Конкурс «Чемпион чтения»
08 Октября 13, 15:04
Хохлова Елена Михайловна,
учитель русского языка и литературы
МКОУ «Борская средняя общеобразовательная школа»,
с. Бор, Туруханского района, Красноярского края


Конкурс «Чемпион чтения»

Литературное чтение, литература
2 кл. – 8 кл.

Проект конкурса «Чемпион чтения» разработан в рамках реализации Программы развития МОУ БорСШ по направлению «Одаренные дети». Данный конкурс является интеллектуальным соревнованием и призван не только выявить одаренных детей, способных быстро и содержательно обрабатывать информацию, но и содействовать формированию и закреплению умения работать с текстом. Конкурс «Чемпион чтения» позволит определить как абсолютного победителя, достигнувшего максимальный результат, так и победителя, максимально преодолевшего свой собственный результат, и поэтому данный проект ориентирован на учащихся с разными стартовыми возможностями. 

Положение о конкурсе
«Чемпион чтения»
 
Организатором Конкурса является методическое объединение гуманитарных наук МКОУ  «Борская средняя общеобразовательная школа». Непосредственная подготовка и проведение Конкурса возлагаются на Оргкомитет, формируемый и действующий в соответствии с настоящим Положением.

Основные цели Конкурса «Чемпион чтения»
•    повышение мотивации к чтению;
•    привлечение внимания учащихся к литературе внеклассного чтения;
•    повышение результативности работы с текстом;
•    поощрение лиц, стремящихся к интеллектуальному саморазвитию, самосовершенствованию.

Порядок создания, полномочия и направления работы Оргкомитета Конкурса

Оргкомитет Конкурса создается из учителей начальной школы, учителей русского языка и литературы, английского языка МКОУ  «Борская средняя общеобразовательная школа» и возглавляется Председателем Оргкомитета. Председатель Оргкомитета избирается ежегодно на общем заседании членов Оргкомитета путем голосования.

Полномочия Оргкомитета
•    осуществляет решение вопросов подготовки и проведения Конкурса;
•    разрабатывает сценарный план проведения Конкурса;
•    формирует жюри Конкурса;
•    разрабатывает систему оценки скорости чтения и качества усвоения участников;
•    осуществляет подготовку конкурсных заданий;
•    объявляет об открытии Конкурса, следит за ходом проведения, координирует работу всех задействованных лиц и структур;
•    осуществляет подведение итогов Конкурса и организует награждение победителей;
•    организует освещение хода и итогов Конкурса на сайте http://borschool.narod.ru/ , а также на информационном табло школы.

Направления работы Оргкомитета конкурса «Чемпион чтения»

1.    Утверждение нормативов техники чтения по классам обучения
2.    Разработка системы оценивания результатов конкурса
3.    Подбор материалов из литературы для внеклассного чтения для тестирования участников (тексты с указанием количества слов в каждой строке, количество слов в тексте должно превышать норму не менее, чем в 2 раза, вопросники для определения понимания прочитанного – см. образец в приложении 2)
4.    Оформление результатов в электронном и печатном виде, пополнение Базы данных «Одаренные дети»
5.    Информационное сопровождение конкурса (объявления, тематические плакаты, реклама)

Условия участия в Конкурсе «Чемпион чтения »

Участниками Конкурса являются все учащиеся 2 – 5 классов, а также учащиеся 6 – 11 классов, зарегистрировавшиеся и прошедшие предварительный этап.

Регистрация участников производится с 1 октября по 1 ноября.

Порядок проведения Конкурса «Чемпион чтения»

Конкурс проводится в 2 этапа:
 
•    I этап – предварительный с 10 октября по 3 ноября
•    II этап – контрольный –  со 2 апреля по 30 апреля

Оргкомитет оставляет за собой право выборочного повторного тестирования участников, корректирования сроков проведения конкурса согласно Плану работы школы.

Порядок проведения процедуры проверки техники чтения

1.    Проверка сформированности техники чтения у учащихся может проводиться в течение нескольких дней согласно графику, составленному Оргкомитетом.
2.    В аудитории, где проводится процедура проверки техники чтения,  должны находиться два учителя начальных классов, один из которых – учитель, преподающий в данном классе, на которого возлагаются обязанности организатора, и другой – учитель, не преподающий в данном классе и выступающий в ходе проверки техники чтения в роли экзаменатора (либо работник библиотеки, либо воспитатель ГПД).
3.    Организатор приглашает по одному учащемуся в аудиторию для прохождения процедуры проверки техники чтения, предоставляет учащемуся необходимый материал (бланк с текстом для чтения), а также обеспечивает порядок очерёдности прохождения учащимися данной процедуры.
4.    Ученикам, участвующим в проверке, не разрешается заранее читать текст, по которому будет проведена проверка.
5.    Учитель-экзаменатор перед чтением текста засекает время и дает учащемуся разрешение на чтение текста. Во время чтения учащегося он делает соответствующие пометки в соответствии с параметрами проверки в тестовой таблице. По истечении 1 минуты с начала чтения текста учитель-экзаменатор помечает последнее слово, на чтении которого истекло контрольное время (1 минута).
6.    После прочтения учащимся всего текста учитель-экзаменатор задаёт учащемуся вопросы по содержанию текста для проверки уровня осмысленности прочитанной информации.
7.    Вопросы по содержанию текста, задаваемые учителем-экзаменатором,  содержатся в бланке с текстом, который предназначен для учителя.
8.    При проведении беседы по содержанию прочитанного текста учитель-экзаменатор может задавать наводящие вопросы или другие, сформулированные им вопросы, помогающие выяснить степень освоения прочитанной информации.
9.    По окончании беседы по содержанию прочитанного текста ученик покидает аудиторию, а учитель-экзаменатор в это время может произвести подсчет количества слов, прочитанных данным учащимся за 1 минуту, и заполнить таблицу для фиксирования результатов проверки техники чтения, следуя рекомендациям по оцениванию техники чтения учащихся.
10.    Процедура проверки техники чтения должна вестись в доброжелательной, спокойной атмосфере.
11.    Непозволительно делать замечания во время чтения текста учеником, останавливать читающего для подсчета количества прочитанных слов в 1 минуту, давать устную оценку уровня чтения в присутствии учащихся.

Критерии оценивания конкурсантов
Основными критериями оценивания результатов являются:
1.    Темп чтения с ориентиром на норму прочтения по классам (определяется по истечении 1 минуты чтения текста)
В качестве ориентира для определения  нормы чтения взяты нормативы, принятые Министерством образования РФ в 1998 году для учащихся 1 – 4 классов. Для учащихся 5 – 11 классов нормы техники чтения определены  по А.Акишиной и В.Зайцеву,  которые делают акцент не на скорость,  а на продуктивность (техника + осмысленность):
Класс     Нормативы чтения (слов в минуту) на конец учебного года, принятые Министерством образования РФ (1998 г.) для чтения вслух:    Нормативы, принятые в
 МОУ Бор СШ
1 класс    25-30 слов    25 слов
2 класс    45-50 слов    45 слов
3 класс    65-70 слов     65 слов
4 класс    90 слов     90 слов
                                                                                 
Класс    А. Акишина    В. Зайцев    МОУ Бор СШ
5 класс     104     114    110 слов
6 класс     114    128    115 слов
7 класс     128    150    130 слов
8 класс     151    150    150 слов
9-11 класс    150-160    160 слов

При подсчете количества слов в минуту необходимо большее допустимое по нормативу число слов принимать за 100 %.

2.    Правильность чтения (определяется во время чтения):
 Правильность чтения – это чтение без искажений, т.е. без ошибок, влияющих на смысл читаемого. Типичные ошибки, допускаемые обучающимися по чтению:
  • фонетические искажения (искажение звукобуквенного состава):
  • пропуски букв, слогов, слов и даже строчек;
  • перестановка единиц чтения (букв, слогов, слов);
  • вставка произвольных элементов в единицы чтения;
  • замена одних единиц чтения другими;
  •  наличие повторов (слогов и слов);
  • нарушение норм литературного произношения:
  • орфоэпические ошибки (неправильное ударение), которые связаны с незнанием норм произношения или с незнанием лексического значения слов, которые читаются;
  • ошибки, связанные с так называемым «орфографическим чтением», когда единицы чтения озвучиваются в строгом соответствии с написанием, а не с произношением, а также ошибки в произношении окончаний слов.
Оценка правильности чтения также отмечается в тестовой таблице: если у учащегося правильное чтение (без указанных ошибок), то ставится по 1 баллу в соответствующей графе, если есть указанные ошибки, то в таблице ставится 0 баллов по соответствующему пункту, максимальное количество набранных баллов по данному критерию – 3 балла.

3.    Выразительность чтения (определяется во время чтения):
Выразительное чтение  - это правильное, осмысленное и эмоциональное (в нужных случаях) чтение текста. Именно такое чтение значительно содействует пониманию, осмыслению текстового материала.
При оценке выразительности чтения нужно обращать внимание на интонацию произношения, логические  ударения и паузы. По каждому параметру при их соответствии ставится 1 балл, при допущении ошибок – 0 баллов, максимальное количество набранных баллов по данному критерию – 3 балла.

4.    Осмысленность чтения (определяется в ходе беседы по содержанию прочитанного текста).
Понимание (осмысленность) чтения  - это понимание замысла автора, осознание художественных средств, помогающих реализовать этот замысел, и осмысление своего собственного отношения к прочитанному.
Для оценки понимания прочитанного в ходе проверки техники чтения экзаменатором используются ответы на вопросы к прочитанному тексту, которые должны показать понимание:
• значения одного  из слов текста (по выбору учителя – составителя тестового материала), употребленных в тексте как в прямом, так и в переносном смысле;
• содержания одного из предложений, входящих в состав текста, уяснение смысловой связи между предложениями;
• выбор учащимся наиболее точного заголовка к прочитанному тексту из не менее 3-х предложенных вариантов;
• основного смысла всего содержания текста, т.е. осознание этого содержания, и/или своего отношения к прочитанному.
Неосмысленное (механическое) чтение определяется на основе анализа ответов учащихся, если обнаруживается:
-    непонимание общего смысла прочитанного текста;
-    неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
-    неумение выделить основную мысль прочитанного;
-    нарушение последовательности событий в тексте в процессе пересказа при выражении своего отношения к прочитанному.
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл, в сумме по критерию Осмысленность чтения можно набрать 4 балла.
Выделяются как недочеты и не берутся во внимание экзаменатором:
-    не более двух неправильных ударений;   
-    отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
-    осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
-    неточности при формулировке основной мысли произведения;
-    нецелесообразность использования средств выразительности, недоста-точная выразительность при передаче характера персонажа.

Определение победителей

Оргкомитетом Конкурса создается компетентное жюри, в состав которого могут входить представители библиотек (школьной или сельской), воспитателей ГПД, преподавателей НРК.

Состав жюри формируется за месяц до начала Конкурса.

Победителями Конкурса становятся участники, показавшие наиболее высокую скорость осознанного чтения с соблюдением всех критериев.
Подсчет результатов: максимальное количество баллов по критериям – 10 баллов, что соответствует 100%. Выполнение норматива по темпу чтения также соответствует 100%. Количество слов, прочитанное ниже или выше норматива, подсчитывается по формуле: Х% = (А * 100%) / В, где А – количество слов, прочитанное за минуту, В – количество слов, определенное нормативом. Результатом проверки чтения является сумма процентов по всем критериям.

Поощрение участников
Победителей Конкурса определяет жюри по номинациям:
•    «Чемпион чтения» - участник (и), максимально увеличивший (ие) собственный результат,
•    «Абсолютный чемпион чтения» - участник (и), набравший (ие) максимальное количество баллов по критериям.
Жюри вправе добавить номинации по своему усмотрению.
Подведение итогов Конкурса производится 5 мая 2014 года.
Победители и участники конкурса награждаются дипломами и сертификатами участника соответственно.

 


Категория: Изюминки педагога II | Добавил: nadezhda | Теги: конкурс, техника чтения, Новогодний корпоратив 2012 - в, умение работать с текстом
Просмотров: 13428 | Загрузок: 16 | Комментарии: 12 | Рейтинг: 4.2/11
Всего комментариев: 11
11 Gorynovatf   (21 Ноября 13 18:56) [Материал]
Тема злободневная. Дети ленятся читать. Необходимо повышение мотивации к чтению;привлечение внимания учащихся к литературе внеклассного чтения;
к работе с текстом; и конечно поощрение лиц, стремящихся к интеллектуальному саморазвитию, самосовершенствованию. Я тоже присуждаю места среди "супер читающих". Очень поддерживаю идею проекта. Иной взгляд на проверку техники чтения,который превращает в праздник ЧЕМПИОНОВ по чтению. Изюминка!Выдержаны требования по объему материала и его оформлению. Спасибо. Желаю дальнейших успехов и новых идей!С уважением, Горюнова Татьяна Федоровна. up

10 rimma_sava   (14 Ноября 13 20:05) [Материал]
Спасибо за этот замечательный опыт, Елена Михайловна! Ваш проект детально продуман, ориентирован на все школьные звенья и разный уровень техники чтения Ваших ребят. Такая работа вселяет надежду на возрождение утраченного нашей страной статуса "самой читающей в мире". smile Удачи! С уважением, Римма Ринатовна.

9 Toma05   (11 Ноября 13 21:42) [Материал]
Очень интересный опыт по отработке навыков чтения.Представлен в форме соревнования, что дети очень любят. Замечательно,что отслеживается динамика чтения в течение года.Положение продумано и отработано до мелочей. Желаю творческих успехов и новых идей!С уважением, Тамара Фёдоровна.

8 Natusik   (30 Октября 13 19:00) [Материал]
Уважаемая Елена Михайловна, спасибо Вам за хорошую разработку. Вы детально разработали свое положение. Думаю, его можно использовать не только в начальной школе, но и в среднем звене. Данный материал соответствует требованиям, предъявляемым к конкурсным материалам.
С уважением, Наталья Александровна.

7 elen5499   (28 Октября 13 11:08) [Материал]
Проверка техники чтения - самый нелюбимый метод проверки у детей. Если такая форма работы будет вестись ежегодно, то думаю, что дети не будут бояться такой проверки. Ну, аж уж чествовать победителей надо достойно, чтобы и другие захотели присоединиться к этому конкурсу. Может быть даже можно его проводить 2 раза в год и проследить динамику.

6 pono11   (26 Октября 13 16:35) [Материал]
Уважаемая Елена Михайловна, спасибо за предоставленный опыт вашей работы. Вы представили интересную идею для выявления одаренных детей. Плюс вашего проекта в том, что он ориентирован на учащихся с разными стартовыми возможностями. Но не могу зацепиться за следующий момент: Какая работа предполагается с учащимися, которые допускают, например, фонетические или орфоэпические ошибки? А далее как организуете работу с одаренными детьми? Спасибо. Желаю вам творческих успехов.

5 baranalena74   (17 Октября 13 15:27) [Материал]
Уважаемая Елена Михайловна, присоединяясь к комментариям коллег скажу, Вы молодец, что додумались одну из нелюбимых процедур как для детей так и для учителей: проверку техники чтения, превратить в конкурс, да еще с условием: дети сами подают заявки на участие. Желаю творческих побед!

4 ilchenko655   (09 Октября 13 20:38) [Материал]
Уважаемая Елена Михайловна, идея вашего конкурса очень своевременна и актуальна. Положение конкурса продумано до мелочей. Нормы чтения выбраны верно и опираются на нормативные документы. Посоветовала бы к вашим 4 критериям оценивания добавить пятый- способ чтения (определяется во время чтения).
Способ чтения может быть разным:
слоговым чтением,
чтение слогами и целыми словами,
чтением целыми словами,
чтением словосочетаниями и синтагмами.
Ко второму этапу конкурса многие ребята могут изменить свой способ чтения, и этот факт тоже нужно учесть.
Спасибо за проделанную работу. Желаю успехов в работе.
С уважением, Людмила Анатольевна.

3 ElenaAG   (09 Октября 13 20:15) [Материал]
По итогам исследования PISA, проводимым в 2009 году, средний балл российских учащихся по читательской грамотности составил 459 баллов по 1000-балльной шкале при среднем балле по странам Организации экономического сотрудничества и развития 493 балла. По этому показателю Россия заняла 41 – 43-е места среди 65 стран-участниц PISA. Минимальный, пороговый, уровень читательской грамотности не смогли продемонстрировать 50 процентов учащихся, окончивших 9 классов и продолживших обучение в профессиональных учебных заведениях. Это означает, что половина будущих рабочих кадров практически не имеет навыков работы с текстами, следовательно, в будущем они не смогут работать со специальной литературой. Эти данные удручают и вызывают беспокойство. Думаю, Ваш опыт, Елена Михайловна, поможет вернуть былой интерес к чтению и будет способствовать привитию любви к книге у учащихся. Надеюсь, Ваш проект позволит воспитать грамотных читателей. Ведь только осознанное, вдумчивое чтение даёт положительные результаты. Желаю Вам успехов. С уважением, Елена Алексеевна.

1 NadezhdaZakharova   (09 Октября 13 07:36) [Материал]
Уважаемая Елена Михайловна, с удовольствием ознакомилась с Вашим материалом. Работа соответствует заявленной теме конкурса. Проверка техники чтения традиционно относилась к одной из форм контроля, Вы же заставили посмотреть на такую процедуру с новой точки зрения, несколько неожиданной. Идея, заложенная в материале, с успехом может быть использована практически в любом образовательном учреждении. Стиль изложения доступный, информационно-описательный. Выдержаны требования по объему материала и его оформлению. Спасибо. Желаю дальнейших успехов и новых идей!
С уважением, Надежда Юрьевна.

2 ариарсли   (09 Октября 13 16:00) [Материал]
Спасибо за комментарий. Я думаю, мне и моим коллегам удастся изменить отношение школьников к чтению - делаем первые "нестандартные" шаги smile

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]