В 1905 году этот текст (мы даем
его в сокращении) появился в журнале "Народная школа". Назывался он
"Учительский катехизис". Некий никому сегодня не известный автор,
педагог А.Анастасиев, рассказывал своим молодым коллегам о принципах ведения
урока... - Никогда не
спрашивай: что вам сегодня задано? На чем мы остановились? Ты должен знать это
сам, лучше всех. - За
исправлением письменной работы (домашней. - Ред.) кратко повтори пройденное на
прежнем уроке. Затем переходи к подробной разработке нового урока, разделив его
на небольшие отделы. - Избегай
вопросов, на которые должно последовать лишь "да" или
"нет". - Никогда не
спрашивай: "Поняли?" Если ты предлагаешь такой вопрос, то можно
думать, что ты сам склонен предполагать, что тебя не поняли. - Не перебивай
ученика при первом неполном или не вполне правильном выражении, но дай ему
окончить предложение. - Вопросы,
которые ты предлагаешь, должны относиться ко всем ученикам... - При
спрашивании учеников не следует держаться какого-либо определенного порядка, в
противном случае ученики, которым далеко до очереди, будут невнимательны. - Во время
урока должен быть опрошен по возможности каждый ученик или по крайней мере
каждый привлечен к участию в уроке. Большая ошибка предложить десяти ученикам
по пяти вопросов, а тридцати - ни одного. - Никогда не
обучай и не спрашивай подолгу только одного ученика, оставляя других без дела
или не обращая на них внимания. - Если ученик
не может дать правильный ответ, помоги ему, наведи его, а потом спрашивай
другого; но если заметишь, что дальнейшее спрашивание бесполезно, то не заставляй
учеников отвечать наугад и не трать времени попусту. - Старайся
пробудить в учениках интерес, и тогда не потребуется особенных усилий для
поддержания дисциплины в классе. - В тех
случаях, когда нужно оттенить что-либо как особенно важное и запечатлеть в
памяти, рекомендуется разучивание хором, но лишь в том случае, если оно не
помешает занятиям учеников другого класса или отделения. - При всех
ответах учеников следи за тем, чтобы они выговаривали слова ясно и отчетливо, и
в сомнительных случаях убеждайся на деле, слышат ли отвечающего ученика
товарищи его в самом отдаленном углу класса. - Заставляй
учеников обьясненное повторить тотчас же, в конце каждой части урока, и
старайся, чтобы оно твердо укрепилось в их памяти; ...так же поступай и по
прохождению всего урока. - При
исправлении работ неправильные формы языка и неправильные обозначения их не
доводи до слуха и до зрения учеников; в противном случае ты как раз сам
вкоренишь эти неправильности. -
...(Домашние. - Ред.) работы, исполненные неряшливо и небрежно, возвращай тут
же для переписки... - Для
домашнего приготовления назначай устные и письменные работы только
подготовительного и повторительного характера и легкие статьи для заучивания. - Помни, что
ты должен не выказывать свое красноречие, а суметь развязать язык у своих
учеников. - Выставляй не
самого себя, а преподаваемый предмет. - Никогда не
давай урока в раздраженном состоянии... - Не
рассчитывай на быстрый успех, не будь нетерпеливым, не падай духом. Ищи причину
недостаточного успеха всегда главным образом в самом себе. - Держись на
уроке серьезно: ты исполняешь свой долг, а к долгу относятся серьезно. Не
говори ничего, не идущего к делу. - Держись
перед учениками как образованный человек; не позволяй по отношению к ним
вульгарных выражений. - Избегай
всяких замечаний относительно положения, сословия и жизни родителей и
родственников ученика. - Не имей
любимцев и доносчиков, не позволяй себе кого-либо "не терпеть". - Не обьявляй
ученика неисправимым относительно нравственности или успешности; не говори
никому "ступай вон" и тому подобных выражений. - Если во
время урока у тебя явится повод к неудовольствию на ученика, то, не раздражаясь
и помня, что он ребенок, сначала посмотри на него пристально, чтобы он
догадался, чего ты от него хочешь, и больше пока ничего не делай; если он этого
не заметит, на время прекрати вопросы или рассказ и продолжай смотреть на него;
только в том случае, если и это окажется бесполезным, обратись к нему с
замечанием. - ...Не читай
также длинных поучений, не прибегай к иронии или насмешкам; в большей части
случаев строго, но без крика произнеси фамилию ученика. - Наказания,
дозволенные законом, в твоем распоряжении. Однако последуй доброму совету:
обходись во время уроков без всяких наказаний. - Ежедневно
повторяй себе, что ты существуешь ради учеников, а не они ради тебя. Подготовила Ирина РЕПЬЕВА | |
| |
Просмотров: 3666 | Комментарии: 4 | | |
Всего комментариев: 4 | ||||
|