На последней парте
Как директор школы, сижу на уроках время от времени. На последней парте хорошо думается о школе. Наблюдаю и пишу всякие соображения… Урок начался. Понятное дело, объяснение нового материала. О войне 1812 года. Аустерлиц, Тильзит, Вторая антинаполеоновская коалиция, Третья… Я очень скептически отношусь к пользе «рассказов учителя у доски». Как правило, их слушают и могут потом повторить только круглые отличники. «Работать самому, а не наблюдать, как это делают другие» – это программный пункт лицея. Стараемся дать возможность ученику действовать: читать, искать ответы, общаться, рассказывать. На что хороший учитель отвечает справедливо: «А объяснение материала? Ну хоть что-то я имею право им рассказать, чтоб они просто послушали?» Учитель рассказывает, хорошо рассказывает. Но что делают дети? Если руки и голову занять нечем – остается морской бой. Что же должен делать ученик во время рассказа учителя? «Я расскажу вам об участии России в антинаполеоновских коалициях. Ваша задача – сделать правильные записи. То есть те, которые вам помогут через неделю воспроизвести мой рассказ. Не надо записывать слово в слово – только отдельные слова, по которым вы вспомните…» Ничего особенного, а дети при деле. Честно говоря, это не совсем простое задание – некоторые студенты-первокурсники не справляются. Можно и по-другому: не слова записывать, а рисовать картинки к каждой истории, которую я расскажу. Не стесняйтесь, проверять не буду. Главное, чтобы потом, через неделю, смогли рассказать… «Потом, через неделю» – это лишь затем, чтобы ученик понял, что «слова» и «картинки» не задание, а полезная штука. Пригодится. «Картинки» – это наше маленькое дидактическое изобретение. Я не специалист по когнитивной психологии, чтобы объяснить, что там происходит в правом и левом полушариях, когда ребенок слушает рассказ и рисует в тетради. Могу сказать одно: это запоминается на десятилетия, то есть навсегда! А еще пробуждает воображение, образное мышление. Но и это не всё. «После моей пятнадцатиминутной лекции попрошу вас передать мне, лектору, записочки с вопросами». От слова «лекция» меня слегка передергивает. Но это игра во взрослый институт. Детям нравится. А «записочки с вопросами» – задание сверхсложное. Много вопросов вы задавали на лекциях, когда были студентами? Умение сравнивать, удивляться, не понимать полезнее умения соглашаться и понимать. Итак, рассказ учителя – самая «традиционная» форма работы. Что тут придумывать – сиди и слушай! Нормальному ребенку это трудно. Можно попросить записать «план» рассказа. Можно сделать «рисунки на память». Можно – «записки с вопросами». Первое задание – вещь простая, но очень полезная. Второе и третье – самая что ни на есть творческая работа. «Творчество» возможно даже во время «объяснения нового материала». Источник: http://ps.1september.ru/view_article.php?ID=201001821 | |
| |
Просмотров: 3464 | Комментарии: 3 | | |
Всего комментариев: 3 | ||||||||
|