Современный урок могут отличать любые черты,
главное, чтобы и преподаватели, и студенты
пришли на него с желанием работать».
(из анкеты студентов)
Современный урок — урок, соответствующий нынешним требованиям подготовки конкурентоспособного выпускника. «Что влияет на «современность» урока? Мастерство педагога? Совокупность методических приемов? Наличие технических средств обучения? Вообще, каким он должен быть?» Можно перечислять до бесконечности. Но, прежде чем анализировать, строить проекты и планы, говорить о том «как надо», стоит ответить на вопросы: «Какой он, современный урок в действительности? И какой, собственно урок, нужен сегодняшним студентам?»
Обращение к педагогической литературе не даёт однозначного ответа на эти вопросы. Правда, многие авторы сходятся в следующем мнении: сегодня отношения преподавателей и учащихся строятся на равноправных позициях субъектов образовательного процесса, в основе которого лежит организация активных форм работы.
В настоящее время студента, трудно “зацепить” то есть задеть за живое при помощи отдельного, пусть даже прекрасно подготовленного урока. И такой урок останется только эпизодом, не влияющим коренным образом на его жизненную позицию
Говоря о современном уроке, педагог должен учитывать, что мыслительная деятельность учащихся опирается на следующие уровни:
уровень понимания; уровень логического мышления; уровень творческого мышления.
И чтобы обеспечить глубокое понимание учебного материала необходимо: организовать восприятия нового материала; использовать доказательные приемы объяснения; учитывать методологические требования и психологические закономерности; и что особенно важно обучить работе с учебником.
При правильно построенном объяснении материала преподаватель не только дает учащимся знания, но и организует их познавательную деятельность. Большое значение имеет то, как преподаватель вводит тему урока. Тема урока не должна быть просто сообщена. Надо убедить в ее логической необходимости. Так в процессе преподавания экономических дисциплин, объяснение материала я планирую как ответ, на вопрос, поставленный в начале урока. Особенно первые вводные темы. Отвечая на вопрос «Зачем изучать экономику, если специальность себе вы уже выбрали, и она с экономикой никак не связана», студенты приходят к выводу, что современный человек в повседневной жизни постоянно сталкивается с проблемами экономического характера: инфляцией, доход семьи, цены и заработная плата. Сформулированные познавательные задачи урока являются целью предстоящей деятельности.
Для творческого мышления характерны не только развитость логического мышления, обширность знаний, но и гибкость, критичность мышления, быстрота актуализации нужных знаний, способность к высказыванию интуитивных суждений. Например, при изучении темы «Конкуренция, рынки, цены» предлагаю студентам выполнить самостоятельную работу: написать сочинение «Рынок и человек», форма написания произвольная, главное показать, как живет человек в условиях рыночной экономики. Какие качества нужно развивать, чтоб достойно жить в условиях рынка?
Выделенные три уровня мыслительной деятельности должны быть положены в систему работы педагога и качественной подготовке специалистов, которые будут жить, и работать завтра. Следовательно, необходимо пересмотреть формы овладения знаниями и их применением. Существующая схема учебного процесса до сих пор позволяет студенту занимать при получении знаний потребительски иждивенческую, не активную позицию. Поэтому очень важно сейчас заинтересовать студентов; использовать что-то новое, придумать то, чего еще ни разу не было.
Хорошо зарекомендовали себя ситуационные задачи. Они занимают особое место в приобретении практического опыта в принятии индивидуальных и совместных решений. В курсе «Основы менеджмента» предусмотрены такие задачи, при рассмотрении которых, во-первых, преодолеваются психологические барьеры, связанные с отсутствием навыков общения, так как задачи для анализа рассчитаны на участие каждого в обсуждении и высказывании своей позиции по предложенной ситуации; во-вторых, развиваются навыки практического мышления. Очень важно педагогу замечать и использовать ситуации, которые происходят в группе и косвенно переносить их на изучаемый материал. Например, дисциплина « Основы менеджмента». Второй урок в группе. И группа, и преподаватель встречаются всего второй раз. Тема урока: «Роли руководителя», одна из групп ролей - это роли связанные с принятием решений.
Произошла следующая ситуация, на самом первом уроке один из студентов, назовем его В., наплевал на пол возле своего стола. Обнаружилось это, когда группа ушла. На следующий урок, преподаватель «разыгрывает» следующую ситуацию. Студент В. вызывается отвечать домашнее задание и в качестве закрепления ему дается аналогичная ситуация, которая косвенно указывает и ему и группе, что главный герой это он сам, и он как руководитель должен принять решение. Вначале дается право высказаться ему самому, а затем группе. Ему было, что послушать о себе. Так не называя имен, не акцентируя внимание на данной группе, на самом инциденте, эффект оказался замечательным. Воспитательные воздействия на отлично, а также студенты после обсуждения увидели, что изучаемый материал используется на практике, и каждый может применить его в силу своего характера, образования, знания психологии людей и т.д.
Ситуации для анализа, составление кроссвордов, написание сочинений, тезисов к научным статьям, и другие задания предшествуют подготовке и проведению семинаров-дискуссий. Обязательно задолго до семинара группе предлагаются вопросы, которые охватывают как материал, рассматриваемый на лекциях, так и вопросы из дополнительной литературы для самостоятельного изучения. В процессе подготовки к семинару в рабочих тетрадях для самостоятельных работ конспектируется самостоятельно изученный материал. Так как по данным исследований уровень усвоения материала, которое дает дискуссионное обсуждение, составляет 50% , то на семинаре вопросы задают таким образом, чтобы вызвать активную дискуссию, так называемые открытые вопросы. Например, «Почему не существует единого «лучшего» способа управлять организацией», «Как вы думаете, что общего в работе менеджера в фирме, учителя, пилота самолета?», участвуя в обсуждении таких и других вопросов студентам необходимо свободно ориентироваться в изученном материале, так как ответы должны быть аргументированы, и по возможности сопровождаться примерами. Применение такой формы организации учебной деятельности, позволяет разнообразить виды уроков, сделать их более интересными и запоминающимися.
Множество игр придумано человечеством за свою многовековую историю. Любая игра, в особенности интеллектуальная является превосходным тренингом, дает возможность полного самовыражения, дает заряд душевной бодрости. Вызвало интерес студентов, и дает неплохие результаты такая форма зачетных уроков как деловые игры (ДИ): а именно «пресс-конференция». В процессе подготовки и во время пресс-конференции задаются и решаются дидактические и воспитательные цели: активизируется познавательная деятельность студента; обеспечивается мыслительная активность; студенты учатся умению вести беседу, общаться друг с другом, видеть и понимать друг друга.
По сюжету игры определяются «роли» - это журналисты или «акулы пера»; эксперты по тому или иному вопросу, рецензенты или независимая комиссия. Оговариваются правила. Каждый готовится соответственно своей роли. Если все предшествующие виды занятий направлены на проведение игры, то есть дается теория, формируются умения и навыки, опыт действия «в роли» и ДИ подготовлена хорошо, то преподаватель в процессе игры может выполнять как роль ведущего, так и функцию одного из игроков, а ведущий готовится из числа студентов. По окончанию игры независимая комиссия подводит итоги и дает оценку. Таким образом «серьезная» деятельность студентов реализуется в «несерьезной» игровой форме, что позволяет им интеллектуально раскрепоститься, проявить творческую инициативу, не бояться ошибиться.
Еще сюжет одной деловой игры разработан на основе закона о тендере, и назвали мы её «Подрядные торги». Предварительная подготовка к торгам позволила для каждого студента подобрать посильное задание. При составлении бизнес-плана каждая мини-группа отвечала за свой раздел, который нужно было согласовать с остальными. Результатом совместных усилий каждой из условно названных фирм было заключение договора с условным заказчиком, в роли которого тоже выступали студенты. Что особенно ценно в этом уроке, что кроме знаний экономики применялись знания по менеджменту и маркетингу, организации управления предприятием, а объектом торга было газовое спец. оборудование, которое студенты изучали по дисциплине автоматика и телемеханика систем газоснабжения. Была смоделирована ситуация, которую студенты не в состоянии были решить репродуктивным образом. Для решения её требовались размышления, коллективные обсуждения, выдвижение гипотез и их проверка, обращение к дополнительной литературе, консультация и помощь педагога.
Такие урока дают возможность создавать для каждого студента своеобразный "банк ситуаций успеха", т.е. таких учебных действий, в которых обучаемый чувствует себя победителем, покорителем трудной вершины, первопроходцем.
Важно, чтобы каждый прожил ситуацию заслуженного успеха, пусть маленькой, но его личной победы, за счет которой он может самоутвердиться в своих глазах и в глазах сокурсников.
Таким образом, перечисленные и другие формы и методы обучения и контроля позволяют студентам при получении знаний занять активную позицию, но во многом эта активная позиция зависит от творческой деятельности педагога, которая призвана формировать у студентов интерес к самому процессу учения и расширению знаний.
Следовательно, современный урок – это, прежде всего урок, на котором педагог умело, использует все возможности студента, его активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования его нравственных основ, развития креативных качеств, обеспечивающих повышение их конкурентоспособности на рынке труда.
Воробьёва Н.И.
|