«А можно мы отдохнем?»
Записки учителя о темпе жизни современных детей
 
Дальше, дальше, дальше…


Нынешние дети ускорены. С одной стороны, они погружены в настоящее. А с другой – гонят это настоящее в прошлое, все быстрей и быстрей. Это как если ты стоишь на железном барабане и он под тобой крутится. Все быстрей и быстрей, а ты на одном месте. И дух захватывает, потому что чувствуешь скорость. Эй, что там дальше? Не в будущем, а дальше. Вертись скорей! То, что есть, уже не то! Ускоренность некоторых детей поражает. Мало того, и себя ловишь на том же самом. Однако ты знаешь: такой подход приводит к поверхностности восприятия, к ухудшению понимания вещей. Понимание как способность начинает исчезать. Зачем понимать, когда надо только принимать и принимать. Глубины нет, но ты уже не можешь снизить скорость. Или можешь, но тогда это будет уже не скорость, а какая-то новая характеристика. Когда-то мой учитель по карате сказал: «Если ты научился делать движение очень медленно, ты знаешь, как его делать. И даже когда делаешь быстро, делаешь его правильно». И было так, что медленные движения руками труда не составляли, а вот медленные удары ногами были мучением. Но тогда я прочувствовал правоту учителя. Есть быстрое, а есть быстрое-правильное. Мгновенное и глубокое одновременно. Но смотришь на детей, мгновенно воспринимающих игровые экраны, и понимаешь: с одной стороны, они сильно продвинуты, а с другой – глубоко ущербны. Быстрые, четкие, мгновенные реакции. Это не продуманные решения, не осмысленный выбор. Куда там! Зачем? Идет заточка под быструю реакцию. Впечатления еще не успели утрястись, получить хоть какой-то целостный образ – крутись, крутись дальше, колесо! Может быть, эти реакции-впечатления тоже что-то формируют или ограняют. Что? Кто-то думал об этих скрытых процессах? Могут ли они стать альтернативой способности к вдумчивому исследованию, осознанному выбору?

Молчи, скрывайся и таи…
 Уровень вербальной коммуникации у детей явно снижается. Вместо того чтобы передавать смысл словами, они предпочитают передать собеседнику ссылку на разделяемый образ. Картинка, песенка, табличка – что угодно. Раз это ссылка, незачем проговаривать содержание. Словесный текст не нужен, и так понятно, что имеется в виду. Сама ссылка, конечно, может состоять из слов, они направляют, но главное, содержание, – несловесно. Новое поколение находится на пути освоения иной знаковой системы: кусочками слов, их странной склейкой они умудряются сказать очень много, притом полностью проигнорировав грамматические смыслы языка. Это видишь постоянно, наблюдая, как ученики общаются у компьютера по поводу игр. Об этом хочется думать. Вот учитель вербально хорошо подкован. Любой из нас может бесконечно долго нанизывать новые и новые слова на нити предложений, производить достаточно сложные и длинные тексты. Потому что так считается: «умный взрослый» – это прежде всего образованный, умеющий много и уверенно говорить человек, до тонкости освоивший доминирующую систему ценностей. Но может быть, критерии оценки уровня развития личности взрослого устарели? А вдруг дети не хотят пользоваться грамотной распространенной речью вполне закономерно? Не отпугивает ли их эта гладкая речь взрослых своей маскировочной и маркировочной функцией?

Диалоги глухих
Предметов у них – десяток с лишним. На каждом так или иначе плющат. И в этих условиях ученику проявлять активность, чем-то интересным заниматься глубоко – значит меньше внимания уделять тому, где плющат. В силу этого плющить начинают сильнее. Возрастание личной активности ученика таким образом приводит к тому, что внешнее воздействие «делай так» увеличивается. И где тут положительная обратная связь? Сколько раз загоревшиеся интересной работой детишки приходили ко мне и говорили что-то вроде: «Да, здорово, и мы бы обязательно этим занялись дальше, но времени ведь нет»… «Знаете, физичка еще десять заданий задала и сказала, что двойки поставит всем, кто не сделал»… «Заставляют тесты ЕГЭ решать, нет времени совсем». Все-таки наша педагогика – сплошной бихевиоризм, я имею в виду преобладание стимульно-реактивной модели научения. Мы все еще не ушли от Мюнстерберга, назвавшего ученика «реагирующим аппаратом» и считавшего этот тезис азбучной мыслью в педагогической психологии. Но ведь это еще конец XIX века! До понимания учения как личностного процесса, несводимого к внешним стимулам и раздражениям, дело никак не доходит. Вот и нет настоящей культуры учения.

Остановка движения
Познавательная активность учеников на словах всячески приветствуется, а на деле шаги в сторону от канвы, намеченной учителем, пресекаются или не принимаются. Мы с детьми говорили: допустим, дают вам задание, а вы его не хотите делать, что тогда? «Ну, не то чтобы выполняем, – отвечают они, – но задание должно быть сдано. Способов сделать, не делая, десятки». Если цели учебы не разделяются детьми, это принуждение. Следствие: неинтересным становится то, что точно могло бы заинтересовать ребенка в силу потребностей его развития. Результат: приоритет развлечения гораздо выше, чем увлечения. Я все чаще чувствую, что хожу по заколдованному кругу. В условиях, когда большинство учителей так или иначе прогибают детей под свой предмет, возникновение другой линии поведения учителя приводит к тому, что, с одной стороны, дети это ценят, а с другой – теряются. Когда пассивность возведена в желательную норму в большинстве мест пребывания ученика, проявления активности выглядят странно.

 Новый сезон
После каникул учителя обычно дружно стонут: совсем неуправляемые стали. А по мне – хорошие детишки. Активные, думают, интересуются, спорят, мыслят. Но вот они входят, как говорится, «в рабочий режим», и это значит, что на урок приходят дети или совсем потухшие, или до предела взвинченные. И просят: «А можно мы отдохнем?» Надо сказать, однажды один девятый класс у меня так отдыхал несколько уроков подряд. А потом вдруг заработали! Без внешнего принуждения. Они радостно бегали с алгоритмами, уточнялись, кричали «а-а, ну конечно» и приносили следующий слой ошибок абсолютно без смущения. Вот и думай теперь…  

Источник: http://ps.1september.ru/view_article.php?ID=201000123
Категория: Статьи педагога-практика | Добавил: nadezhda (19 Января 10) | Автор: Владимир Погодин
Просмотров: 5742 | Комментарии: 4 | Теги: современные дети | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 4
4 LOKI_89   (27 Января 10 10:17) [Материал]
Педагогическая технология сильно устарела и не подходит современным детям так как они просто не в силах усидеть на местев течении получаса надо проводить нетрадиционный уроки в качестве деловой игры разгадывать всякие кроссворды проводитьвсевозможные исследовательские работы.

3 Anni74   (21 Января 10 07:23) [Материал]
Да говорить дети скоро, наверное, разучатся. Зачем, когда все и так можно с помощью смайликов передать! Кроме того, они и читать отвыкают. Спросите, какая последняя прочитанная не по программе книга, и вряд ли получите ответ. Только вот, полную свободу, я бы не давала. Это может иметь не очень приятные последствия!

2 Trulala   (20 Января 10 09:37) [Материал]
Ключевое слово – развлечение. На нем все замкнуто. Темп жизни ускорен из-за этого. Быстрее сделать, сдать, сбросить… и скорее «присосаться» к очередным шоу для получения поверхностных эмоций.

1 RybnyDen   (20 Января 10 09:03) [Материал]
Время такое. Трудно ему противостоять. Если взрослые стремятся "быть успешными", что о детях говорить? И в результате никакого развития личности, никакой творческой искорки, действительно - развлечение, а не увлечение. Воспринимающие, а не производящие механизмы. Грустно это все... Как правило, бороться с этим, развивать творческое мышление пытается молодой педагог, а потом либо уходит из школы, либо включается в общую игру.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]