Признаки равенства прямоугольных треугольников
17 Октября 13, 14:48
Богданова Ольга Николаевна,
учитель математики
МБОУ "ХСОШ №1", Алтайский край, Хабарский район, с. Хабары


Признаки равенства прямоугольных треугольников

Физико-математические дисциплины, математика
7 класс
  
Методическая тема урока – реализация приемов деятельностного подхода в обучении.
Проект урока построен в соответствии с методическими принципами современного урока:
•    субъективизация;
•    метапредметность;
•    деятельностный подход;
•    коммуникативность;
•    рефлексивность;
•    импровизационность.
Методы обучения, используемые на уроке:
•    мотивация учебной деятельности;
•    словесный;
•    поисковый;
•    наглядный;
•    познавательный;
•    самоконтроля;
•    фронтальной организации учащихся.
  
 Этот урок – четвертый в системе уроков по теме «Прямоугольные треугольники» и второй по теме «Признаки равенства прямоугольных треугольников.
По типу это урок рефлексии при деятельностном подходе или урок проверки и коррекции знаний при традиционном подходе. Он включает в себя 5 этапов: 1 – мотивация к учебной деятельности или самоопределение к коррекционной деятельности; 2 – актуализация знаний и фиксация затруднений; 3 – локализация и коррекция выявленных затруднений; 4 – развивающий контроль; 5- подведение итогов, рефлексия.
  
На 1-ом этапе урока для мотивирования к учебной деятельности я использовала нестандартный вход в урок  - прием «Развивающий канон», направленный на развитие мышления. С помощью эпиграфов создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность. Также на данном этапе намечаются шаги по решению задач урока.

 На 2-ом этапе для актуализации знаний и фиксации затруднений в индивидуальной деятельности с помощью  приема «Лови ошибку», который активизирует внимание, учит умению анализировать информацию, и приема «Корзина идей, понятий, имен» организуется повторение и фиксация контролируемых способов действий. Данные приемы помогают зафиксировать причины затруднений – незнание теоретического материала.
  
Устное решение задач осуществляется в форме коммуникации фронтально и является подготовительным этапом для индивидуальной самостоятельной работы.  Организуется обсуждение типовых затруднений во внешней речи.
На протяжении урока применяется прием «Отсроченный контроль», позволяющий школьникам анализировать собственные действия без выставления отметки. Учителем устанавливается форма и процедура контроля, детям  предъявляется критерий самооценки. После каждого вида деятельности учащиеся оценивают свою работу.
  
На 3-ем этапе локализации  и коррекции затруднений осуществляется самопроверка самостоятельной  работы по готовому образцу. Так как задания не сложные и типичные, то ошибки могут исправляться самостоятельно. Учитель фиксирует затруднения и для коррекции выявленных затруднений включает в домашнее задание подобные задачи другого варианта учащимся, допустившим ошибки.
  
Прием ТРИЗ (технология решения изобретательских задач) позволяет включить в урок изобретательскую задачу, т.е.  задачу с четко обозначенной целью, которую требуется достичь, проблемой которую нужно преодолеть, причем очевидные решения в данных условиях неприменимы. Методом побуждающего от проблемной ситуации диалога, а также подводящего диалога для решения был выбран принцип посредника – если невозможно произвести необходимые действия с объектом вводится промежуточный объект, с помощью которого производятся действия. В данном случае
это прямоугольные треугольники. Руководство учителя при решении может быть пооперационным.
  
Прием «Удивляй», направленный на привлечение интереса к теме урока, предусматривающий перенос учебной ситуации в необычные условия или среду позволяет познакомить учащихся с применением свойств прямоугольных треугольников на практике.



Категория: Изюминки педагога II | Добавил: nadezhda | Теги: Равные фигуры, соответственные элементы, гипотенуза, катет, математика
Просмотров: 4096 | Загрузок: 19 | Комментарии: 9 | Рейтинг: 3.6/7
Всего комментариев: 9
9 Gorynovatf   (20 Ноября 13 20:38) [Материал]
Уважаемая Ольга Николаевна, хорошее сочетание приемов и методов.Ваш урок отвечает требованиям ФГОС.Поддерживаю мнение коллег-экспертов: несомненно, отсутствие приложений обедняют Вашу работу.Спасибо за предоставленный Вами опыт работы.Удачи в "Изюминке".С наилучшими пожеланиями,Горюнова Татьяна Федоровна

8 Марина_Белова   (18 Ноября 13 18:37) [Материал]
Уважаемая Ольга Николаевна. Очень грамотно построен урок. Приемы развития критического мышления интересны. Использую в своей работе. Спасибо.

7 nat110778   (17 Ноября 13 16:04) [Материал]
Урок хороший, но нет презентации. Удачи.

6 rimma_sava   (09 Ноября 13 19:45) [Материал]
Как известно, ФГОС требует от учителя не только знания и понимания основных принципов системно-деятельностного подхода, но и активных действий по его внедрению в учебный процесс.Именно эту активность я и увидела в Вашей работе. Сочетание интересных приемов и методов делает ваш урок современным, насыщенным и результативным. Желаю успехов Вам и Вашим учащимся! Римма Ринатовна.

5 ElenaAG   (05 Ноября 13 12:59) [Материал]
Современно, интересно, познавательно. Согласна с мнением коллег: для создания целостного представления об уроке не хватает презентации. Успехов Вам, Ольга Николаевна. С уважением, Елена Алексеевна.

4 ilchenko655   (04 Ноября 13 18:12) [Материал]
Ольга Николаевна, вам удалось показать не только знание и понимание основных принципов системно-деятельностного подхода в образовании, но и грамотно внедрить его в учебный процесс. В вашей разработке каждый этап урока представлен в виде законченного модуля с четко определенными целями и задачами, а также планируемыми результатами. Такой подход дает возможность отслеживать результаты деятельности каждого ученика в течение всего урока на каждом этапе. Жаль, что вами не предоставлена презентация, используемая на уроке. Хотелось бы познакомиться со всем материалом урока воочию.
Похвально, что вы пользуетесь конструктором уроков Селиховой Татьяны Юрьевны, которая, как разработчик конструктора помогает начинающим и опытным учителям грамотно строить свои уроки.
Желаю удачи в конкурсе.
С уважением, Людмила Анатольевна.

3 baranalena74   (31 Октября 13 15:15) [Материал]
Действительно интересный современный урок.

2 elen5499   (28 Октября 13 09:59) [Материал]
Аналогичная нестыковка и у меня. Хотелось бы не только прочитать, но и посмотреть презентацию.

1 NadezhdaZakharova   (20 Октября 13 05:25) [Материал]
Уважаемая Ольга Николаевна, при знакомстве с Вашей работой столкнулась с несколькими трудностями. В ходе урока предусмотрена "работа по слайдам", но в архиве материалов презентации нет. Кроме того, ссылка на Интернет - источник нерабочая. Урок очень интересный, хотелось бы все посмотреть.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]