Правописание. Учимся применять орфографические правила
25 Октября 13, 11:39
Гарченко Марина Николаевна,
учитель начальных классов
МОУ СОШ № 100 г. Волгоград
 

 

«Правописание. Учимся применять орфографические правила»

Русский язык
2 класс

«Урок-тренинг» построен с позиции деятельностного подхода. При обобщении знаний о способах проверки орфограмм корня проводится групповая работа, взаимопроверка, самостоятельная работа. Присутствует мотивационный момент и рефлексия урока.




Тип урока: урок закрепления и решения орфографических задач.

Цель: формирование умений распознавать и проверять орфограммы в корнях слов
Задачи:
•    обобщить знания о способах проверки орфограмм корня;
•    закреплять умение обосновывать написание слов;
•    развивать навыки орфографического контроля;
•    воспитывать любовь к родному языку,
•    пополнять словарный запас учащихся;
•    создать благоприятные условия для работы, для настроя на успех, для развития положительных эмоций;
•    развивать рефлексию (умение определять то, что я знаю, от того, что я не знаю), самооценку, учебную самостоятельность; коммуникативные отношения.

На уроке создаются  условия для формирования УУД:
1) личностных: мотивация учения, нравственно-этического оценивания, т.е. оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей;
2) познавательных: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, анализ с целью выделения признаков, синтез, как составление целого из частей, выбор оснований для сравнения;
3) коммуникативных: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, оценка действий партнера;
4) регулятивных: целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка, способность к мобилизации сил и энергии; воспитание интереса и любви к родному язык.

ХОД УРОКА
I Организационный момент.  Мотивация к учебной деятельности.
Учитель. Я хочу начать сегодняшний урок с пословицы: «Грамоте учиться всегда пригодится».
Учитель.  Как вы её понимаете? Зачем надо учиться грамоте? Ведь сейчас используют компьютеры, и они прекрасно проверяют написание и исправляют ошибки.
Учитель. Письменность – одно из самых важных культурных завоеваний человечества. Без неё были бы невозможны те достижения науки, техники и культуры, которыми современный мир отличается от первобытного. По грамотности письменной и устной речи можно судить об интеллекте человека, его воспитанности и образованности.

Учитель. На уроках русского языка мы часто говорим: орфография, орфографические правила, орфограммы. Попробуйте объяснить, назвать лексическое значение слова «орфография».
Дети. Орфография – правильное письмо.
- А что значит, правильно писать?
Дети. Писать без ошибок.
- Орфографическое письмо – это письмо, соответствующее принятым нормам.
- А что нужно знать и что нужно делать, чтобы писать без ошибок?
Дети: Нужно знать правила и уметь применять их на практике.
Учитель. Девизом сегодняшнего урока будут слова: «Надо, хочу и могу» (говорят все дети).

II Актуализация знаний. Целеполагание.
Учитель. Сегодня наш урок будет называться «урок-тренинг». Это что значит?
Ответы детей.
Учитель. Сейчас вы узнаете, какие орфографические правила будем отрабатывать сегодня.
Комментированное письмо. «Лёгкий ветерок пробежал по верхушкам деревьев. Лучи солнца осветили окрестность».
Учитель. Какие орфографические правила встретились в этом тексте? Что будем проверять в корне?

Ответы детей.

НА ДОСКУ ВЫВЕШИВАЕТСЯ ПЛАКАТ
«Безударные гласные в корне слова, непроверяемые ударением.
Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.
Парные глухие и звонкие согласные в корне слова.
Непроизносимые согласные в корне слова».

Учитель. Можете ли вы назвать тему урока?
Итак, тема урока: «Учимся применять орфографические правила».
Какие задачи поставим на сегодняшний урок?

Ответы детей.

Учитель. Итак, главная цель урока: формирование умений распознавать и проверять орфограммы в корнях слов, обобщать знания о способах проверки орфограмм корня.

III Закрепление изученного. Обобщение знаний о способах проверки орфограмм корня.
1.    Безударные гласные в корне слова, непроверяемые ударением. Как ещё мы называем такие слова? 
Учитель. Почему уделяется много внимания этим словам?
Работа на карточках. Самопроверка с экрана.
Д*журный, г*рой, к*ньки, р*бята, м*роз, в*рона, б*рёза, п*льто.
Учитель. У кого нет ошибок – встаньте. У вас – «5», у кого – одна ошибка – поднимите руку. У вас отметка «4». Кто ошибся больше – нужно поработать со своим словариком.
2.    Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением. Как будем проверять? Приведите примеры слов с безударными гласными в корне слова, проверяемые ударением.

Игра «Забей гол».
Слова с буквой «О»                           Слова с буквой «А»   
                        
СКВ  РЕЦ    СТ  ЛЬНОЙ
Д  ЖДЛИВЫЙ    ТР  ВИНКА
П  ЛЕВОЙ    ОХР  НЯТЬ
К  РМУШКА    М  СТЕРИТЬ
М  РСКОЙ    С  ДОВЫЙ
В  ЛНИСТЫЙ    В  РЕНЬЕ
Б  ЛЬНИЦА    Ч  СОВОЙ
Г  РЕВАТЬ    КР  СНЕТЬ

Проверяют те дети, которые не выходили к доске. Они называют проверочные слова.
3.    Парные звонкие и глухие согласные в корне слова. Как будем проверять? Приведите примеры слов с парными звонкими и глухими согласными в корне слова.
РТ стр. 23 упр.4 по вариантам, затем взаимопроверка. По парам поднять вместе руки.
4.    Непроизносимые согласные в корне слова. Как будем проверять? Приведите примеры слов с непроизносимыми согласными в корне слова.

Групповая работа. Выбор командира. Соединить слово с непроизносимым согласным в корне слова и проверочным словом.
ЗВЁЗДНЫЙ   
КАПУСТНЫЙ    РАДОСТЬ
ВКУСНЫЙ    ИНТЕРЕС
ПРАЗДНИК (ЛЕСТНИЦА, ЧУВСТВО)    ЗВЁЗДА
ДОБЛЕСТНЫЙ    ДОБЛЕСТЬ
ИНТЕРЕСНЫЙ    КРАСА
СЕРДЦЕ    ОПАСЕНИЕ
ОПАСНЫЙ    КАПУСТА
ПРЕКРАСНЫЙ    СЧАСТЬЕ
РАДОСТНЫЙ    СЕРДЦЕЧКО
С какой трудностью столкнулись?
Отчеты по группам. Кто принес большую пользу группе?

IV Самостоятельная работа
РТ стр. 22 упр. 2
Списать в тетрадь. Тетрадь сдать.

V Рефлексия учебной деятельности.
Тема
Цель
Что делали для достижения поставленной цели?
Легко ли вы справлялись с заданиями? Что помогло справиться с заданиями?
Намечаются дальнейшие цели деятельности.
Самооценка учениками собственной учебной деятельности.  (по листам)
Что интересного, нового вы узнали?
Как вы думаете, все ли секреты письма мы сегодня раскрыли?
За что ты можешь себя похвалить?
Кто из одноклассников тебе понравился на уроке?
Все сегодня получают две отметки: первая – за словарные слова, вторая – за самостоятельную работу.
Покажите, у кого было какое настроение? Как вы себя чувствовали на уроке? Выберите смайлики.
Спасибо, ребята, за работу!

VI Домашнее  задание по выбору



Категория: Изюминки педагога II | Добавил: nadezhda | Теги: непроизносимые согласные в корне сл, парные согласные в корне слова, безударные гласные в корне слова, орфографические правила, Формирование УУД
Просмотров: 7531 | Загрузок: 25 | Комментарии: 7 | Рейтинг: 4.3/3
Всего комментариев: 7
7 Gorynovatf   (19 Ноября 13 20:18) [Материал]
Уважаемая Марина Николаевна,спасибо за материал.Урок отвечает современным требованиям.На уроке отсутствует физминутка.Это нарушение СанПина.В этом возрасте рекомендуется даже 2. Это очень важный момент для детей младшего возраста. Автором выдержаны требования к объему и оформлению. Удачи в "Изюминке .С наилучшими пожеланиями,Горюнова Татьяна Федоровна.

6 rimma_sava   (17 Ноября 13 19:33) [Материал]
Уважаемая Марина Николаевна, Ваш урок очень добротный, современный, продуманный и тщательно подготовленный. Замечательно, что Вы представили весь комплект приложений - это создает более полное представление о Вашей работе. Удачи в конкурсе! Римма Ринатовна.

5 nat110778   (17 Ноября 13 15:33) [Материал]
С удовольствием и с заинтересованность просмотрела материал, вывод: отличная работа. Доступная и очень интересная. Удачи.

4 ira1970   (14 Ноября 13 11:24) [Материал]
Уважаемая Марина Николаевна!Я познакомилась с вашей разработкой. Очень ценно, что ребята сами определяют , чем они будут заниматься на уроке.Определяют для чего им надо уметь пользоваться орфограммами.На уроке отсутствует физминутка.Это очень важный момент для детей младшего возраста. Они у нас и так перегружены.Урок отвечает современным требованиям. Спасибо за материал. Успехов в конкурсе. С уважением, Ирина Николаевна.

3 ElenaAG   (05 Ноября 13 06:15) [Материал]
Уважаемая Марина Николаевна, Ваша разработка отвечает требованиям ФГОС. Задания, которые Вы предлагаете учащимся на уроке, интересны и в то же время способствуют выполнению поставленных целей. Но почему Вы не указываете в этапах урока физкультминутку? Согласна с Надеждой Юрьевной: материал не содержит приложений и рекомендаций для учителей. Однако это - не главное. С наилучшими пожеланиями, Елена Алексеевна.

2 baranalena74   (01 Ноября 13 16:19) [Материал]
Марина Николаевна, с удовольствием прочитала Вашу разработку урока, который соответствует и современным требованиям ФГОСов и СанПинам. Спасибо Вам и удачи!

1 NadezhdaZakharova   (26 Октября 13 11:23) [Материал]
Работа, представленная Мариной Николаевной на конкурс, соответствует современным требованиям к уроку. Автор предлагает готовые дидактические материалы,чем значительно облегчает подготовку к уроку тех, кто решит воспользоваться данной разработкой. Опыт Марины Николаевны может быть широко использован педагогами в различных образовательных учреждениях.С моей точки зрения, если добавить методические рекомендации для коллег, материал будет еще ценнее. Спасибо Вам, Марина Николаевна,удачи в конкурсе!
С уважением, Надежда Юрьевна.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]