Эссе
В российских школах используется пятибалльная система оценивания. В оценке ученика заложена только половина его труда, другая половина в субъективной позиции учителя. Главное – осторожно пользоваться этим «тонким инструментариемКак не хотелось бы приводить в пример западные страны, но их система оценивания заслуживает внимания. Существуют десяти - и стобальные системы оценивания. Это имеет большое значение в психологическом плане для учащегося Время идёт, на смену знаниевому подходу в образовании пришел компетентностный подход. Для формирования ключевых и предметных компетентностей учащихся необходимо обучать и соответственно оценивать на основе компетентностно-ориентированных заданий. Новый образовательный стандарт должен стать настольной книгой для каждого педагога, руководством для правильного и качественного обучения и оценивания учащихся. Наверно для объективного оценивания было бы рационально применять и мнения самих учащихся. Оценочная деятельность – это форма активного взаимодействия педагога с воспитанником, изначально рассматривающая оценку стимулом. Я считаю, что любое оценивание должно осознаваться ребёнком как положительный и значимый для него результат. Среди многочисленных способов оценки работ учащихся считаю эффективным стимулом оценивания - электронное портфолио. Использование электронного портфолио дает возможность применять более гибкий контакт учащегося и учителя в обучении, оценку учитель выставляет не за изученное учащимся (или вызубренное) правило, а за тот объём знаний, который в какой-то мере обеспечил развитие его личности. Наверно, было бы правильно, если бы в каждые школы в начальном звене ввели безотметочную систему, ведь на этом этапе образования происходит становление личности младшего школьника, выявление и развитие его способностей, формирование умения и желания учиться.В среднем звене постепенно помимо четвертных и итоговых контрольных работ вводить обязательную систему зачётов по предметам, которые ребёнок выбирает сам. Роль педагога помочь ученику найти свои наклонности, интересы, помогать развивать их, и положительная оценка не заставит себя долго ждать. Можно также постепенно вводить рейтинговую систему оценки. Но это было бы рационально только в профильных классах и по тем предметам, которые для учащихся являются основными, в старшем звене плавно перейти на систему оценивания, по модели ЕГЭ.

Оценка является одним из структурных компонентов педагогической деятельности и необходимым действием педагога в работе с детьми. Учитель и ребёнок связаны единой системой оценочных отношений в повседневной жизни. Основной парадигмой в моей работе считается: «Научить иностранному языку основательно практически невозможно каждого ребёнка. Но показать его важность для дальнейшей жизни ребёнка, научить пользоваться его возможностями – это моя основная задача». Конечно при оценивании детей, имеющих повышенную мотивацию к предмету, будут одни критерии, при оценивании детей, имеющих пониженную мотивацию к предмету – другие. И для каждой такой группы детей должно быть своё оценивание, которое не испугает их, не заставит ненавидеть изучаемый предмет. При этом необходимо продумать методические приёмы, обеспечивающие:

  • снятие тревожности;
  • высокую мотивацию;
  • принятие достоинств ребёнка;
  • поддержку исключительных (персональных) достоинств ребёнка;
  • объективность и доброжелательность педагогического внушения;
  • высокую оценку успешно выполненной деятельности ребёнка.

Оценивание во многом зависит от качества обучения, которое в своё время пропорционально его эффективности. Да и если оценка окажется не такой, какую бы хотелось ученику, он всё равно будет благодарен педагогу за его участие и помощь в выборе его образовательной траектории.

Страшно подумать, какую роль может сыграть неправильно выставленная отметка! Оценка – это наше незыблемое право карать и миловать каждого в классе. Оценивание будет эффективным при условии хорошего знания своего предмета и требований к оценке знаний по данному предмету, эмоциональной уравновешенности педагога, понимании душевного состояния ребёнка. Оценкой нужно не наказывать, а побуждать к действию

Как бы хотелось верить, что об этом помнят все педагоги.

Мне нравится характеристика эффективного обучения американского ученого Б.Блума, которой я придерживаюсь в своей работе учителя английского языка:

  1. Обучение ведётся по заранее составленному плану и программе.
  2. В процессе обучения всегда предусматривается ожидаемый результат.
  3. Учащиеся тщательно сориентированы на процесс обучения.
  4. Инструкции учителя ясны и понятны.
  5. Процесс обучения тщательно контролируется и измеряется.
  6. Учебное время на уроке используется рационально.
  7. Между учителем и учащимися осуществляется положительное взаимодействие.

При учёте этих принципов, обучение имеет только положительное воздействие и даёт результат.

Время идёт, на смену знаниевому подходу в образовании пришел компетентностный подход. Для формирования ключевых и предметных компетентностей учащихся необходимо обучать и соответственно оценивать на основе компетентностно-ориентированных заданий. Оно определяет оценку как усвоение материала, который будет личностно значимым для ученика.

Ключевые профессиональные умения необходимы в создании учителем собственной оценочной системы. Оценка должна восприниматься ребёнком как ценность, а при наличии отрицательных результатов - находить успехи в чёт-то другом и обязательно показывать это ученику и всему классу.

Обязательными критериями при оценивании учащегося должны быть такие, как:

  1. учёт картины значимых образовательных результатов учащегося в целом, предусматривающий готовность применять их в сходных и вариативных ситуациях;
  2. включённость ученика в добывание знаний, принятие важности и значимости получения знаний, поддержание высокой учебной мотивации школьников и учёт уровня развития их познавательных способностей;
  3. личностно-значимые мотивы приобретения знаний, ориентированные на способность практически применять их для решения проблем, дальнейшего профессионального выбора;
  4. учёт особенностей здоровья ребёнка под девизом «Не навреди!»;
  5. совместная заинтересованность ученика и педагога в получении знаний «К знаниям вместе с детьми!».

Считаю, что учёт этих условий позволит педагогу рационально проектировать работу на достижения учеников и правильное их оценивание.

Учитель – профессионал подобен садовнику, который озабочен, чтобы плодовые деревья в его саду как можно лучше зеленели, с них прежде времени не осыпалась листва, а плоды радовали окружающих. Такие педагоги и вносят своё, «нравственное наполнение» не только в обучение, но и в развитие учащихся. Учащиеся таких педагогов имеют высокую самооценку и считают себя прилежными по сравнению с теми учащимися, которые учились у педагогов, ориентированных только на результат.

 
Автор доклада:
Валентина Сергеевна Грязнова
Муниципальное общеобразовательное учреждение "Лицей №1"


Источник: http://pedsovet.org/mtree/task,viewlink/link_id,5716/Itemid,118/
Категория: Статьи педагога-практика | Добавил: Dina (31 Августа 08)
Просмотров: 3454 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 3
3 HOMO   (27 Сентября 08 18:29) [Материал]
Вот вы говорите психология, психологическое здоровье ученика… Может быть это и здорово, НО!!! У меня в последнее время складывается впечатление что психология таки да стала приниматься в школе как полноправная дисциплина, но принятие пошло как то не по тому пути.
Что я имею в виду. Я думаю, не стоит так уж сильно печься, чтобы чадо не дай бог не расплакалось от плохой оценки. Я думаю, не стоит переигрывать в психологические игры, а надо формировать у учеников чувство ответственности за свои поступки даже на уровне обучения в школе. И если ребёнок не изволил ответственно отнестись к своим обязанностям он получит соответствующую оценку.
p/s/ Перечитываю написанное и чем то оно мне напоминает сцену из “Педагогической поэмы” когда в колонию приезжают молодые работницы скажем м-м-м ГорОНО. И выясняют что Антон Семёнович не в курсе новых течений в педагогике, не имеет своей системы, не интересуется душевными побуждениями воспитанников, и так далее. Да! Не знает! Не интересуется! Не имеет! Но при этом делает дело и делает его хорошо.

2 evm   (26 Сентября 08 12:13) [Материал]
Проблема выставления оценок всегда актуальна. Статья интересна, наукоемка. Известно, что многие опытные педагоги ведут "двойную бухгалтерию". Скажу из личного опыта, пока можно журить ребенка - не ставьте плохую оценку. Ох, как потом трудно поднять у ребенка самооценку. А вот малейший успех - поощряйте! Опытный учитель себя оценивает предвзято, а ученика милостиво, понимая, что оценка - это формальность, из которой могут вырасти как добрые, так и недобрые плоды.

1 tool70   (01 Сентября 08 13:57) [Материал]
На мой взгляд - очень интересная статья. Мне понравилось высказывание относительно оценки как право карать или миловать. Есть маленькое замечание - на Украине в 1 классе уже несколько лет не ставят оценки. Хочется обратить внимание преподавателей на особенности характера некоторых детей - они не могут изложить предмет не в силу тог , что не выучили , а в связи с некоторыми особенностями в развитии или чертами характера - например , излишняя застенчивость. Я с таким как то встречался - преподаватель не стал "пытать " у доски ученика , а попросил его сесть за отдельную парту и написать ответна вопрос . О результате , я думаю , нет необходимости писать.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]