Рекомендации по составлению программы летнего лагеря
12 Мая 19, 08:04
Педагог дополнительного образования
Фёдорова Наталья Геннадьевна
(633103 г. Обь военный городок школа № 1, 
ГЦДОД тел: 8-273-53-220)


Пояснительная записка

Летние каникулы – это не только время отдыха. Это период, когда школьники значительно пополняют свой практический опыт, получают новую информацию, умения и навыки, на которые основная школа не ориентирована.

Занятость детей в летний период времени, когда они предоставлены сами себе, - это большая проблема. Наилучший способ её решения – летний оздоровительно-образовательный лагерь. 
МОУ городской Центр дополнительного образования детей города Оби имеет структурное подразделение ООЛ «Заря», что даёт возможность не только решить проблему занятости детей в каникулярный период, но и создать единое образовательно-воспитательное пространство, в котором ребёнок чувствует себя свободно и комфортно.

Таким образом, мы реализуем на базе ООЛ «Заря» профильные  программы, которые наши педагоги разрабатывают в течение года. Они являются прямым продолжением основных программ, только насыщенные качественно новым содержанием.
Для реализации этих программ в течение года на базе МОУ ГЦДОД г. Оби работает «Школа вожатых» для тех, кто непосредственно будет участником педагогического процесса.
 
На подготовительном этапе разработки программы летнего отдыха и оздоровления детей мы проходим несколько этапов:
1.    Ставим цель и задачи;
2.    создаём легенду сезона, то есть канву той сюжетно-ролевой игры, которая будет проходить в течение сезона; 
3.    прописываем  план мероприятий, соответствующих этой легенде;  
4.    прописываем ход реализации программы; 
5.    формы и методы работы, 
6.    результативность. 
7.    Затем прорабатывается каждое мероприятие в соответствии с логикой развития смены, возрастом детей, их социальным статусом и уровнем развития.
Для того чтобы составить программу ООЛ, необходимо чётко представлять себе то, к чему Вы стремитесь, что хотите получить в результате реализации этой программы. 

Мы будем рассматривать такую модель, в которой дети знакомятся с такими видами деятельности, как:
    Само/соуправление;
    Сюжетно-ролевая игра;
    Социальное проектирование;
    Новые виды игр;
    Традиции и т.д.

В этом случае они приобретают и совершенствуют такие качества:
    Активность;
    Лидерские качества;
    Конкретные знания, умения и навыки;
    Социальные компетентности;
    Физические способности;
    Учатся выигрывать и проигрывать;
    Коммуникативные навыки;
    Уважение к труду;
    Изменение отношения к…

Для того чтобы наша модель воплотилась в жизнь, нужно представлять, какие принципы и критерии отбора содержания необходимы для реализации программы.

Рассмотрим сначала возможные критерии отбора содержания:
    Социальный заказ;
    Кадры;
    Оздоровление;
    Духовность;
    Непрерывность;
    Уместность;
    Патриотизм;
    Социальная активность;
    Профиль;
    Творчество.

Исходя из критериев отбора содержания, возможны следующие принципы, на которых будет строиться программа:
    Здоровьеразвивающий;
    Гуманизации;
    Вариативности;
    Системности;
    Преемственности;
    Заинтересованности;
    Социально-развивающий;
    Обобщения опыта;
    Любви к ближнему;
    Безопасности.

Содержание программы должно соответствовать выбранным принципам и критериям отбора. Т.к. содержание – основная часть программы, то необходимо очень ясно представлять себе, чем мы её насыщаем, какой материал она содержит и чем он помогает в развитии и совершенствовании ребёнка.

Так, если в основе содержания лежит культурология, то основными принципами программы будут:
    Гуманизации;
    Системности;
    Преемственности;
    Любви к ближнему.

Как видим, при соотнесении содержания программы и принципов, мы первым делом ориентируемся на ту модель, которая уже  у нас сформирована, а всё остальное – это только инструментарии в достижении цели.

Рассмотрим одну из моделей программы .

Летом 2006 года на базе ООЛ «Заря» была апробирована спортивная профильная программа «Малые Олимпийские игры», посвящённая 10-летию лагеря.
Цель данной программы: оздоровление детей, пропаганда здорового образа жизни, знакомство с различными видами спортивных игр, реализация творческого потенциала личности ребёнка. 

Задачи программы.
Образовательные:
1.    пропаганда здорового образа жизни.
2.    усвоение участниками программы базовых спортивных умений и навыков.
3.    знакомство с многообразием форм самоактуализации личности в спортивной, интеллектуальной и других видах деятельности.
Развивающие:
1.    умение сотрудничать, включаться в коллективную деятельность.
2.    умение ориентироваться в сложных жизненных ситуациях.
3.    приобретение уверенности в себе и своих силах.
Воспитательные:
1.    выработка у детей чувства патриотизма, ответственности за результаты своей и командной деятельности.
2.    воспитание уважения к спорту.
3.    воспитание культуры здорового образа жизни.

Цель и задачи программы ООЛ «Заря» основываются на концепции ГЦДОД по здоровому образу жизни и воспитательной системе Центра.
Основные методы и формы работы – это тренировки, соревнования, КТД, ИТД, конкурсы, акции.

Для наибольшей эффективности реализации программы каждый день смены делится на 3 блока: утро, день и вечер.

Утро: тренировки или проведения соревнований малоподвижного характера, например: армрестлинг, шашки или шахматы.

День: проведение соревнований активного характера, например: лёгкая атлетика, триатлон, водное поло.

Вечер: досуговые мероприятия, позволяющие детям реализовать свой творческий и интеллектуальный потенциал.

Такое разделение дня помогает каждому ребёнку поучаствовать в различных видах деятельности и реализовать себя во многом, что делает жизнь участников программы яркой, разнообразной, запоминающейся.

Результатом реализации такой программы становится оздоровление детей, включившихся в режим лагерной жизни, постоянно находящихся в движении, приобщение их к спорту и здоровому образу жизни, умение жить в коллективе, получение новых знаний, умений и навыков.

Каждый ребёнок реализуется в каком-либо виде деятельности и по результатам смены получает грамоту, диплом или ценный подарок (приз), что способствует повышению самооценки его как личности.

Предлагаем Вам план мероприятий этой смены, надеемся, что наши разработки помогут Вам в организации летнего отдыха.

План мероприятий План мероприятий
 

Категория: Пришкольный лагерь | Добавил: nadezhda | Теги: пришкольныйлагерь
Просмотров: 5128 | Загрузок: 512 | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]