зависит от преподавателя, насколько он может заинтересовать ребенка, в противном случае полная апатия к предмету. Я согласна с тем, что зимой очень тяжело вставать рано и лучше бы на этот период времени переносить занятия хотя бы на час позже.

1 Dekus   (11 Января 10 07:43) [Материал]
Зачастую путают усталость с элементарной ленью и отсутствием желания учиться. Если у детей есть мотивация к учебе, если им действительно интересно учиться, то о никакой усталости не может быть речи. Здесь многое зависит от мастерства учителя и умения использовать в процессе обучения различные педагогические технологии, побуждающие детей к учебе.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]