Рекомендации по составлению программы летнего лагеря
12 Мая 19, 08:04 | |
Педагог дополнительного образования
Фёдорова Наталья Геннадьевна (633103 г. Обь военный городок школа № 1, ГЦДОД тел: 8-273-53-220) Пояснительная записка Летние каникулы – это не только время отдыха. Это период, когда школьники значительно пополняют свой практический опыт, получают новую информацию, умения и навыки, на которые основная школа не ориентирована. Занятость детей в летний период времени, когда они предоставлены сами себе, - это большая проблема. Наилучший способ её решения – летний оздоровительно-образовательный лагерь. МОУ городской Центр дополнительного образования детей города Оби имеет структурное подразделение ООЛ «Заря», что даёт возможность не только решить проблему занятости детей в каникулярный период, но и создать единое образовательно-воспитательное пространство, в котором ребёнок чувствует себя свободно и комфортно. Таким образом, мы реализуем на базе ООЛ «Заря» профильные программы, которые наши педагоги разрабатывают в течение года. Они являются прямым продолжением основных программ, только насыщенные качественно новым содержанием. Для реализации этих программ в течение года на базе МОУ ГЦДОД г. Оби работает «Школа вожатых» для тех, кто непосредственно будет участником педагогического процесса. На подготовительном этапе разработки программы летнего отдыха и оздоровления детей мы проходим несколько этапов: 1. Ставим цель и задачи; 2. создаём легенду сезона, то есть канву той сюжетно-ролевой игры, которая будет проходить в течение сезона; 3. прописываем план мероприятий, соответствующих этой легенде; 4. прописываем ход реализации программы; 5. формы и методы работы, 6. результативность. 7. Затем прорабатывается каждое мероприятие в соответствии с логикой развития смены, возрастом детей, их социальным статусом и уровнем развития. Для того чтобы составить программу ООЛ, необходимо чётко представлять себе то, к чему Вы стремитесь, что хотите получить в результате реализации этой программы. Мы будем рассматривать такую модель, в которой дети знакомятся с такими видами деятельности, как: Само/соуправление; Сюжетно-ролевая игра; Социальное проектирование; Новые виды игр; Традиции и т.д. В этом случае они приобретают и совершенствуют такие качества: Активность; Лидерские качества; Конкретные знания, умения и навыки; Социальные компетентности; Физические способности; Учатся выигрывать и проигрывать; Коммуникативные навыки; Уважение к труду; Изменение отношения к… Для того чтобы наша модель воплотилась в жизнь, нужно представлять, какие принципы и критерии отбора содержания необходимы для реализации программы. Рассмотрим сначала возможные критерии отбора содержания: Социальный заказ; Кадры; Оздоровление; Духовность; Непрерывность; Уместность; Патриотизм; Социальная активность; Профиль; Творчество. Исходя из критериев отбора содержания, возможны следующие принципы, на которых будет строиться программа: Здоровьеразвивающий; Гуманизации; Вариативности; Системности; Преемственности; Заинтересованности; Социально-развивающий; Обобщения опыта; Любви к ближнему; Безопасности. Содержание программы должно соответствовать выбранным принципам и критериям отбора. Т.к. содержание – основная часть программы, то необходимо очень ясно представлять себе, чем мы её насыщаем, какой материал она содержит и чем он помогает в развитии и совершенствовании ребёнка. Так, если в основе содержания лежит культурология, то основными принципами программы будут: Гуманизации; Системности; Преемственности; Любви к ближнему. Как видим, при соотнесении содержания программы и принципов, мы первым делом ориентируемся на ту модель, которая уже у нас сформирована, а всё остальное – это только инструментарии в достижении цели. Рассмотрим одну из моделей программы . Летом 2006 года на базе ООЛ «Заря» была апробирована спортивная профильная программа «Малые Олимпийские игры», посвящённая 10-летию лагеря. Цель данной программы: оздоровление детей, пропаганда здорового образа жизни, знакомство с различными видами спортивных игр, реализация творческого потенциала личности ребёнка. Задачи программы. Образовательные: 1. пропаганда здорового образа жизни. 2. усвоение участниками программы базовых спортивных умений и навыков. 3. знакомство с многообразием форм самоактуализации личности в спортивной, интеллектуальной и других видах деятельности. Развивающие: 1. умение сотрудничать, включаться в коллективную деятельность. 2. умение ориентироваться в сложных жизненных ситуациях. 3. приобретение уверенности в себе и своих силах. Воспитательные: 1. выработка у детей чувства патриотизма, ответственности за результаты своей и командной деятельности. 2. воспитание уважения к спорту. 3. воспитание культуры здорового образа жизни. Цель и задачи программы ООЛ «Заря» основываются на концепции ГЦДОД по здоровому образу жизни и воспитательной системе Центра. Основные методы и формы работы – это тренировки, соревнования, КТД, ИТД, конкурсы, акции. Для наибольшей эффективности реализации программы каждый день смены делится на 3 блока: утро, день и вечер. Утро: тренировки или проведения соревнований малоподвижного характера, например: армрестлинг, шашки или шахматы. День: проведение соревнований активного характера, например: лёгкая атлетика, триатлон, водное поло. Вечер: досуговые мероприятия, позволяющие детям реализовать свой творческий и интеллектуальный потенциал. Такое разделение дня помогает каждому ребёнку поучаствовать в различных видах деятельности и реализовать себя во многом, что делает жизнь участников программы яркой, разнообразной, запоминающейся. Результатом реализации такой программы становится оздоровление детей, включившихся в режим лагерной жизни, постоянно находящихся в движении, приобщение их к спорту и здоровому образу жизни, умение жить в коллективе, получение новых знаний, умений и навыков. Каждый ребёнок реализуется в каком-либо виде деятельности и по результатам смены получает грамоту, диплом или ценный подарок (приз), что способствует повышению самооценки его как личности. Предлагаем Вам план мероприятий этой смены, надеемся, что наши разработки помогут Вам в организации летнего отдыха. План мероприятий | |
| |
Просмотров: 5128 | Загрузок: 512 | |
Всего комментариев: 0 | |