О НЕОБХОДИМОСТИ АКТИВИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Наука - это часть общечеловеческой культуры, а ее достижения составляют главные сокровища человечества. Несомненно, что интеллект и квалификация молодых специалистов является гарантией их высшего социального рейтинга. Говорят, что наука - это паровоз, который должен вывезти экономику вперед, но этому паровозу нужны обновление и реконструкция. Средний возраст российских ученых свыше 55 лет. Чтобы привлечь в науку молодых ученых, необходимо создать условия для развития новых технологий и инновационных центров.

Молодежная наука набирает скорость в развитии и это связано с тем, что в рамках реализации федеральной программы предполагается перейти к устойчивому эволюционному развитию системы образования, удовлетворяющей интересам и потребностям личности, общества и государства.
Вот почему к студенческой науке сегодня обращены взгляды общественности.

  1. НИРС является одной из форм учебного процесса, в которой наиболее удачно сочетаются обучение и практика. В рамках научной работы студент сначала приобретает первые навыки исследовательской работы (первая ступень, то есть научные и проблемные кружки), затем начинает воплощать приобретенные теоретические знания в исследованиях, так или иначе связанных с практикой, а в конце этого длительного процесса возможно участие во взрослых научных конференциях, симпозиумах разного уровня, вплоть до международных.
  2. HИРС требует большого внимания и терпения от научных руководителей, так как удача или неудача каждого студента во многом является результатом их собственных верных и неверных действий.
  3. НИРС должна находиться в центре внимания руководящих звеньев вуза.
  4. Многообразие форм НИРС даёт возможность каждому студенту вуза найти занятие по душе, и участие в ней необходимо для наиболее гармоничного и глубокого образования.
Очевидна необходимость постоянной и непрерывной научно-исследовательской работы студентов.
Плавный переход от простых форм НИРС к более сложным, позволяет студенту развиваться плавно и гармонично, помогает ему набирать силы для того, чтобы подняться на следующую ступень науки, не испытывая при этом чрезмерных нагрузок. Непрерывность работы производит отбор, при котором отсеиваются студенты, считающие себя достаточно гениальными для того, чтобы не прилагать особых усилий к дальнейшему самосовершенствованию, и остаются только те люди, которые действительно отвечают требованиям, предъявляемым сегодня к учёному и преподавателю. Научно исследовательская работа студентов является важным фактором при подготовке молодого специалиста и учёного. Выигрывают все: сам студент приобретает навыки, которые пригодятся ему в течение всей жизни, в каких бы отраслях народного хозяйства он не работал: самостоятельность суждений, умение концентрироваться, постоянно обогащать собственный запас знаний, обладать многосторонним взглядом на возникающие проблемы, просто уметь целенаправленно и вдумчиво работать. Общество получает достойного своего члена, который, обладая вышеперечисленными качествами, сможет эффективно решать задачи, поставленные перед ним.

Научно-исследовательская работа студентов является одной из важнейших форм учебного процесса. Научные лаборатории и кружки, студенческие научные общества и конференции, - всё это позволяет студенту начать полноценную научную работу, найти единомышленников по ней, с которыми можно посоветоваться и поделиться результатами своих исследований. Так или иначе, исследовательской работой занимаются все студенты вузов. Написание рефератов, курсовых, дипломных работ невозможно без проведения каких-то, пусть самых простых исследований. Но более глубокая научная работа, заниматься которой студента не обязывает учебный план, охватывает лишь некоторых. Студент, занимающийся научной работой, отвечает только за себя; только от него самого зависят тема исследований, сроки выполнения работы, а так же, что немаловажно, и будет ли выполнена работа вообще. Затрачивая своё личное время, студент развивает такие важные для будущего исследователя качества, как творческое мышление, ответственность и умение отстаивать свою точку зрения. Со стороны преподавателя необходимы доброе внимание и поддержка, без которых, студент, особенно на младших курсах, не захочет (да и просто не сможет) заниматься скучной наукой, какой кажется почти любая дисциплина на начальных стадиях ее освоения.

Часто труд преподавателя сравнивают с трудом садовника. Так вот, если подготовку простых студентов можно сравнить с выращиванием картофеля, где имеются наработанные технологии и удобрения, то подготовку будущих научных работников в кружках Академии можно сравнить с выращиванием редкого на наших полях ананаса. Один неверный шаг, один неверный совет, - и весь долгий труд может оказаться бесполезным, и редкое растение погибнет, не принеся плодов.


Дружинина Т.В., зам. директора по учебной работе,
 Соколова М.В., к.с.-х.н, менеджер ОФ СГА,
Дворянова Г.А., старший менеджер
учебного отдела Орловский филиал СГА


Источник: http://www.conf.muh.ru/090301/thesis_Druzhikina.htm
Категория: Статьи педагога-практика | Добавил: nadezhda (27 Ноября 09)
Просмотров: 5996 | Комментарии: 3 | Теги: преподавать вуза, Научно-исследовательская работа | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 3
3 dsolo   (22 Января 10 07:12) [Материал]
В таких случаях мне вспоминается притча-анекдот, когда маленькая птичка летит за большой птицей и спрашивает: "Ну, куда, куда мы летим?" Большая птица молчит. Маленькая птичка повторяет и повторяет свой вопрос. В итоге большая птица обреченно отвечает: "Да, не знаю я!". Может это и есть правильная позиция преподавателя? Может именно эта позиция и приведет к развитию творческого мышления студентов, а следовательно, к созданию достойных работ?

2 Scarecrow   (19 Января 10 10:00) [Материал]
Лучшей мотивацией для студента, увлеченного научно-исследовательской работой, будет возможность в будущем продолжить свои исследования на профессиональном уровне. Студент должен четко видеть, в какую область деятельности ведет его образование, которое он получает. Поэтому преподавателям важно не только уделять внимание своим подопечным, но и знакомить студентов с работой современных российских ученых.

1 Owlet   (13 Января 10 09:35) [Материал]
Статья поднимает актуальные проблемы, но какую роль в этом процессе играют преподаватели? На мой взгляд, они не бросаются на помощь студентам, а скорее оставляют их разбираться во всем самостоятельно. Это не верно. Без наставлений и опоры руководителя, студент не сможет совершать собственных исследований. А наши ВУЗы грешат равнодушием к молодым ученным и не оказывают студентам никакой поддержки.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]