Ступени роста педагогического мастерства
Педагогический труд очень сложен и многообразен. Но понимаешь это только тогда, когда начинаешь им заниматься. Причем это понимание приходит не однажды. В начале педагогического пути тебе кажется, что достаточно в полной мере овладеть своим предметом, чтобы стать хорошим учителем. Но уже во время студенческой педагогической практики приходит понимание, что чего-то не хватает, необходимо что-то еще. И, обложившись книгами, начинаешь искать это ускользающее что-то. Еще с трудом дается поурочное планирование, хочется в один урок втиснуть все свои знания по данной теме и как можно больше дать своим ученикам: рассказать, научить, опросить, проконтролировать. Молодому специалисту очень повезет, если в этот период рядом окажется мудрый наставник и ваше «хочется» он начнет переводить совсем в иное русло: наблюдение, терпение, умение выслушать, спокойное отношение к незнанию вашего предмета и непониманию вашего объяснения. И тогда период, когда «хочется обо всем рассказать, что ты знаешь сам», переходит на качественно новый уровень: «рассказать так, чтобы тебя внимательно слушали, понимали, интересовались тем, о чем ты рассказываешь». Но и этот период еще трудно назвать учительским. Он скорее пока еще «повествовательный», хотя повествование идет уже достаточно умело. Появляются любимые ученики, готовые слушать тебя часами. Появляется удовлетворение от собственного труда. О тебе начинают говорить как об учителе, подающем надежды. А ты сетуешь: «Почему о подающем, если я уже умею так много, у меня все получается так хорошо»! Парение в облаках заканчивается очень скоро. Как только подходит контрольный срез, олимпиада, выпускной экзамен. Когда твои ученики, как тебе казалось, так прекрасно знающие твой предмет, показывают результаты если и достаточно хорошие, то далеко не такие, какими могли бы быть по твоему мнению. А ведь так хорошо работали на уроках, успешно справлялись с текущими контрольными работами, принимали активное участие во внеурочных мероприятиях, где блистали своими знаниями! И снова это «почему»? И снова – досада. И желание все бросить, все забыть и больше никогда не возвращаться в эту, уже «так надоевшую тебе школу»! И бросают, и уходят, и забывают. Но большинство все-таки остается, чтобы все переосмыслить, переоценить и снова начать с начала. Но теперь понимаешь, что это начало совсем иное и оно существенно отличается от того, первого. Уже более спокойно оцениваешь свои неудачи и начинаешь искать их причину, а не виновников. Еще спокойнее относишься к своим успехам и думаешь о том, что они могли быть более значительными, если бы… Начинается этап переоценки только твоих педагогических ценностей, накопленного, хотя еще и недостаточно, как чувствуешь и понимаешь, педагогического опыта. И начинаешь, нет, еще не понимать, а скорее только чувствовать, что именно здесь сделано что-то не так, сказано что-то не то. Не тот выбран момент, не та интонация, не те жесты, слова и т.д. Именно с этого момента начинается рождение тебя как учителя. Именно чувствознание, пусть пока еще все отрицающее, критикующее, недовольствующее выводит тебя на педагогическую тропу, пройдя которую, ты начинаешь и все понимать, и правильно поступать, и верно оценивать, и чутко ценить, и чувствовать, что так много еще надо учиться, знать и понимать… Приходит пора самоанализа, самоосмысления, самооценивания. И только теперь начинаешь видеть свои преимущества, удачные находки и решения, свои плюсы и минусы… Начинаешь видеть в себе учителя. Но теперь ощущение поиска приобретает более спокойный, осмысленный характер. Потому что знаешь, что и где искать, а главное, зачем! Совсем иначе воспринимаются и успехи твоих учеников. И ты прекрасно понимаешь, что не благодаря тебе и твоим натаскиваниям у Маши и Вити прекрасные результаты, а потому, что ты смог заинтересовать, пробудить, не помешать… Только теперь ты знаешь, что владеть своим предметом, даже на достаточно высоком уровне – это половина успеха. Главной, и пожалуй определяющей частью, является умение научиться общению со своими учениками: словом, взглядом, молчанием. И, наверное, человек по–большому счету может состояться только тогда, когда в его жизни встречается такой учитель. И тогда процесс становления человеческой личности, педагогической личности не заканчивается с окончанием школы, техникума, высшего учебного заведения. Этот процесс переходит в состояние души и длится еще очень и очень долго. И тогда это состояние души переводится и на работу, и на отношение к ней. Так, наверное, рождается настоящий учитель, имя которого всю жизнь помнят его ученики. Мне очень повезло и память о настоящих учителях хранится в моем сердце. Вначале это чувство родилось по рассказам отца: он, мальчишка военной поры, очень хотел учиться, но школа была только в соседнем селе. И зимою он чаще отдавал фуфайку младшему брату, чтобы тот мог идти в школу (фуфайка была одна на двоих). Естественно, что частые пропуски не способствовали хорошим знаниям и особенно по математике. Интерес к любимому предмету стал понемногу угасать и угас бы совсем, если бы однажды в класс не вошел новый учитель математики. Беглого взгляда мальчишки хватило, чтобы определить (по каким-то своим критериям), что он «настоящий», что именно он сможет сказать что-то главное, важное для тебя. А он все говорил и говорил. И мальчишка, который уже начал уходить с уроков, (ему стало не интересно, он начал чувствовать, что выше тройки ему уже никогда не дотянуться), стал все реже и реже уходить с уроков математики, смог возродить свою любовь к предмету благодаря именно ему, «Настоящему учителю» и почувствовать большую благодарность к своему Учителю. А вместе с любовью, интересом и благодарностью вернулось желание учиться и понимание любимого предмета. В моей жизни тоже было несколько учителей, хороших, настоящих учителей: молодых, ярких, запоминающихся. Но имя Галины Ивановны Антоновой самое дорогое. В ней всегда чувствовалось желание заинтересовать, зажечь, повести за собой. Ей всегда был интересен каждый ученик: успешный и не очень, благополучный и не совсем. Она никогда не делила своих учеников на хороших и плохих. Таким же она стала потом заместителем директора, а затем и директором школы. Ее директорство началось уже после моего окончания школы. И, бывая на вечерах встречи выпускников в своей школе, понимала снова и снова, что в моей жизни был настоящий учитель и у меня есть прекрасный пример для подражания. Небольшая сельская школа стала социо-культурным центром. За советом к ней всегда шли не только ее настоящие и бывшие ученики, но и родители, специалисты хозяйства. Идут и теперь, когда Галина Ивановна тяжело больна и прикована к постели: поддержать, поблагодарить, высказать искреннюю признательность за ее долгий, благородный труд. У ее постели сидела и я. Но самое удивительное – не боль и горечь, а гордость испытала я, находясь у постели тяжело больной женщины. Она также спокойно и заинтересованно слушала меня, задавала вопросы, давала советы как коллеге, что-то вспоминала из моего детства, рассказывала обо мне. Казалось тогда такие мелочи, но они были моими ступенями роста и она, в своих воспоминаниях, уже взрослую, учителя с почти 25-летним стажем провела вверх по этой лестнице взросления, чтобы снова понять, почувствовать, осознать.. И мне, и себе. Она, проработавшая столько лет в школе, завоевавшая признание своих учеников и их родителей, заслуженное уважение своих коллег сожалеет только об одном: кому-то не смогла вовремя помочь, кого-то не уберегла от неверного поступка, явилась причиной страданий своих близких и родных. Эта встреча перевернула все в моем сознании, изменив шкалу ценностей, разрешив мое сомнение: что первично – знание своего предмета или педагогическое общение? Сколько раз я меняла их местами, пока, наконец, они гармонично не уравновесились в моем педагогическом сознании. Как не хватало этого знания в начале педагогической деятельности. Видимо педагогические ВУЗы, уделяя основное внимание на изучение самого предмета, считали, что умение педагогическое придет само по себе! Но как можно понять то, чего еще не знаешь, о чем еще даже не догадываешься!? Да, с опытом приходит многое, но и уходит тоже: время, потраченное не рационально; дети, которым ты мог дать гораздо больше. Сегодня все меняется. Эти вопросы задают себе студенты и находят ответы у своих преподавателей, в педагогической литературе. Появился в отдельных ВУЗах специальный предмет: педагогическая технология, которая учит будущих учителей педагогическому общению, раскрытию своих творческих возможностей, педагогическому мастерству. Итак, ступени роста педагогического мастерства начинаются с педагогического сопровождения и никогда не должны заканчиваться: ни в школе, ни в Вузе или педагогическом училище, ни во время, и особенно на первых порах, педагогической деятельности. Очень важно, чтобы всегда рядом находился старший товарищ, наставник, готовый помочь, подсказать, направить, скорректировать. Этот процесс будет протекать более продуктивно, если движение будет осуществляться как бы в двух плоскостях одновременно: в одном направлении и навстречу друг к другу. Только при таких условиях и возможно сотрудничество: взаимодополняющее, взаимообогащающее, взаиморазвивающее. И снова, возвращаясь к своему уже более позднему педагогическому опыту, видишь результаты такого сотрудничества и у себя, и для себя. Это плодотворное сотрудничество с Плескачом Л.Е., заместителем директора по НМР АФ ККИДППО (научное руководство моей исследовательской деятельности); с Гуровой Л.В., директором средней школы №9 станицы Советской (профессиональный рост в качестве организатора и администратора); Аствацатуровым Г.О., заместителем директора АФ ККИДППО по УР (творческое сотрудничество и общность в видении педагогических проблем); Машкиной З.В., учителем биологии (творческий союз по экспериментальной и исследовательской деятельности); Кишинец З.Д., учителем русского языка и литературы (организация совместной воспитательной деятельности как классных руководителей одной параллели)… Перечисление можно было продолжать еще очень долго. Но суть этого перечисления заключается в том, что профессиональный рост, педагогическое мастерство, педагогическая компетентность не могут возникнуть только благодаря полученному образованию, приобретаемому опыту работы и самообразованию. Только участие в коллективном творческом поиске педагогов-единомышленников способствует всем перечисленным выше процессам. «Изоляция способностей, какими бы эффективными ни выглядели плоды их деятельности, есть дефект познания. Мир един, и сообразное постижение Мира дано лишь единой личности. Акт познания – есть тотальная мобилизация всех познавательных сил, включая и резервы; победа может быть обеспечена только при наличии индивидуума как коллектива». (К.А.Свастьян). Ярким примером такого поиска может быть опытно-экспериментальная деятельность в школе, научным руководителем которого является профессор АФ ККИДППО Плескач Л.Е.. Суть данного поиска заключается в повышении качества образовательного процесса через реализацию принципов информационного взаимодействия: тезауруса (системы понятий по рассматриваемой теме); фасцинации (привлекательной формы подачи информации) и майевтики (сотворчества учителя и учащихся для получения новых знаний), что позволяет решить проблему интеграции образования для более глубокого понимания получаемых учащимися знаний. Сегодня, когда ученик так перегружен информацией, множеством учебных дисциплин, когда одни и те же законы, явления рассматриваются одновременно в различных учебных курсах без учета их согласованности, очень важно относится к подбору предлагаемой информации на уроке с позиции соблюдения принципов информационного взаимодействия. А если еще учесть и желание многих педагогов вложить в каждого ребенка как можно больше своей информации, станет понятно, почему все больше и больше учащихся отвергают эту информацию. Им нужно ведь не количество получаемой информации, а умение в ней разбираться, систематизировать, анализировать, обобщать. Тогда и придет желание ее воспринимать, в ней разбираться, понимать, применять ее… Конструируя урок на основе принципов информационного взаимодействия, удалось создавать комфортные условия учащимся для приобретения нового, более высокого уровня понимания информации, самостоятельного обретения знаний. Значимость данного подхода в организации учебно-воспитательного процесса очевидна как для учителя, так и для учащихся. Уроки, построенные на этих принципах, позволяют систематизировать знания учащихся, повышать у учащихся мотивацию к учению и развивать их творческий потенциал. А в этом и заключается желание каждого учителя: дать более качественное образование своим ученикам, почувствовать желание каждого ученика получать это образование. Реализация принципа тезауруса позволяет формировать систему понятий каждой темы и всего учебного курса математики и любой другой учебной дисциплины, что способствует систематизации знаний учащихся, их расширению и углублению. Теперь знания на уроках математики совместно с учащимися рассматриваем не как сумму информации, а как инструмент для развития интеллекта, как учащихся, так и учителя на их основе. За последние три – четыре года удалось далеко уйти от авторитарной педагогики, когда приходилось контролировать, опрашивать, оценивать. Все чаще и чаще становишься собеседником, соучастником образовательного процесса. Учебная работа постепенно организуется в макро и микрогруппах, используются информационные технологии, развивающее обучение, методы и приёмы, которые позволяют постоянно удерживать внимание учащихся на рассматриваемой проблеме. То есть через реализацию принципа фасцинации удаётся решить проблему повышения мотивации к учению у каждого учащегося. Сегодня многие дети потеряли интерес к школе не оттого, что перестали быть пытливыми, интересующимися, наблюдательными, а оттого, видимо, что школа не хочет признавать, что они, дети, порой еще, не умея читать и писать, уже имеют определённый багаж знаний, жизненный опыт, а иногда и начальный уровень компьютерной грамотности. Процесс сотворчества учителя и учащихся так необходим на сегодняшних уроках, и он становится одним из основополагающих в профессиональной деятельности. Когда он перерастает в индивидуальное творчество ученика, когда учащиеся в результате умело организованной работы учителем сами открывают законы природы, ещё до проведения урока вместе с учителем думают над тем, как его лучше организовать, то стоит ли говорить о том, насколько важно сегодня соблюдать в учебном процессе принцип майевтики. Когда учитель с учащимися постоянно испытывает желание двигаться вперёд, совершенствуя и развивая учебный урок как форму организации общения всех участников этого процесса, становится понятным, как всегда не хватало в работе именно такого подхода. Опыт работы показал, что только совместная реализация всех принципов может дать положительный результат. В этом убеждены и учителя – экспериментаторы, и те учителя, которые готовили и проводили открытые уроки: уроки для районных семинаров или своей аттестации и использовали опыт конструирования уроков с соблюдением принципов информационного взаимодействия. Самое главное открытие – открытие для себя – это невозможность работать «по-старому», нежелание натаскивать ребят, заставлять зубрить через силу. Теперь каждый урок для общения с ребятами, для каждодневного открытия их, себя, и, заканчивая урок, получаешь огромное удовольствие от своей работы. Только творческий подход к организации учебно–воспитального процесса способен сегодня изменить ситуацию, сложившуюся в образовании: резкое снижение мотивации к учению, формальное отношение многих учителей к выполнению своих функциональных обязанностей, нежелание молодых специалистов, как по объективным, так и субъективным причинам, идти в школу, постоянный отток опытных педагогов из школы. Решаются эти вопросы и в нашем регионе. Три года подряд в Армавирском филиале института усовершенствования учителей проходит научно-практическая конференция по проблеме творчества педагога, в работе которой принимают участие и преподаватели педагогического Вуза, и педагогических колледжей и техникумов, и специалисты управления образования, и мы, педагоги общеобразовательных школ. Для ищущего, творческого учителя появляется все больше и больше возможностей как для самореализации, так и для повышения своей педагогической компетентности. А если ко всему вышеперечисленному добавить еще и достойные условия для воплощения результатов поиска творческих, ищущих, желающих работать в школе учителей, не мыслящих себя в не школы, скольких бы талантливых, незаурядных личностей они смогли еще открыть, скольким помогли открыться самим, сделать правильный выбор, творить всю последующую жизнь. Ведь для того, чтобы быть им, творцом, совсем не обязательно быть человеком искусства или выдающимся общественным деятелем. «Чем выше и дальше каждый из нас идет, тем яснее видит, что предела достижений совершенства не существует. Дело не в том, какой высоты ты достигнешь сегодня, а в том, чтобы двигаться вперёд вместе с вечным движением жизни» (Е.И.Рерих). Двигаться вперед для того, чтобы стать современным педагогом. А современный педагог, как утверждает В.Лизинский, это не тот, кто учит, а тот, кто понимает и чувствует, как ребенок учится. Не тот, кто учит ребенка жить, транслируя нравственные нормы, а тот, кто чувствует жизнь ребенка как свою и тактично помогает его внутреннему духовному росту; кто растет сам, развивая окружающих детей, способствуя укреплению сообщества детей и взрослых. Не просто человек знающий, а человек, способный к культурному саморазвитию и творческому содружеству, сотрудничеству с детьми и взрослыми. Октябрь 2005 года Литература 1.Щуркова Н.Е Педагогическая технология. Москва, 2002. 2.Шоган В.В. Технология личностно ориентированного урока. Ростов н/Дону, 2003. 3.Плескач Л.Е. Целостное педагогическое сознание как категория педагогики. Майкоп, 2000. 4.Аствацатуров Г.О. Технология современного урока и творчество учителя школы. Армавир, 2002. 5. Чернобровкина Г.П. Принципы информационного взаимодействия в школьной практике. Информационный вестник №3. Армавир, 2004. Источник: http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=41772&lib_no=44770&tmpl=lib | |
| |
Просмотров: 7825 | Комментарии: 1 | |
Всего комментариев: 1 | ||||||
|