«Несовершенные, мы все хотим вырастить совершенных детей, а это невозможно»
Симон Соловейчик. Из книги «Педагогика для всех»
Когда мне читают мораль, воспитывают меня или призывают к самовоспитанию, то есть затрагивают личность – как будто открытого нерва касаются. Всем нам приходится воспитывать друг друга, потому что мы не умеем воспитывать маленьких детей. Несовершенные, мы все хотим вырастить совершенных детей, а это невозможно. Мы спрашиваем: «Что делать, если ребенок...» – что делать, если ребенок непослушен, упрям, капризен, медлителен, неряшлив, грубит, плохо учится, ленится, грызет ногти, поздно приходит домой, вообще не выходит из дому, не читает, только и делает что сидит над книгой, курит, ворует, обманывает, связался с дурной компанией, не имеет товарищей, жаден, скрытен, скуп, застенчив, необщителен, труслив, несамостоятелен, безвольный, нечуткий, невнимательный, злой? Но ответов на уровне «что делать» нет. Они живут, эти ответы, в другой сфере, в этической. Воспитатель, как и художник, действует не по плану, не по отвлеченной идее, не по заданному перечню каких-то качеств и не по образцу, а по образу. У каждого из нас, даже если мы об этом не знаем, живет в голове образ Идеального Ребенка, и мы незаметно для себя стараемся подвести реального нашего ребенка под этот идеальный образ. Что бы ни сделал, что бы ни сказал малыш, мы автоматически сличаем его поступок и слово с образом Ребенка в голове, и если сходится – то мы хвалим сына, если расходится – осуждаем. Мы воспитываем детей вовсе не по своему образу и подобию, своего образа почти никто не знает, а по какому-то сочиненному нами образу. И первое разочарование нас ожидает, когда оказывается, что, несмотря на все наши старания и усилия, живой мальчик никак не хочет отвечать образу Идеального Ребенка, нисколько на него не похож. Но настоящее уныние охватывает родителей, когда дети, которые росли вроде бы правильно, вырастают и оказываются негодными людьми, от которых никакой радости ни родителям, ни окружающим их, никому. Значит, нам нужно заняться тем Идеальным Мальчиком, той Идеальной Девочкой, которые живут в наших головах. Если уж перевоспитывать кого-нибудь, то сначала их, а не реальных наших детей. Нужно создать такой образ Ребенка, чтобы из него непротиворечиво вырастал образ Человека и сам человек. Сначала кажется, будто образов много; но расспросите любых десять человек – и все скажут примерно одно и то же, причем в одних и тех же словах. Образ Ребенка у каждого свой, а образ Человека у всех примерно одинаковый. И когда мы с предельной ясностью поймем, чего же мы хотим, чего мы сами хотим, вы хотите, читатель, – наш внутренний механизм начнет подстраиваться на цель, сам собою начнет меняться руководящий нами образ Ребенка, и нам будет легче с детьми. Источник: http://ps.1september.ru/view_article.php?ID=201000122 | |
| |
Просмотров: 2987 | Комментарии: 4 | | |
Всего комментариев: 4 | ||||
|