«А можно мы отдохнем?»
Записки учителя о темпе жизни современных детей Дальше, дальше, дальше… Нынешние дети ускорены. С одной стороны, они погружены в настоящее. А с другой – гонят это настоящее в прошлое, все быстрей и быстрей. Это как если ты стоишь на железном барабане и он под тобой крутится. Все быстрей и быстрей, а ты на одном месте. И дух захватывает, потому что чувствуешь скорость. Эй, что там дальше? Не в будущем, а дальше. Вертись скорей! То, что есть, уже не то! Ускоренность некоторых детей поражает. Мало того, и себя ловишь на том же самом. Однако ты знаешь: такой подход приводит к поверхностности восприятия, к ухудшению понимания вещей. Понимание как способность начинает исчезать. Зачем понимать, когда надо только принимать и принимать. Глубины нет, но ты уже не можешь снизить скорость. Или можешь, но тогда это будет уже не скорость, а какая-то новая характеристика. Когда-то мой учитель по карате сказал: «Если ты научился делать движение очень медленно, ты знаешь, как его делать. И даже когда делаешь быстро, делаешь его правильно». И было так, что медленные движения руками труда не составляли, а вот медленные удары ногами были мучением. Но тогда я прочувствовал правоту учителя. Есть быстрое, а есть быстрое-правильное. Мгновенное и глубокое одновременно. Но смотришь на детей, мгновенно воспринимающих игровые экраны, и понимаешь: с одной стороны, они сильно продвинуты, а с другой – глубоко ущербны. Быстрые, четкие, мгновенные реакции. Это не продуманные решения, не осмысленный выбор. Куда там! Зачем? Идет заточка под быструю реакцию. Впечатления еще не успели утрястись, получить хоть какой-то целостный образ – крутись, крутись дальше, колесо! Может быть, эти реакции-впечатления тоже что-то формируют или ограняют. Что? Кто-то думал об этих скрытых процессах? Могут ли они стать альтернативой способности к вдумчивому исследованию, осознанному выбору? Молчи, скрывайся и таи… Уровень вербальной коммуникации у детей явно снижается. Вместо того
чтобы передавать смысл словами, они предпочитают передать собеседнику
ссылку на разделяемый образ. Картинка, песенка, табличка – что угодно.
Раз это ссылка, незачем проговаривать содержание. Словесный текст не
нужен, и так понятно, что имеется в виду. Сама ссылка, конечно, может
состоять из слов, они направляют, но главное, содержание, – несловесно.
Новое поколение находится на пути освоения иной знаковой системы:
кусочками слов, их странной склейкой они умудряются сказать очень
много, притом полностью проигнорировав грамматические смыслы языка. Это
видишь постоянно, наблюдая, как ученики общаются у компьютера по поводу
игр. Об этом хочется думать. Вот учитель вербально хорошо
подкован. Любой из нас может бесконечно долго нанизывать новые и новые
слова на нити предложений, производить достаточно сложные и длинные
тексты. Потому что так считается: «умный взрослый» – это прежде всего
образованный, умеющий много и уверенно говорить человек, до тонкости
освоивший доминирующую систему ценностей. Но может быть, критерии
оценки уровня развития личности взрослого устарели? А вдруг дети не
хотят пользоваться грамотной распространенной речью вполне закономерно?
Не отпугивает ли их эта гладкая речь взрослых своей маскировочной и
маркировочной функцией?
Диалоги глухих
Предметов у них – десяток с лишним. На каждом так или иначе плющат.
И в этих условиях ученику проявлять активность, чем-то интересным
заниматься глубоко – значит меньше внимания уделять тому, где плющат. В
силу этого плющить начинают сильнее. Возрастание личной активности
ученика таким образом приводит к тому, что внешнее воздействие «делай
так» увеличивается. И где тут положительная обратная связь?
Сколько раз загоревшиеся интересной работой детишки приходили ко мне и
говорили что-то вроде: «Да, здорово, и мы бы обязательно этим занялись
дальше, но времени ведь нет»… «Знаете, физичка еще десять заданий
задала и сказала, что двойки поставит всем, кто не сделал»… «Заставляют
тесты ЕГЭ решать, нет времени совсем».
Все-таки наша педагогика – сплошной бихевиоризм, я имею в виду
преобладание стимульно-реактивной модели научения. Мы все еще не ушли
от Мюнстерберга, назвавшего ученика «реагирующим аппаратом» и
считавшего этот тезис азбучной мыслью в педагогической психологии. Но
ведь это еще конец XIX века! До понимания учения как личностного
процесса, несводимого к внешним стимулам и раздражениям, дело никак не
доходит. Вот и нет настоящей культуры учения.
Остановка движения
Познавательная активность учеников на словах всячески
приветствуется, а на деле шаги в сторону от канвы, намеченной учителем,
пресекаются или не принимаются. Мы с детьми говорили: допустим, дают
вам задание, а вы его не хотите делать, что тогда? «Ну, не то чтобы
выполняем, – отвечают они, – но задание должно быть сдано. Способов
сделать, не делая, десятки». Если цели учебы не разделяются детьми,
это принуждение. Следствие: неинтересным становится то, что точно могло
бы заинтересовать ребенка в силу потребностей его развития. Результат:
приоритет развлечения гораздо выше, чем увлечения.
Я все чаще чувствую, что хожу по заколдованному кругу. В условиях,
когда большинство учителей так или иначе прогибают детей под свой
предмет, возникновение другой линии поведения учителя приводит к тому,
что, с одной стороны, дети это ценят, а с другой – теряются. Когда
пассивность возведена в желательную норму в большинстве мест пребывания
ученика, проявления активности выглядят странно. Новый сезон
После каникул учителя обычно дружно стонут: совсем неуправляемые
стали. А по мне – хорошие детишки. Активные, думают, интересуются,
спорят, мыслят. Но вот они входят, как говорится, «в рабочий режим», и
это значит, что на урок приходят дети или совсем потухшие, или до
предела взвинченные. И просят: «А можно мы отдохнем?» Надо сказать,
однажды один девятый класс у меня так отдыхал несколько уроков подряд.
А потом вдруг заработали! Без внешнего принуждения. Они радостно бегали
с алгоритмами, уточнялись, кричали «а-а, ну конечно» и приносили
следующий слой ошибок абсолютно без смущения.
Вот и думай теперь…
Источник: http://ps.1september.ru/view_article.php?ID=201000123 | |
| |
Просмотров: 5742 | Комментарии: 4 | | |
Всего комментариев: 4 | |||||||||
|