Мастерство педагогического общения

Трудно себе представить общение, которое бы совсем не несло познавательного или воспитательного заряда. Тем не менее в литературе и практике все больше и шире используется сравнительно "молодое" словосочетание: педагогическое общение. Это – профессиональное общение преподавателя с учащимися в процессе обучения и воспитания, имеющее определенные педагогические функции и направленное (если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологического климата, оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимся внутри коллектива. Другими словами, педагогическое общение - это общение педагога с воспитанниками в педагогических целях.

А. С. Макаренко подчеркивал необходимость для педагога овладевать техникой педагогического мастерства, техникой педагогического общения: "Нужно уметь читать на человеческом лице. Ничего хитрого, ничего мистического нет в том, чтобы по лицу узнавать о некоторых признаках душевных движений. Педагогическое мастерство заключается в постановке голоса воспитателя, и в управлении своим лицом. Педагог не может не играть. Не может быть педагога, который не умел бы играть. Но нельзя просто играть сценически, внешне. Есть какой-то приводной ремень, который должен соединять с этой игрой вашу прекрасную личность.Я сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить "иди сюда" с 15-20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса".

В зависимости от стиля педагогического общения американские психологи выявили три типа педагогов. "Проактивный" педагог инициативен в организации общения в группе, причем общения как группового, так и парного (учитель-ученик). Он четко индивидуализирует свои контакты со студентами. Но его установки меняются в соответствии с опытом, т.е. такой педагог не ищет обязательного подтверждения раз сложившейся установки. Он знает, что хочет, и понимает, что в его собственном поведении или поведении студентов способствует достижению этой цели.

"Реактивный" педагог тоже гибок в своих установках, но он внутренне слаб, подчинен "стихии общения". Различие в его установках на отдельных студентов - не различие в его стратегии, а различие в поведении самих студентов. Другими словами, не он сам, а студенты диктуют характер его общения с группой. У него расплывчатые цели, он приспосабливается и подстраивается к студентам.

"Сверхреактивный" педагог, замечая индивидуальные различия, тут же строит совершенно нереальную модель, преувеличивающую эти различия во много раз и считает, что эта модель и есть действительность. Если студент чуть активнее других - в его глазах он бунтарь и хулиган, если чуть пассивнее - лодырь и кретин. Такой педагог имеет дело не с реальными, а с выдуманными им студентами и ведет себя соответствующим образом. А выдумывает он на самом деле стереотипы, подгоняя под них реальных, совершенно нестереотипных студентов. Студенты при этом - его личные враги, а его поведение - род защитного психологического механизма.

Каковы же основные принципы новой модели педагогики? Из всего многообразия подходов можно выделить три основополагающих установки:

  1. Человек находится в активно-деятельном отношении к миру и самому себе.
  2. Активность субъекта выступает в высшем своем творческом проявлении, когда субъект поднимается до становления самого себя.
  3. Рассмотренная позиция подводит к идее деятельного становления призвания человека.

Педагогическое общение должно быть не тяжким долгом, а естественным и даже радостным процессом взаимодействия. Каковы слагаемые оптимального педагогического общения?

Во-первых, это высокий авторитет педагога. Второе условие успешности педагогического общения - владение психикой и приемами общения, т.е. педагог должен быть хорошо подготовлен как практический психолог. И, наконец, третье составляющее успеха - это накопленный опыт, это то, что в обыденной практике и называется "сначала умение, а потом мастерство".



Источник: http://psylist.net/pedagogika/16.htm
Категория: Статьи педагога-практика | Добавил: nadezhda (26 Июня 08) | Автор: Надежда E
Просмотров: 7023 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 3
3 Karina   (03 Декабря 08 06:33) [Материал]
Мастерство педагогического общения – один из самых важных аспектов в педагогике. Нет эффективного общения – нет взаимодействия – нет результата обучения.
У учителя коммуникативные навыки должны быть развиты на 110 процентов. Но много ли таких людей вы знаете? Другое дело, что эти качества всегда можно развить, если не лениться. Я молодой учитель английского языка, работаю со школьниками и дошкольниками, и эти знания дались мне не сразу, но для этого и существует самоанализ уроков. Сравнивая разные модели поведения на занятиях и их результаты, можно найти не только правильную форму общения, но и адаптировать ее под себя и учащихся. Еще один метод, который я использовала (и продолжаю использовать) – посещение занятий других педагогов, благо они не возражают, и работаю я в коллективе профессионалов, так что грех не воспользоваться такой возможностью.

2 katalinka   (30 Сентября 08 08:53) [Материал]
Здравствуйте, я работаю в музыкальной школе учителем по скрипке, поэтому уроки провожу индивидуально . Возможно кто-то считает что так легче .Но школа это обязательно, а вот музыкальная школа по желанию. Не буду описывать как сложно сейчас заинтересовать детей, особенно музыкой. Есть дети которым постоянно нужно давать стимул - хвалить , а некоторым строгость в общении, тогда будет результат. Как говорится в статье, нужно быть хорошо подготовленным психологом, только ни один университет не даст Вам внутреннее чутье как к каждому найти подход (сама учусь на психолога).

1 evm   (29 Августа 08 17:19) [Материал]
Любое общение - это влияние. Целью педагогического общения является не просто позитивное, но целенаправленное влияние. Мастерство педагогического общения приходит с годами (это безусловно), а вот реактивность или проактивность реакциии (термин сверхреактивность слышу впервые) - это еще и качества характера!..

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]