Испорченный телефон
О том, как наладить контакт родителей и учителей Классному руководителю часто приходится разрешать конфликты, возникающие между классом и учителями-предметниками. Но особое место в школьной жизни занимает организация общения учителей-предметников и родителей. Возникнет ли конфронтация или же общение будет развиваться конструктивно – это во многом зависит от стратегии классного руководителя. Как показывает практика, роль посредника, третейского судьи или медиатора классный руководитель принимает только тогда, когда конфликт уже разразился или вот-вот грянет. Недавно мне случилось принять участие в родительском собрании 8-го класса одной из школ города. Возникла трудноразрешимая ситуация: резко упала успеваемость учеников по нескольким предметам, учителя стали высказывать жалобы на дисциплину в классе и непонимание. Обо всем этом собравшимся родителям рассказывали по очереди приглашенные учителя. Каждое выступление сопровождалось выразительными примерами: Сережа К. часто опаздывает на уроки географии, Света И. постоянно не готовится к биологии, Виктор А. грубит учителю английского языка… Не скупились ораторы и на оценочные суждения в адрес детей, обвиняя их в невежестве, лени, апатии, пассивности, грубости, хамстве и пр. Приглашенный специалист выступил с докладом на тему «Подростковый негативизм и его последствия». Из содержания и общего тона доклада следовало, что последствия будут весьма неприятные и для самих подростков, и для их родителей… Поначалу некоторые родители пытались взять слово и возразить против высказанного мнения, но постепенно в кабинете воцарилась тишина. В глазах родителей я читала немой вопрос: «А что вы от нас хотите?» Психологически очень непросто принять критику в адрес своего ребенка. Еще более тяжело согласиться с навешиваемыми на него ярлыками. Оценивать нужно не самого ребенка, а его поступки. К сожалению, в пылу выступлений педагоги отступили от этого правила – очень уж наболело. Казалось бы, классный руководитель мог заранее познакомиться с выступлениями учителей, продумать общую логику собрания, а затем и вмешаться, когда высказывания приобрели отчетливо конфликтный характер. Но нет, ситуация, когда в роли обвинителя выступил не он, его вполне устраивала. «Мы собрали вас, чтобы вы приняли меры по отношению к своим детям!» – подытожил он. Согласитесь, с подобным сценарием родительского собрания в педагогической практике доводится сталкиваться гораздо чаще, чем хотелось бы. Разумеется, проблемная ситуация в классе не только не разрешилась, но и еще более усугубилась. Между тем каждая из сторон в чем-то права. Причины конфликтов между родителями и учителями Многочисленные доводы со стороны всех участников позволили обобщить суть их позиции и претензий друг к другу. 1. Родители не осознавали в полной мере сложность ситуации в классе. Обвиняя учителей в некомпетентности, они руководствовались следующими аргументами: • Учителя-предметники приходят на собрания лишь с отрицательными эмоциями. • Учителя-предметника трудно увидеть. Большинство родителей во время школьных занятий находятся на работе. После окончания занятий учителя, к которому возник какой-то вопрос, застать тоже достаточно сложно. • Домашние телефоны учителей в большинстве школ родителям не сообщают. Вот и получается, что судить об успеваемости, поведении на уроках и отношениях ученика с тем или иным учителем родителям приходится по сведениям, зафиксированным в дневнике, журнале, со слов самого ребенка или со слов классного руководителя. Зачастую картина, которая возникает в семье ученика, не соответствует действительности: в дневнике могут быть проставлены не все оценки, ребенок может высказывать свое субъективное (и пристрастное) мнение об учителе, который «занижает» оценки или «придирается», классный руководитель может упустить из виду назревающую проблему. 2. Учителя-предметники обвиняли родителей в отсутствии с их стороны должного контроля за успеваемостью и поведением детей. Основным доводом в защиту педагогами своей позиции стало то, что родители не принимают мер к детям: • систематически получающим неудовлетворительные оценки; • значительно снизившим свою успеваемость в течение четверти (с твердой четверки до тройки и т.д.); • неоднократно нарушающим дисциплину в классе. Уверенность в том, что родители непременно должны отреагировать на сложившуюся ситуацию, возникла у педагогов из привычной практики взаимодействия с классными руководителями. В школе, как правило, время для индивидуальных консультаций учителей с родителями специально не определяется. Учитель, если возникает проблемная ситуация, сообщает ее суть классному руководителю, который поддерживает связь с родителями. Но это в идеале. А на практике учитель-предметник может работать в нескольких классах с сотнями детей и объективно не помнить их индивидуальных особенностей, может забыть оповестить классного руководителя о том, что кто-то не подал дневник на неудовлетворительную оценку. Учитель нуждается в посредничестве классного руководителя в организации работы с родителями. Сотрудничество может быть вполне плодотворным, если каждый из педагогов четко выполняет свои функции. 3. Классный руководитель занимает позицию наблюдателя? Ответить на этот вполне закономерный вопрос не так просто. Ирина Сергеевна – педагог, который пользуется уважением в среде коллег, любят ее и ученики. Она отнюдь не равнодушна к успехам и неудачам своих подопечных: «Разве мало внимания я уделяю ребятам? Спросите у любого, какие я для них мероприятия провожу! А для родителей! Вот сегодня: и учителей собрала, и специалистов-педагогов пригласила, и психолог выступил! Я ведь понимаю, что срочно необходимо что-то делать». В словах педагога смущает избранная позиция: деятельность организуется классным руководителем «для них», а «они», то есть дети и родители, по мнению учителя, должны соответствующим образом отреагировать. Любопытно, что при кажущейся активности классный руководитель не осознает важности сотрудничества, совместной деятельности. Иную модель поведения можно наблюдать в процессе взаимодействия Ирины Сергеевны с учителями, работающими в ее классе. Учитель поясняет, что если у кого-то из учителей есть претензии к ученикам, то он связывается с классным руководителем и высказывает суть своих пожеланий. Классный руководитель, в свою очередь, в зависимости от ситуации или сам разрешает конфликтную ситуацию, или сообщает родителям о проблеме. Получается, что учитель-предметник в большинстве случаев обращается к классному руководителю за помощью только тогда, когда претензии уже есть и конфликтная ситуация уже сложилась. Интересуюсь, как часто учителя, работающие в классе, обращаются к классному руководителю с вопросами, с сомнениями, с предложениями, с затруднениями? Крайне редко… Родители дают положительную оценку деятельности Ирины Сергеевны, особо отмечая ее строгость: «Следит за ребятами, контролирует их, если нужно, и поругает, нам, если что, сразу звонит, информирует». Настораживает, что родители склонны усматривать положительные стороны лишь в той деятельности учителя, которая направлена на контроль за поведением или успеваемостью ребят. Лишь после «наводящих» вопросов с моей стороны вспоминают: «И праздники готовит, недавно в поход ходили всем классом: очень старается…» Вспоминается соперничество родителей дошкольников в вопросах воспитателю: а как мой Петя? Ваня? Стремление мам видеть своего малыша в каждом выступлении на празднике, гордость отцов за каждое рассказанное ребенком на утреннике стихотворение. Неужели, когда дети взрослеют, родителям интересны лишь их проблемы? Разумеется, нет. Наверное, есть вина педагогов в том, что забота о воспитании, досуге детей отодвинулась в глазах родителей на второй план. И роль, которую играет классный руководитель во взаимоотношениях с другими учителями, родители оценивают не вполне адекватно благодаря уже сложившемуся опыту. Предельно обобщая, можно представить взаимодействие классного руководителя, учителей-предметников и родителей следующим образом. При благополучном течении педагогического процесса классный руководитель и учителя-предметники сотрудничают крайне редко. Основу взаимодействия составляет общая проблема, которую учитель-предметник не в состоянии решить самостоятельно. При возникновении конфликтной ситуации учитель обращается за помощью к классному руководителю, а тот, анализируя ситуацию, устанавливает контакт с родителями. Родители, являясь конечным звеном в цепочке, вступают в контакт с учителями, руководствуясь информацией, полученной от классного руководителя. В результате все недовольны: информация поступила родителям поздно, она отражает ситуацию только с одной стороны, она искажена. Как в известной детской игре «Испорченный телефон». Пути к взаимодействию Изменить стратегию взаимодействия можно. Для этого необходимо четкое осознание того, что в основе успеха лежит совместный характер деятельности, при котором каждый из участников следует своей роли и выполняет свои функции. Родителей необходимо рассматривать как полноправных участников педагогического процесса, а не как палочку-выручалочку, о которой вспоминают тогда, когда педагоги не справляются с ситуацией. На плечи классного руководителя ложится забота об организации сотрудничества родителей и учителей-предметников в решении важных задач обучения и воспитания. Его посредническая роль может быть реализована в полной мере при условии активной помощи со стороны учителей и целенаправленного включения родителей в жизнь класса. Вот конкретные советы, которые помогут классному руководителю 1. Разработайте механизм прямой связи родителей и учителей. Для этого можно попросить учителей назначить время консультаций с родителями в школе. Это не обязательно должен быть личный визит, достаточным является своего рода дежурство на телефоне учителя в определенный день и час (например, тогда, когда у него перерыв между уроками). Другим эффективным способом является создание совместно с администрацией школы на сайте вашего учреждения гостевой книги или странички он-лайн консультации с учителями. Задать вопрос учителю родители смогут не выходя из дома. Обеспечьте родителей и учителей контактной информацией друг о друге. Эти сведения можно записать в дневнике учеников. Можно подготовить для родителей информационные буклеты, включающие сведения о школе, информацию об администрации, социальном педагоге, психологе, медицинском работнике, учителях (их телефоны, кабинеты, в которых они работают, время приема и др.). Должность Ф.И.О. Кабинет Часы работы, консультаций с родителями Контактные телефоны Учителям необходимо предоставлять сведения о семьях учеников. Эта информация традиционно фиксируется в классном журнале, однако не все классные руководители вносят достаточные для контакта сведения: электронный адрес, мобильные телефоны и др. 2. Совершенствуйте ваше взаимодействие с учителями. Определите периодичность, с которой вы встречаетесь с учителями и получаете информацию о классе (каждую неделю, раз в две недели, раз в месяц). Договоритесь с учителем о встрече. Если необходимо, настаивайте, попросите учителя внести запланированные встречи в ежедневник или в расписание. Просите учителей при каждой возникшей проблемной ситуации информировать вас о ней. Это можно осуществить при прямом контакте, по телефону, можно вложить записку в классный журнал или оставить на доске объявлений. Договоритесь с учителями о способе связи с вами, не забывайте регулярно знакомиться с представленными сведениями и реагировать на них. Активнее подключайте учителей-предметников к воспитательной работе с классом. Приглашайте на мероприятия, проводите совместные акции и праздники. Учителя должны стать частыми гостями на родительских собраниях. Просите их подготовить выступления об успехах учеников по изучаемому предмету. 3. Включайте родителей в жизнь класса. Организуйте мероприятия, тематические классные часы, подготовьте социальный проект совместно с родителями. Согласовывайте время проводимых акций для удобства семьи. Информируйте родителей о мероприятиях, в которых участвует ребенок в школе. Организуйте посещение родителями открытых уроков, проводимых в вашем классе (не обязательно просить учителей готовить их специально для родителей, можно воспользоваться проводимыми по графику школы). Подключите органы самоуправления, например родительский комитет, к организации воспитательной деятельности в классе. Предложите родителям самим определить тематику и содержание родительских собраний. Это лишь небольшая часть рекомендаций, благодаря которым деятельность классного руководителя перестанет строиться по принципу испорченного телефона. Автор.Татьяна Попова ,к.п.н., БГПИ,
г. Борисоглебск, Воронежская обл. Источник: http://ruk.1september.ru/view_article.php?ID=200900601 | |
| |
Просмотров: 6353 | Комментарии: 4 | |
Всего комментариев: 4 | |||||||||
|