Проблемы учащихся с активным познавательным уровнем
Учащиеся с активным отношением к познавательной деятельности систематически выполняют домашние задания, с готовностью включаются в те формы работы, которые предлагает им педагог. Они достаточно осознанно воспринимают учебную задачу, с желанием включаются в учебную деятельность, зачастую предлагают оригинальные пути решения и работают преимущественно самостоятельно.
Именно на данную категорию учащихся опирается учитель при изучении новой (непростой) темы; именно эти школьники выручают учителя в трудных учебных ситуациях (открытые уроки и т.п.). Главный плюс этих учащихся — в стабильности и постоянстве: они не берут наскоком, но знания их, тем не менее, прочные и основательные.
Однако и у этих учащихся есть свои проблемы. Прежде всего, их называют «зубрилками» – за усидчивость, за врожденное прилежание. Многим со стороны кажется, что детям с активным познавательным уровнем все в учебе дается легко. В этом есть доля истины. Но почему-то забывают о том, что такая кажущаяся легкость — результат более ранних усилий ученика: умение сосредотачиваться на задаче, внимательно ознакомиться с условиями задания, активизировать имеющиеся знания, выбрать наиболее удачный вариант, а при необходимости повторить (и не один раз!) всю эту цепочку.
Именно такой подход позволяет учащимся активно включаться в учебную работу на уровне своих учебных возможностей. К тому же было бы ошибкой пытаться охарактеризовать вышеприведенными качествами всех детей с активным познавательным уровнем деятельности. В эту же группу входят и те, кто мыслит «инсайтами» – озарениями. В иное время такие дети не проявляют особой активности, но неожиданно для учителя и всех окружающих они демонстрируют очень высокий уровень собственных знаний, умение наблюдать, сопоставлять, делать обобщения и т.д.
Возможно, возникает некоторое сходство между учащимися исполнительного активного уровня и относительно активного уровня. Но, все-таки, существует и принципиальное отличие: деятельность учащихся относительно активного уровня вызвана внешними мотивами (приемы преподавания, тема урока и т.п.), в то время как активность учащихся исполнительного уровня обусловлена внутренней мотивацией — работой мысли.
Просто внешне это проявляется не так часто, как этого хотелось бы родителям и педагогам. Как ни странно, литературы с психолого-педагогическими рекомендациями для работы с данной группой учащихся не так уж много. Причина такого положения, видимо, заключается в самом подходе к этим учащимся: они же и так хорошо учатся; зачем, в таком случае, писать научные труды, посвященные активным ученикам, в то время, когда в школе масса слабоуспевающих и неуспевающих детей?! Возможно, именно подобная точка зрения и делает из потенциально нестандартных учеников послушных и безынициативных взрослых исполнителей.
Учащиеся с активным уровнем познавательной деятельности так же, как и все, нуждаются во внимательном отношении со стороны педагога. Эти ученики начинают скучать на уроке, если изучаемый материал достаточно прост, если учитель занят с более слабыми учащимися. Постепенно они привыкают ограничивать себя рамками учебной задачи и уже не хотят или отвыкают искать нестандартные решения.
Людмила Сергеевна правильно описала ситуацию, всех "одаренных" или "любимчиков" выделяли сразу. Это конечно же места за первыми партами, приоритет при двух поднятых руках в классе конечно же отдавался "одаренным", но я хочу сказать, что мало до чего хорошего это доводит, дети зазнаются, их начинают не уважать в классе, в следствии чего полная зажатость ребенка.
Канавина Людмила Сергеевна, вовсе нет. Речь идет об индивидуальном подходе. Современная школа дает массу таких возможностей. Разноуровневые задания, исследовательская деятельность, индивидуальные задания. Чтоб и слабых не упустить, и нагрузить тех, кому под силам сделать больше, и более углубленно изучить предмет. То-есть всем по способностям. Для этого педагог должен очень внимательно при планировании уроков учитывать разные возможности обучаемых. Иначе одни будут скучать, другие не понимать о чем речь, а третьи и вовсе развлекаться(
Помню еще со школы, "зубрилок" или их еще "ботанами" называют, сажали за первые парты. Учителя выделяли их как любимцев, на уроках беседовали по теме только с ними. Мы же "хорошие" и "не успевающие", сидели всегда не при делах, и за уроком наблюдали как бы со стороны. К неуспевающим было только обращение типа "Вовочка, вот посмотри на Катечку, как она учится, а ты вымахал вон какой, а ума не прибавилось". А вы статьей намекаете на то, чтоб не дать угаснуть "заучке", по моему наоборот, пусть лучше «заучка» немного «поугаснет», но учитель весь свой дар преподавания, посвятит слабоуспевающему, чтоб дотянуть его хотя бы до среднего уровня успеваемости класса.
Lena, видимо вы не очень хорошо осведомлены о педагогических приемах работы. Здесь, как раз и идет речь о том, чтоб не допустить стандарного подхода к учащимся, которые от природы обладают повышенными познавательными интересами. И наша задача найти такие приемы и методы работы на уроке и вне его, чтоб эта искорка в неугасла. Ведь человек, любой, а тем более ребенок, хочет признания своих успехов. хотя порой и не подозревает этого. Значит ни в коем случае нельзя упускать их, и уж тем более опускать их до уровня середнячков.
Вот интересно одно, с какого умного сайта или с какой книги это взято? Получается опять, что всех учащихся загоняют в одни рамки... Но сейчас в реальном мире, все совершенно по-другому!!! И надо строить теории, не основанные на каких-то законах и доказательствах, а которые опираются на реальность...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]