На последней парте
Как директор школы, сижу на уроках время от времени. На последней парте хорошо думается о школе.

Наблюдаю и пишу всякие соображения… Урок начался. Понятное дело, объяснение нового материала. О войне 1812 года. Аустерлиц, Тильзит, Вторая антинаполеоновская коалиция, Третья…
Я очень скептически отношусь к пользе «рассказов учителя у доски». Как правило, их слушают и могут потом повторить только круглые отличники. «Работать самому, а не наблюдать, как это делают другие» – это програм­мный пункт лицея. Стараемся дать возможность ученику действовать: читать, искать ответы, общаться, рассказывать. На что хороший учитель отвечает справедливо: «А объяснение материала? Ну хоть что-то я имею право им рассказать, чтоб они просто послушали?» Учитель рассказывает, хорошо рассказывает. Но что делают дети? Если руки и голову занять нечем – остается морской бой. Что же должен делать ученик во время рассказа учителя?
«Я расскажу вам об участии России в антинаполеоновских коалициях. Ваша задача – сделать правильные записи. То есть те, которые вам помогут через неделю воспроизвести мой рассказ. Не надо записывать слово в слово – только отдельные слова, по которым вы вспомните…» Ничего особенного, а дети при деле. Честно говоря, это не совсем простое задание – некоторые студенты-первокурсники не справляются. Можно и по-другому: не слова записывать, а рисовать картинки к каждой истории, которую я расскажу. Не стесняйтесь, проверять не буду. Главное, чтобы потом, через неделю, смогли рассказать… «Потом, через неделю» – это лишь затем, чтобы ученик понял, что «слова» и «картинки» не задание, а полезная штука. Пригодится. «Картинки» – это наше маленькое дидактическое изобретение. Я не специалист по когнитивной психологии, чтобы объяснить, что там происходит в правом и левом полушариях, когда ребенок слушает рассказ и рисует в тетради. Могу сказать одно: это запоминается на десятилетия, то есть навсегда! А еще пробуждает воображение, образное мышление.
Но и это не всё. «После моей пятнадцатиминутной лекции попрошу вас передать мне, лектору, записочки с вопросами». От слова «лекция» меня слегка передергивает. Но это игра во взрослый институт. Детям нравится. А «записочки с вопросами» – задание сверхсложное. Много вопросов вы задавали на лекциях, когда были студентами? Умение сравнивать, удивляться, не понимать полезнее умения соглашаться и понимать. Итак, рассказ учителя – самая «традиционная» форма работы. Что тут придумывать – сиди и слушай! Нормальному ребенку это трудно. Можно попросить записать «план» рассказа. Можно сделать «рисунки на память». Можно – «записки с вопросами». Первое задание – вещь простая, но очень полезная. Второе и третье – самая что ни на есть творческая работа. «Творчество» возможно даже во время «объяснения нового материала».

Источник: http://ps.1september.ru/view_article.php?ID=201001821
Категория: Статьи педагога-практика | Добавил: nadezhda (16 Октября 10) | Автор: К. Р.
Просмотров: 3464 | Комментарии: 3 | Теги: урок | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 3
3 Rishat   (09 Января 11 20:15) [Материал]
Все это хорошо, но начиная с пятого класса. Irra, извините, но это уже слишком (криптограммы). Необходимо, перед предстоящей темой урока, дать задание ученикам найти любую информацию. Тройная польза - до урока, на уроке, на следующем занятии (опрос).

2 Irra   (11 Ноября 10 21:21) [Материал]
Отличный метод! И действительно запоминается! И непросто "картинки" рисовать, а криптограммы! Криптограмма - это же шифровальная запись, это же так интересно. А история традиционно забывается прочно и навсегда, у нас прямо беда - не только дети-школьники, а взрослые тоже(!) не знают родной истории, не знают географию своей страны. И все, что позволяет учителю отойти от традиционного ведения урока не просто эффективно, но и детям интереснее. Они действительно заняты, они участники, а не пассивные слушатели, в одно ухо влетело, из другого вылетело. Так же хорошо работает метод "проблемного обучения" и "релаксопедия" (когда текст учитель произносит очень тихо, а класс слушает с закрытыми глазами, расслабившись, проводили тренинг по релаксопедии и до сих пор помню отрывок из учебника химии, хотя сама психолог и к химии никакого отношения не имею)

1 NattaliP   (11 Ноября 10 13:52) [Материал]
Ученик должен работать на уроке, даже если по плану изучение нового материала позвольте ученику участвовать. Педагог, рассказывая что-то новое, непременно повторяется, попадаются моменты, которые аудитория может сама озвучить, пусть ученики знают, что тоже могут участвовать в изучении темы, не только как слушатели. У класса нужно спрашивать, например, "напомните мне, в каком году это было", "как вы думаете, кто это мог быть", " вспомните, чем это закончилось"... Ученики будут внимательней слушать и лучше усвоят новый материал.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]