Наказания, дозволенные законом, в твоем распоряжении...

      В 1905 году этот текст (мы даем его в сокращении) появился в журнале "Народная школа". Назывался он "Учительский катехизис". Некий никому сегодня не известный автор, педагог А.Анастасиев, рассказывал своим молодым коллегам о принципах ведения урока...

- Никогда не спрашивай: что вам сегодня задано? На чем мы остановились? Ты должен знать это сам, лучше всех.

- За исправлением письменной работы (домашней. - Ред.) кратко повтори пройденное на прежнем уроке. Затем переходи к подробной разработке нового урока, разделив его на небольшие отделы.

- Избегай вопросов, на которые должно последовать лишь "да" или "нет".

- Никогда не спрашивай: "Поняли?" Если ты предлагаешь такой вопрос, то можно думать, что ты сам склонен предполагать, что тебя не поняли.

- Не перебивай ученика при первом неполном или не вполне правильном выражении, но дай ему окончить предложение.

- Вопросы, которые ты предлагаешь, должны относиться ко всем ученикам...

- При спрашивании учеников не следует держаться какого-либо определенного порядка, в противном случае ученики, которым далеко до очереди, будут невнимательны.

- Во время урока должен быть опрошен по возможности каждый ученик или по крайней мере каждый привлечен к участию в уроке. Большая ошибка предложить десяти ученикам по пяти вопросов, а тридцати - ни одного.

- Никогда не обучай и не спрашивай подолгу только одного ученика, оставляя других без дела или не обращая на них внимания.

- Если ученик не может дать правильный ответ, помоги ему, наведи его, а потом спрашивай другого; но если заметишь, что дальнейшее спрашивание бесполезно, то не заставляй учеников отвечать наугад и не трать времени попусту.

- Старайся пробудить в учениках интерес, и тогда не потребуется особенных усилий для поддержания дисциплины в классе.

- В тех случаях, когда нужно оттенить что-либо как особенно важное и запечатлеть в памяти, рекомендуется разучивание хором, но лишь в том случае, если оно не помешает занятиям учеников другого класса или отделения.

- При всех ответах учеников следи за тем, чтобы они выговаривали слова ясно и отчетливо, и в сомнительных случаях убеждайся на деле, слышат ли отвечающего ученика товарищи его в самом отдаленном углу класса.

- Заставляй учеников обьясненное повторить тотчас же, в конце каждой части урока, и старайся, чтобы оно твердо укрепилось в их памяти; ...так же поступай и по прохождению всего урока.

- При исправлении работ неправильные формы языка и неправильные обозначения их не доводи до слуха и до зрения учеников; в противном случае ты как раз сам вкоренишь эти неправильности.

- ...(Домашние. - Ред.) работы, исполненные неряшливо и небрежно, возвращай тут же для переписки...

- Для домашнего приготовления назначай устные и письменные работы только подготовительного и повторительного характера и легкие статьи для заучивания.

- Помни, что ты должен не выказывать свое красноречие, а суметь развязать язык у своих учеников.

- Выставляй не самого себя, а преподаваемый предмет.

- Никогда не давай урока в раздраженном состоянии...

- Не рассчитывай на быстрый успех, не будь нетерпеливым, не падай духом. Ищи причину недостаточного успеха всегда главным образом в самом себе.

- Держись на уроке серьезно: ты исполняешь свой долг, а к долгу относятся серьезно. Не говори ничего, не идущего к делу.

- Держись перед учениками как образованный человек; не позволяй по отношению к ним вульгарных выражений.

- Избегай всяких замечаний относительно положения, сословия и жизни родителей и родственников ученика.

- Не имей любимцев и доносчиков, не позволяй себе кого-либо "не терпеть".

- Не обьявляй ученика неисправимым относительно нравственности или успешности; не говори никому "ступай вон" и тому подобных выражений.

- Если во время урока у тебя явится повод к неудовольствию на ученика, то, не раздражаясь и помня, что он ребенок, сначала посмотри на него пристально, чтобы он догадался, чего ты от него хочешь, и больше пока ничего не делай; если он этого не заметит, на время прекрати вопросы или рассказ и продолжай смотреть на него; только в том случае, если и это окажется бесполезным, обратись к нему с замечанием.

- ...Не читай также длинных поучений, не прибегай к иронии или насмешкам; в большей части случаев строго, но без крика произнеси фамилию ученика.

- Наказания, дозволенные законом, в твоем распоряжении. Однако последуй доброму совету: обходись во время уроков без всяких наказаний.

- Ежедневно повторяй себе, что ты существуешь ради учеников, а не они ради тебя.

Подготовила Ирина РЕПЬЕВА

Категория: Статьи педагога-практика | Добавил: nadezhda (10 Апреля 09)
Просмотров: 3666 | Комментарии: 4 | Теги: молодой педагог | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 4
4 Soleill   (27 Апреля 09 08:43) [Материал]
Отвечу PQ2 : Ну почему же не имеет к теме никакого отношения? Там же ясно сказано, что наказания в твоем распоряжении, но обходись без них....
Статья действительно актуальная , и будет таковой всегда. Потому что мы, учителя , призваны служить ученикам и предмету, который преподаем, и если мы сможем привить любовь к предмету, да и вообще к процессу получения знаний, сможем выработать у детей тягу к получению и переживанию когнитивных эмоций, то не будет у нас проблем с наказаниями, некогда будет нашим ученикам шалить и нарушать дисциплину...Удачи всем в нашем общем деле!

3 ksushsh   (20 Апреля 09 08:16) [Материал]
Действительно интересная статейка. Думаю, если педагог будет соблюдать такие принципы, то и до наказания не дойдет. Хотя, конечно, интересно какие наказания дозволены законом?

2 PQ2   (16 Апреля 09 14:15) [Материал]
Очень ценная методичка, в отличие от современных, не впадаю в конкретику. С удовольствие прочитал, а затем просмотрел еще раз и сбросил адрес в закладки. Но (и большое!) какое отношение этот документ имеет к теме? "Наказания, дозволенные законом, в твоем распоряжении..." Полагал, открывая тему, будет краткий анализ провинностей ученика, которые стоит наказывать. А затем будет рассмотрено, как именно наказывать. Наказывать дополнительной учебой? Последние робкие желания учиться отобьешь. Оставлять после уроков? Непродуктивная трата времени. Жаловаться родителям? Не уверен, что из-за каждой мелочи стоит родителей беспокоить... и т.д.

1 KNI   (14 Апреля 09 15:50) [Материал]
Интересно, насколько приведенные принципы актуальны и сегодня? Отличное руководство для начинающего педагога, не смотря на давность времени, когда они были сформулированы. wink

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]