Внедрение технологий учебной дискуссии во внеклассную работу классного руководителя

Классные часы являются основным компонентом системы работы классного руководителя. Они проводятся с разными воспитательными целями. Их формы и технологии могут иметь множество вариантов в зависимости от поставленных целей, возраста учащихся, опыта классного руководителя и школьных условий.
Идеей внедрения технологии учебной дискуссии во внеклассную работу классного руководителя является соединение новых педагогических технологий с воспитательной деятельностью учителя, педагога, организатора. Данная технология, нацелена на выполнение таких педагогических задач:

  1. Быть активным
  2. Уметь чётко формулировать свои мысли
  3. Развить навыки уверенного поведения
  4. Быть значимым для окружающих
  5. Развить умение бесконфликтно общаться
  6. Научиться грамотно отвечать на возражения
  7. Развитие логического мышления
  8. Формирование умений задавать вопросы
  9. Формирование умений отвечать в эмоционально-напряжённой обстановке
  10. Обучение уважительного отношения к оппоненту при разных точках зрения
  11. Развитие коммуникативных способностей учащихся
  12. Умение работать в малых группах

Учебная дискуссия – это форма сотрудничества, которая используется для изучения двух или нескольких различных точек зрения по какой-либо проблеме с целью установления истины (правильной точки зрения). Педагогические исследования показывают, что мышление в споре интенсивно развивается.
Дискуссия – как урок, а также дискуссия – как классный час являются процессом приобретения знаний и процессом формирования личности. Ученик в ходе дискуссии начинает восприниматься как личность.
Тематическое поле этой формы групповой деятельности безгранично: обсуждаться могут ситуативные вопросы, конфликтные коллизии, философские категории, эмоциональные отношения. Дети, попробовав такую форму общения, получение истины, рассмотрение вопроса с разных сторон, выдвигают свои вопросы для обсуждения.
Дискуссия – эффективное средство в разрешении групповых конфликтов методом анализа, т.к. снимает психологическое напряжение и представляет противника в свете достойной позиции.
Эта методика помогает детям в ходе групповой работы осмыслить роль социальных норм жизни, роль общества для отдельного человека.
Данная педагогическая технология позволяет удовлетворить основные психологические потребности подростка – ощущение взрослости, самоутверждение, сравнительная самооценка.
В ценностно-ориентированной деятельности для учеников привлекательна дискуссия, т.к. можно поспорить с одноклассниками и учителем, всё подвергнуть сомнению, приводя свои доводы, отстаивать свою собственную точку зрения. Организационно дискуссия позволяет включить в работу весь класс и как воспитывающая форма имеет много достоинств:

  • Обсуждаются проблемы, волнующие детей, в привлекательной форме
  • Класс делится на группы, отстаивающие или придерживающиеся различных точек зрения
  • Ведущие (подростки, а не учитель) направляют обсуждение на предмет спора, напоминая о правилах ведения дискуссии и о необходимости уважать друг друга
  • Мнение взрослого не навязывается, они свободны в своём нравственном выборе, и даже если они его сделают в ходе диспута, дискуссия натолкнёт их на размышления, на поиск истины

Педагог, организующий учащихся, должен соблюдать ряд правил:

  • Поддерживается и одобряется любая, даже на первый взгляд кажущаяся нелепой идея
  • Запрещается критиковать, высмеивать какие-либо идеи, предложения
  • Поощряется стремление усовершенствовать свою или чужую идею, попытка комбинировать, модернизировать идею

Применяя технологию учебной дискуссии, участники придерживаются свода правил ведения дискуссии. Он оформлен в виде буклета и используется во время работы.

  • С уважением относиться друг к другу
  • Чтобы высказаться, поднимаем руку
  • Порядок выступлений определяет ведущий
  • Своё мнение или позицию аргументируем фактами, примерами
  • Признаём право каждого иметь свою точку зрения, своё особенное мнение
  • Обсуждаем точки зрения и взгляды, а не людей и личности

Учебную дискуссию целесообразно проводить придерживаясь технологической цепочки:

  • Формулировка темы
  • Постановка проблемы (противоречия)
  • Формирование малых групп и групп экспертов
  • Форум
  • Общегрупповая дискуссия
  • Выступление экспертов
  • Смена проблем у групп

Использование седьмого пункта технологической цепочки (смена проблем у групп) особенно важен, т.к. позволяет осуществить коэволюционный подход – соразвитие всех идей, подведение содержательного итога, оценочного итога.

Некоторые темы для работы с учащимися по технологии учебной дискуссии:

  • Радиация – зло или благо?
  • Что такое детский алкоголизм?
  • Нужно ли высшее образование?
  • Учиться на «отлично» – это легко?!
  • Карманные деньги – роскошь или необходимость?
  • Досуг – это организованное время или отдых? и т.д.

Дискуссия не даёт единственно верного решения проблемы, однако, в коллективном поиске истины стимулируется процесс нравственной оценки и самооценки, анализа и самоанализа, уясняются нравственные основные принципы, соотносятся нравственные ценности учащихся с общечеловеческими ценностями.



Источник: http://festival.1september.ru/articles/528544/
Категория: Статьи педагога-практика | Добавил: Dina (16 Апреля 09) | Автор: Бредгауэр В.А.
Просмотров: 4885 | Комментарии: 3 | Теги: Классному руководителю | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 3
3 Elenochka   (20 Апреля 09 09:19) [Материал]
Дискуссия как таковая может помочь в решении отдельных психологических проблем ребенка – преодолеть замкнутость и стеснение. Зачастую стоя у доски ученик просто боится выразить свои мысли, краснеет, путается, иногда начинает заикаться. Однако в «споре» с одноклассниками и иногда педагогом, таким детям, как правило, проще адаптироваться и преодолеть свою застенчивость. Правда иногда бывает весьма трудно вернуть учеников в «нужное русло» - свободное общение часто выходит за рамки обсуждаемой проблемы.

2 vikki   (16 Апреля 09 16:54) [Материал]
Очень информативная и полезная статья. Дискуссия позволяет подтолкнуть учеников не только к выражению собственного мнения, но и учит их доказывать и аргументировать. Предложенные в статье темы позволят влиться в дискуссию как активным, так и пассивным ученикам.

1 Artavaz   (16 Апреля 09 13:53) [Материал]
Можно прибегнуть к разным формам общения педагога и ученика/студента. Например я люблю общаться с детьми в форме соревнований. На уроке дети делятся на команды, обсуждают вопросы, отвечают, отстаивают свое мнение. Если что-то не получается, нужно задавать наводящие вопросы, это подталкивает их мысли, их слова в нужное русло. Обязательно нужно наводить примеры, потому, если ребенок чего-то не понимает, ему будет с чем сравнить. Люблю давать рефераты, где они обязательно высказывают свое мнение о том или ином предмете.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]