Оценка является одним из структурных компонентов педагогической деятельности и необходимым действием педагога в работе с детьми. Учитель и ребёнок связаны единой системой оценочных отношений в повседневной жизни. Основной парадигмой в моей работе считается: «Научить иностранному языку основательно практически невозможно каждого ребёнка. Но показать его важность для дальнейшей жизни ребёнка, научить пользоваться его возможностями – это моя основная задача». Конечно при оценивании детей, имеющих повышенную мотивацию к предмету, будут одни критерии, при оценивании детей, имеющих пониженную мотивацию к предмету – другие. И для каждой такой группы детей должно быть своё оценивание, которое не испугает их, не заставит ненавидеть изучаемый предмет. При этом необходимо продумать методические приёмы, обеспечивающие:
- снятие тревожности;
- высокую мотивацию;
- принятие достоинств ребёнка;
- поддержку исключительных (персональных) достоинств ребёнка;
- объективность и доброжелательность педагогического внушения;
- высокую оценку успешно выполненной деятельности ребёнка.
Оценивание во многом зависит от качества обучения, которое в своё время пропорционально его эффективности. Да и если оценка окажется не такой, какую бы хотелось ученику, он всё равно будет благодарен педагогу за его участие и помощь в выборе его образовательной траектории.
Страшно подумать, какую роль может сыграть неправильно выставленная отметка! Оценка – это наше незыблемое право карать и миловать каждого в классе. Оценивание будет эффективным при условии хорошего знания своего предмета и требований к оценке знаний по данному предмету, эмоциональной уравновешенности педагога, понимании душевного состояния ребёнка. Оценкой нужно не наказывать, а побуждать к действию
Как бы хотелось верить, что об этом помнят все педагоги.
Мне нравится характеристика эффективного обучения американского ученого Б.Блума, которой я придерживаюсь в своей работе учителя английского языка:
- Обучение ведётся по заранее составленному плану и программе.
- В процессе обучения всегда предусматривается ожидаемый результат.
- Учащиеся тщательно сориентированы на процесс обучения.
- Инструкции учителя ясны и понятны.
- Процесс обучения тщательно контролируется и измеряется.
- Учебное время на уроке используется рационально.
- Между учителем и учащимися осуществляется положительное взаимодействие.
При учёте этих принципов, обучение имеет только положительное воздействие и даёт результат.
Время идёт, на смену знаниевому подходу в образовании пришел компетентностный подход. Для формирования ключевых и предметных компетентностей учащихся необходимо обучать и соответственно оценивать на основе компетентностно-ориентированных заданий. Оно определяет оценку как усвоение материала, который будет личностно значимым для ученика.
Ключевые профессиональные умения необходимы в создании учителем собственной оценочной системы. Оценка должна восприниматься ребёнком как ценность, а при наличии отрицательных результатов - находить успехи в чёт-то другом и обязательно показывать это ученику и всему классу.
Обязательными критериями при оценивании учащегося должны быть такие, как:
- учёт картины значимых образовательных результатов учащегося в целом, предусматривающий готовность применять их в сходных и вариативных ситуациях;
- включённость ученика в добывание знаний, принятие важности и значимости получения знаний, поддержание высокой учебной мотивации школьников и учёт уровня развития их познавательных способностей;
- личностно-значимые мотивы приобретения знаний, ориентированные на способность практически применять их для решения проблем, дальнейшего профессионального выбора;
- учёт особенностей здоровья ребёнка под девизом «Не навреди!»;
- совместная заинтересованность ученика и педагога в получении знаний «К знаниям вместе с детьми!».
Считаю, что учёт этих условий позволит педагогу рационально проектировать работу на достижения учеников и правильное их оценивание.
Учитель – профессионал подобен садовнику, который озабочен, чтобы плодовые деревья в его саду как можно лучше зеленели, с них прежде времени не осыпалась листва, а плоды радовали окружающих. Такие педагоги и вносят своё, «нравственное наполнение» не только в обучение, но и в развитие учащихся. Учащиеся таких педагогов имеют высокую самооценку и считают себя прилежными по сравнению с теми учащимися, которые учились у педагогов, ориентированных только на результат.