Легко ли быть молодым учителем…
Сегодня, как и во все века, учитель – это не только и не столько хранитель знаний, образец поведения, подражания для детей, сколько мастер, способный научить своих подопечных находить нужные знания в безбрежном океане современных наук, приобретать опыт самообразования. Он должен вдохновлять своих учеников на учение.
Конечно же, настоящий учитель обладает профессиональными педагогическими умениями и навыками, владеет инновационными технологиями обучения и воспитания. И, наконец, очень важную роль играют личностные качества школьного учителя: педагогическая позиция, отношение к жизни, коллегам, детям и людям вообще.
Все эти профессиональные умения и свойства характера в первую очередь присущи, конечно же, учителю с многолетним опытом работы. А как же быть молодому педагогу, только что окончившему университет? «Легко ли быть молодым учителем в современной школе?» - именно этот вопрос ставят перед собой выпускники педагогических вузов, решая, идти ли им работать в школу.
За время обучения в вузе студенты обычно проходят педагогическую практику на выпускных курсах. Тесная связь теории педагогики с практикой помогает студентам почувствовать уверенность в себе, в своих действиях, осознать цели и задачи учительской профессии. Однако не каждому студенту, получавшему отличные оценки на практике, удается успешно начать свою работу в школе.
Школа – это мир, в котором свои обычаи и правила. Приступив к работе, молодой педагог быстро осознает, что знания, полученные им в университете, конечно же, хороши, но только теоретически, а в жизни – все иначе!
В начале своей профессиональной деятельности молодой преподаватель сталкивается с определенными трудностями. Неумение точно рассчитать время на уроке, логично выстроить последовательность этапов урока, затруднения при объяснении материала, отсутствие взаимопонимания с коллегами – вот далеко не полный перечень невзгод, подстерегающих учителя-новичка.
Начинающий педагог должен освоиться в новом коллективе, наладить правильные отношения с детьми, уметь грамотно и эмоционально говорить на уроках, стараться заинтересовать детей своим предметом. То есть, коротко говоря, научиться учить. Ему необходимо выработать свой индивидуальный стиль общения с детьми, коллегами и администрацией школы.
Часто молодые учителя испытывают чувство неуверенности в своих действиях, вследствие чего возникают проблемы с дисциплиной. По данным психолога М.В. Зязько, 82% начинающих учителей ставит на первое место именно плохую дисциплину учеников на их уроках. Конечно, уверенность в себе, умение организовать класс и удержать дисциплину постепенно приходят к учителю. Однако молодым специалистам было бы легче начинать свою педагогическую деятельность, если бы старшее поколение преподавателей стремилось передать им свой опыт, а они при этом готовы были бы его принять. К сожалению, во многих школах опытные учителя, методисты и администрация пытаются создать только трудности для начинающего учителя. Но есть и такие школы, где к молодым преподавателям относятся очень трепетно.
Атмосфера, сложившаяся в Ломоносовской школе, очень благоприятна для вчерашнего выпускника педвуза. Продуманные действия администрации школы, психологической службы, хорошо спланированная система наставничества для начинающих учителей помогает быстро влиться в новый коллектив и успешно работать с учениками и их родителями.
В школе важную роль должно играть взаимодействие психологической службы с учителями, родителями и учащимися. Это способствует созданию доброжелательных взаимоотношений в коллективе и достижению наивысших результатов обучения.
Сопровождение молодого специалиста в школе - дело всех: начиная от директора школы, заканчивая учителем-коллегой.
Особую роль в становлении молодого специалиста в Ломоносовской школе играет председатель методического объединения, который способствует постоянному развитию учителя, ведь, как отмечал в одной из своих книг известный педагог и психолог М.М. Рубинштейн, «педагог в узком смысле слова рождается не в учебном заведении, а в практической жизни». Методист или куратор школы должен выступать в роли учителя учителей, который всегда подскажет, как правильно спланировать этапы урока, подобрать формы работы, как наладить ту самую пресловутую дисциплину в классе, которая является камнем преткновения для всех молодых преподавателей. Такая поддержка просто необходима начинающему учителю. Ведь мало быть талантливым и образованным. Если рядом не окажется мудрых наставников, то из начинающего педагога никогда не получится ценный специалист.
Учительская профессия сложна, она требует призвания, раскрыться которому и помогает опытный педагогический коллектив школы. Молодой преподаватель должен чувствовать постоянную поддержку старших, опытных наставников: администрации, председателя методического объединения, учителей-коллег, классных руководителей и психологов. Ведь все они могут и помочь новичку в календарно-тематическом планировании, и рассказать о специфике работы с детьми и поделиться опытом многоми другими способами. Ведь каждый из них - мастер своего дела.
Именно в таком коллективе может сформироваться настоящий учитель. Хотелось бы, чтобы так было во всех школах, тогда число молодых учителей будет значительно больше, а престиж профессии учителя выше.



Категория: Статьи педагога-практика | Добавил: nadezhda (11 Мая 08)
Просмотров: 10684 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 5
5 TatianaM   (16 Апреля 10 13:58) [Материал]
Я хоть и не пошла работать в школу, но все же не практике я была. Молодому педагогу, по моему мнению, тяжело не только в том, что опыта мало, а и в том, что его голова переполнена теорией, порой не подтверждающейся на практике. Он мыслит книжными фразами и примерами, а в жизни совсем иначе. Ты приходишь работать с детьми, которые хотят узнать что-то новое, и в тоже время испытать тебя на прочность. Вот например, глупо конечно, но меня просто поставил в тупик такое вопрос 7-ми классников: при изучении темы "Существительное" девочка спросила: "Дерево ведь живое, получается одушевленное?"

4 alya_koshka   (01 Октября 08 12:59) [Материал]
Молодому учителю тяжело еще и потому, что даже при хорошем знании материала его нужно уметь преподнести, а без опыта это не просто. Я помню, как на моей педпрактике у меня был 8 класс. Физика. Казалось бы - какая там физика в 8-м по сравнению с тем, что в ВУЗе проходили! А все равно, я терялась и путалась, когда осознавала, что ТАК дети не понимают. Надо ИНАЧЕ объяснить.
Читали мы по 2 урока в день и в один день все восьмые классы. Так получилось, что один раз мне пришлось отчитать одну и ту же тему всем трем восьмым классам. Так вот на последнем классе, я уже почти "пела". Темы я уже не боялась, все получалось само собой. Оставалось только следить за детьми, что бы понимать, на чем акцентировать внимание, а что они и так поняли. Так что "опыт и практика – великое дело".

3 spobokoff   (30 Сентября 08 13:49) [Материал]
Я тоже вспомнила свой первый урок... 6 класс, 30 человек, и я - студентка-четверокурсница с дрожащими коленями. Как же я тогда нервничала! Думала - слова сказать не смогу, но... Прозвенел звонок, я посмотрела на детей, и увидела в их глазах такой неподдельный интерес, что весь страх куда-то улетучился. Через неделю я уже обожала вести уроки, хотя у меня мало что получалось. Но как же это было замечательно: рассказывать что-то, когда тебя внимательно слушают три десятка маленьких, но все-таки настолько интересных людей! Как интересно было находить такие сведения, такие задания, которые смогли бы увлечь каждого ученика! И мне почему-то было гораздо проще общаться с детьми без постоянного присутствия педагогов и методистов, благо они предоставляли мне такую возможность. И пусть на зачетных уроках мне ставили не пятерки, именно после практики я впервые поняла, что действительно хочу работать с детьми, хочу работать в школе, хотя до этого полностью исключала такую возможность, несмотря на учебу в педагогическом университете. Поэтому я благодарна своим наставникам прежде всего за то, что они не диктовали мне, как общаться с детьми и строить урок, а позволяли самой разбираться во всех хитросплетениях педагогической науки.

2 LizzzzarD   (30 Сентября 08 06:20) [Материал]
Так получилось, что первую свою пару в качестве выпускника педагогического университета я провёл в колледже. И тут выяснилось, что всё чему учат на занятиях по методике преподавания абсолютно не нужно в реальной педагогической деятельности. Но это ещё полбеды. Молодой преподаватель сфере профессионального образования сталкивается с тем, что с одной стороны более опытные коллеги пытаются навязать свою точку зрения на проблему отечественного образования и методы преподавания, а с другой студенты старших курсов не воспринимают молодого педагога в роли преподавателя, к которому необходимо хотя бы прислушиваться. В итоге первый месяц педагогической деятельности проходит в увлекательном процессе утверждения своей личности в качестве грамотного, знающего педагога.

1 Dina   (10 Июля 08 13:24) [Материал]
Вспоминаю свой первый урок. Это было на практике. у меня было замечательный куратор- Лариса Дмитриевна. Она давала мне первые уроки мастерства. Когда проводила уроки в её присутствии, ученики были как шелковые, все по струночке, руки поднимают, красиво отвечают. Но вот Л.Д. заболела и меня поставили на замену, так как все проведенные мною зачетные уроки на "отлично". Что тут началось. angry Я не могла сделать и 10% из запланированного. В конечном итоге мои "розовые очки" пришлось снять, и я тогда осознала, что учиться мне еще нужно очень многому, кроме математики, что бы стать настоящим учителем.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]