Из опыта работы с учебником на уроках физики
Е.И.Степанова МОУ «ТСШ № 7», Тирасполь Работа с книгой – один из древних наиболее часто применяемых методов обучения, в том числе физике. Но тем не менее его нужно непрерывно совершенствовать : этого требует жизнь. Как известно, учебник состоит из текста, иллюстративного материала, вопросов и задач, инструкций к лабораторным работам, сведений справочного характера. Все эти компоненты можно использовать на любом этапе обучения (изучение нового, повторение, закрепление и т.д.). Рассмотрим некоторые приемы работы с книгой-учебником, способствующие прочному усвоению материала и вооружению умениями самостоятельно приобретать знания. Для того чтобы учить школьников внимательно и вдумчиво (без пропусков) читать текст учебника физики, систематически предлагаю задания, подобные следующему: «Найдите в параграфе… описание опыта, показанного на уроке». Для убеждения учеников VII класса в том, что выделенные в учебнике жирным шрифтом определения нужно заучивать дословно, применяю такой прием. Читаю какое-либо определение, например диффузии (с. 22) сначала полностью, а затем опустив слово «вещество» ; разбираю, как изменилось содержание текста. Попутно разъясняю, почему в учебнике применены разные шрифты, в частности для записи определений. Для обучения работе с иллюстративным материалом – рисунками, схемами, чертежами, графиками – даю задания такого типа: - рассмотрите в учебнике рисунок установки на с. … и выясните, какое физическое явление показывают с ее помощью; - найдите в тексте параграфа… описание установки… и сопоставьте его с изображением этой установки на рис. …; - рассмотрите в учебнике на с. … график: что он изображает? Определите, какие параметры отложены на осях координат. Охарактеризуйте ход процесса и показанную на нем зависимость. Обучая школьников работе с учебником при решении задач, даю задания следующего типа: - найдите и прочитайте в учебнике параграф, где описано физическое явление, о котором идет речь в задаче, или закон, необходимый для ее решения; - найдите в учебнике обозначения физических величин, о которых говорится в условии, или нужных для решения; - выберите из текста параграфа … учебника формулы, которые понадобятся в процессе работы над задачей; - найдите в учебнике нужную вам справочную таблицу и определите по ней недостающее в условии числовое значение физической величины, необходимое для решения задачи. Для выработки умений пользоваться таблицами физических величин предлагаю школьникам, начиная с VII класса такие задания: - объясните физический смысл приведенных в таблице на с. … учебника значений величин; - найдите в таблице на с. …учебника наибольшее и наименьшее значение значения физических величин. Ученикам полезно дать и общие советы по работе с учебником дома. Выглядят они примерно так. При изучении нового материала: 1) Прочитайте заданный параграф; 2) Выделите определения и материал, который не был рассказан учителем на уроке; 3) Проследите за логикой вывода формулы; 4) Рассмотрите рисунки; 5) Дополните примеры, приведенные в параграфе, своими; 6) Составьте задачу по изложенному материалу (если это возможно); 7) Перескажите содержание изученного . В процессе обучения физике систематически развиваю у учеников следующие умения работать с учебником: выделять главное в прочитанном тексте ; самостоятельно разбираться в математических выводах ; анализировать содержание рисунков, графиков, схем, таблиц ; находить ответы на поставленные вопросы ; составлять план прочитанного ; сравнивать изучаемые материалы ; делать обобщающие выводы по одному или нескольким параграфам учебника ; пользоваться оглавлением, предметно-именным указателем. Причем начинаю это делать с первых уроков физики. Практика показала, что перенесение центра тяжести в усвоении новых знаний на домашнюю работу не оправдывает, либо приводит к перегрузке. Для закрепления знаний использую такой прием: после объяснения запланированной дозы материала даю задание для работы с учебником. Применение задания и непременно оцениваю его. Анализ анкет и систематический контроль за работой учащихся в школе и дома, регулярная проверка тетрадей, устный опрос, самостоятельные и контрольные работы, обучающие и проверочные задания свидетельствуют о том, что систематически планируемая работа с учебником активизирует класс , развивает у учеников умение в познавательных целях пользоваться дополнительной литературой и различными источниками информации, позволяет вовлечь в занятия слабых учеников, организовать усвоение учебного материала на уроке. Литература 1. . "Физика-7”. А.В.Перышкин, Н.А.Родина. М. "Дрофа”, 2003.- с. 22. 2. . Теория и методика обучения физике в средней школе. Частные вопросы. Под ред. С.Е.Каменецкого. М. Издательский центр "Академия”, 2000. 3. А.В.Усова "Физика в школе ”, – 1984. - № 1. – с.55. | |
| |
Просмотров: 7938 | Комментарии: 1 | | |
Всего комментариев: 1 | |
|