Как сшить шубу "по костям"
Bиктор Федорович Шаталов возродил на новой основе идею опоры в процессе обучения. Моя практика показала, что ученики чувствуют себя более уверенно, готовы взять больший материал, усвоить более сложную тему в том случае, если им предоставлена зрительная опора, дающая материал в свернутом виде (ядро знаний). Вероятно, унифицированных опорных конспектов в педагогической практике не будет, потому что через опору виден субъективный взгляд учителя на путь раскрытия объективного мира. Любая опора (схема, конспект и т.д.) отражает уровень возможностей, степень понимания на данный момент учителем своего предмета и способности передать знания детям. Учебник - это та же опора, но посмотрите, как по-разному мы его используем, как нестандартно каждый из нас расставляет вехи знаний для своих учеников, чтобы они не сбились с фарватера и не сели на мель. Но я увидел и то, что учителей, относящихся неравнодушно к своей работе, интересуют принципы подхода к составлению опоры, технология их построения; ремесленник же всегда хотел их получить в готовом виде. Но "шуба с чужого плеча" никогда не бывает "по костям", так и чужой план с трудом вписывается в урок, не давая ожидаемого результата. Многие педагоги, не получив результата сразу, начинают распространять мнение, что опоры слишком сложны, что работать по такой технологии "нам, "грешным", невозможно, лучше будем учить как раньше. Прав тот мудрый, кто сказал, что опыт не внедряется, из него берется лишь идея, которая, как искра, должна зажечь ум, чувства пытливого человека, а он потом сам будет излучать свой свет, свои идеи. Итак, я хотел бы предложить свою отработанную годами, получившую признание учителей области и республики опору - тематический акцентированный конспект. Любой конспект есть краткое, свернутое изложение темы. Имеет ли значение форма записи? Если мы хотим дать знания детям, то должны опереться на богатые возможности зрительной памяти ребенка. Запись плана столбиком 1, 2, 3... 10 не создает прочной зрительной опоры, а конкретные фигуры, символы, схемы запоминаются детьми лучше. Мой конспект имеет определенную форму, легко воспринимаемую взглядом. Тематическим конспект называю потому, что весь материал нескольких параграфов я разбиваю на две темы, вычленяю подтемы, т.е. весь материал, отобранный в конспект, подчиняю раскрытию темы. Акцентированным он называется потому, что в конспект невозможно включить весь материал, и я лишь акцентирую внимание на наиболее важных вопросах темы. Я не говорю на уроке: "Это важно, это обязательно нужно запомнить, это...". Все, что я внес в конспект, запомнить, понять, наполнить содержанием нужно обязательно, а остальное как дополнительный материал лишь привлекается в зависимости от способности ученика и его претензии. Очень важно определить, для кого пишется этот конспект. Вначале я его воспринимал как план учителя к уроку: он был сложен по форме и внутренним причинно-следственным связям. Рассказывать по нему было одно удовольствие, но его громоздкость и сложность приводили к тому, что детям нужно было абсолютно все запоминать. Тогда я пришел к выводу, что нужно составлять конспект, который бы стал опорой для их работы дома с учебником и последующего рассказа на уроке. Конспект, задавая определенный алгоритм раскрытию темы, должен оставлять свободу действий для ученика, исходя из его возможностей. Я предлагаю посмотреть, как создается тематический акцентированный конспект, внутренняя суть которого строится по законам логики и нижней границы стандарта образования. Первое, что надо сделать, - это сформулировать тему (помните, что я весь материал делю на две части), ее я записываю в центре страницы и беру в рамочку: Название темы Затем я должен записать тезис: идею по содержанию обучения, главную мысль, которую должен доказать. Одновременно подумать о возможных путях доказательства, т.е. подойти к формулировке тезиса, учитывая метод, избираемый мной на данный урок: к индуктивному методу прибегаю в том случае, если тема сложная и тезис дети могут понять, изучив содержание по отдельным частям (от частного к общему); к дедуктивному методу - в том случае, если у детей есть достаточно знаний для осознания тезиса (от общего к частному). Последний метод предпочтителен (особенно в старших классах), но 45-минутный урок со своей незначительностью объема материала очень часто встает у него на пути. Тезис записывается под темой внизу страницы: Название темы Тезис: ............................................... Теперь предстоит работа по распределению материала: на каких вопросах акцентировать внимание, какие причинно-следственные связи необходимо отразить, какая форма записи наиболее лаконична при возможном максимуме фактов. Небольшой эксперимент. Скажите, какая запись числа лучше запоминается вам: 251328 или 25-13-28? Телефонная, блочная запись запоминается легче. Оказывается, это не только ваша индивидуальная особенность, она присуща большинству. Исходя из этого, я пришел к блочной записи фактического материала, учитывая внутреннюю историческую логику. Блок ? 1 Блок ? 2 Название темы Блок ? 3 (подтема) Тезис: ............................ Всю информацию блока я записываю только словами и общепринятыми символами, сокращениями и аббревиатурами. Самодельные аббревиатуры и сокращения затрудняют восприятие темы и не позволяют обогатить словарный запас литературного языка школьника. Не оставляю слово (сигнал) без связи (черта, стрелка) с блоком или с темой. Оторванный сигнал существует как бы сам по себе и не работает на раскрытие причинно-следственных связей данной темы. В учебнике могут встречаться факты, которые я не могу включить в конспект по двум причинам: или он приведен в учебнике случайно и не имеет отношения к теме параграфа, или мои знания оказались недостаточными по данной теме. Через некоторое время, когда изменится мой взгляд на эту проблему, овладею новой информацией, я нахожу порой прекрасную, пусть опосредованную связь этого исторического факта с темой конспекта. Тогда конспект приходится переделывать на основе нового осмысления темы. Именно в этом процессе поиска связей факта с темой я вижу одну из ценностей тематического акцентированного конспекта: такая работа шлифует мои знания, заставляет отделять главное от второстепенного, учит лаконизму, обогащает словарный запас и даже воспитывает эстетический вкус (некрасивая схема воспринимается детьми хуже). Составляя конспект, учитель должен думать о путях доказательства, которые были бы понятны детям настолько, чтобы дома, работая с учебником, ученик, перенося из него знания, мог "развернуть" конспект для будущего рассказа на уроке. Справедливость такой оценки подтверждают студенты-практиканты, которые вынуждены самостоятельно составлять тематический акцентированный конспект для предстоящего урока. Обычно они составляют его коллективно, бурно обсуждают, исписывая не один лист бумаги. У каждого есть свои предложения о путях изучения темы, ее оформления в схеме. Я выступаю то в роли критика, то в роли советчика, но всегда учусь у молодых людей: их порой нестандартное мышление, свежие знания постоянно обогащают меня. Вновь о субъективизме конспекта. На практике у меня бывают случаи, когда студенты в параллельных классах дают урок каждый по своеобразно построенному конспекту. Я не возражаю против такого подхода: личность молодого человека надо уважать и не укладывать в прокрустово ложе. Это порождает уверенность в своих силах и повышает его социальный статус. Лишь один студент за все годы руководства практикой захотел давать уроки, переписав мой конспект. Я счастлив, что он покинул впоследствии институт, а школа не получила еще одного дипломированного ремесленника... Юрий ЛАТЫШЕВ,
учитель истории 44-й школы Источник: http://www.ug.ru/98.09/t9_1.htm | |
| |
Просмотров: 10322 | Комментарии: 3 | | |
Всего комментариев: 3 | ||||||||
|