Программа детского оздоровительного лагеря "Бригантина" в форме сюжетно-ролевой игры "Морское путешествие"
20 Мая 19, 10:14
1. Пояснительная записка

Летний период – активная пора социализации школьников. 

С наступлением летних каникул перед большинством родителей встаёт вопрос о том, каким образом организовать летний отдых своих детей. Особую роль играют лагеря с дневным пребыванием детей. Посещая пришкольный лагерь, ребёнок не отрывается от семьи, находится под присмотром педагогов, своевременно накормлен, занят интересными делами, а вечером и в выходные дни в кругу семьи.
Ещё один немаловажный момент – это возможность общения ребёнка с привычным кругом друзей.

Ежегодно около 150 учеников нашей школы окунаются в кипучую жизнь творчества, дружбы. Наш лагерь «Бригантина» даёт возможность для раскрытия творческих способностей детей и способствует психологическому комфорту в общении. Кроме того, правильно организованная деятельность, отдых, досуг, оздоровление способствуют духовному и физическому росту детей, имеет реальный выход в жизнь. Это подтверждается не только результатами исследований, но и практикой сегодняшнего дня. Дети, выросшие из лагеря, возвращаются в него вожатыми, т.е. становятся членами педагогического отряда «МАЯК».
Актуальность нашего лагеря в том, что в рамках программы ребята не только оздоравливаются, но и получают конкретные знания, умения и навыки лидерства.

В основе программы «Морское путешествие» лежат следующие принципы: добровольности, открытости в деятельности экипажей (отрядов), учёт возрастных и индивидуальных способностей, интересов детей; доступности предлагаемых форм работы возможностям каждого ребёнка; систематичности, наглядности, развитие в каждом ребёнке стремления стать лучше, знать больше; развитие его творческих способностей; коллективности.

2. Целеполагание
Общепедагогическая цель программы: создание системы интересного, разнообразного по форме и содержанию отдыха и оздоровление детей в условиях лагеря.

Задачи:
привлечение ребят к активному участию в мероприятиях в рамках программы;
организация режима дня в соответствии с возрастными особенностями;
организация полноценного отдыха и оздоровления детей;
раскрытие творческих и коммуникативных способностей учащихся;
создание благоприятной эмоциональной атмосферы в лагере.
3. Содержание деятельности и форма реализации в рамках программы «Морское путешествие» (описание сюжетно-ролевой игры)

Спросите у ребят, кто из них не хочет отправиться в путешествие, и вырастет лес рук, заблестят глаза, вспыхнут улыбки – ветер странствий дорог каждому. 
И поэтому мы в лагере так же решили организовать путешествие для ребят.
Главный проводник в них – сюжетно-ролевая игра.

Участники игры: дети, вожатые пед. отряд «МАЯК», ст. вожатая, воспитатели, администрация лагеря.

4. Сроки реализации: с 2–28 июня 

5. Игровая модель

Ребята нашего лагеря очень неугомонные, стремятся узнать и увидеть как можно больше. Они составили свою карту путешествия по «Следам Синдбада-морехода».
Карта вывешивается в первый день смены на видном месте в холле. Пройденный путь отмечается на ней флажками. Каждый экипаж ведёт свой путевой дневник – «Бортовой журнал», куда заносит, зарисовывает, вклеивает всё самое интересное, с чем встречается в пути.
Введение в игру начинается с момента встречи с детьми в первый день лагеря. В этот день проводится общелагерная игра «Свистать всех наверх!».
Игра проходит в два этапа: индивидуальный и командный.

Вся жизнедеятельность в ДОЛ «Бригантина» пронизана морской тематикой. В связи с этим многие объекты лагеря переименованы в соответствии с морскими терминами:

Столовая – камбуз; 
Комната совещаний Совета капитанов – капитанская рубка;
Место проведения линейки – капитанский мостик;
Место сбора экипажа – кают-компания;
Экипажные комнаты – кубрики и каюты;
Отряд – экипаж;
Вожатые отрядов – штурманы;
Администрация лагеря – оргкомитет по ведению регаты;
Информационный стенд – дневник путешествия;
Дети – моряки.

Ежедневно в игре добавляются новые слова и термины из морского словаря, который эстетично оформленный вывешивается на видном месте под названием «Морской глоссарий». Все участники отправляются в путешествие, полное приключений, испытаний и трудностей по 7 неизвестным островам. У каждого острова есть свой секрет. Ребятам предлагается исследовать эти острова и открыть их секреты. В путешествии дети и взрослые станут участниками различных конкурсов, состязаний, викторин. Игра заканчивается в конце смены, и тогда будут открыты и поняты секреты всех 7 островов.

На протяжении лагерной смены все члены экипажей смогут принять участие в интереснейших экскурсиях в видеоцентр, ТЮЗ, театр кукол «Арлекин», планетарий, посмотреть цирковую программу и др.

6. Этапы игры

Организационный: «По следам Синдбада-морехода».
Основной: «По пути приключений и открытий».
Итоговый: «Остров сокровищ».

7. Система стимулирования

После старта регаты «Полный вперёд!» каждый отряд (экипаж) получает отрядный флаг, на который делает и укрепляет эмблему. За победу в различных делах экипаж может получить знак успеха на свой флаг в виде якоря.

Каждый якорь имеет свой цвет и значение:

Якорь красного цвета – 1 место и 15 миль;
Якорь синего цвета – 2 место и 10 миль;
Якорь зеленого цвета  – 3 место и 5 миль.
За особые заслуги – золотой якорь.
Задача каждого экипажа – собрать как можно больше якорей, что может выявить лучший экипаж по номинациям:

«Самый дружный»,
«Самый творческий»,
«Самый интеллектуальный»,
«СУПЕРЭКИПАЖ».
Для индивидуальной системы роста в каждом экипаже разработаны свои знаки успеха.

Набрав 5 отличительных знаков успеха, участник игры получает звание «юнги» и отличительный знак – ленточку голубого цвета, который крепится к одежде при помощи маленькой булавочки.

Те, кто зарабатывает в сумме 10 знаков успеха – присваивается звание «матрос» и выдаётся ленточка зеленого цвета.

Звание «морского волка» и нагрудную ленточку красного цвета получают те, ребята, кто за смену набирает 20 знаков.

1 раз в 3 дня созывается Совет капитанов, который корректирует маршруты судов при помощи жеребьёвки, ведь во время регаты корабль может:

1. Сесть на мель. Чтобы сдвинуть корабль с места надо приложить физические силы. Для этого в экипаже провести спортивное мероприятие «В поисках сокровищ капитана Флинта» или водно-сухопутное соревнование. Может быть и свой вариант.

2. Попасть в шторм. На моряков свалилось сразу всё: и вода, и ветер и т.д. Отряд в течение 3-х дней должен справиться с 5 различными по характеру заданиями.

3. На корабль напали пираты. Этот отряд получил чёрную метку. И между двумя отрядами должно пройти соревнование «Огонь, вода и медные трубы». Если побеждают пираты, то они забирают у соперников 5 миль к своим победным.

4. Рифы. Они могут подстерегать ни о чём не подозревающие экипажи, когда они идут своим курсом. Если экипаж наскочил на них, то он должен составить новый маршрут для плавания (игра на местности по запискам).

5. Штиль – отряд должен сделать сюрприз для других экипажей, чтобы поднять настроение.

6. Попутный ветер. Просто так принесёт команде 5 миль.

Ежедневно каждый экипаж получает 5 миль на карте плюс за победу в конкурсах и соревнованиях. Дежурный вожатый может дать 5 миль за самый чистый отряд в столовой, кубрике и каюте. Совет капитанов по проведению регаты может дать ещё 5 миль за интересное отрядное дело( если оно еще описано и сдано в банк интересных дел).

8. Детское самоуправление

На организационном этапе проходят выборы капитанов, боцманов, мичманов по спорту, радист.

9. Содержательная модель программы

Традиционно из детей формируется 5–6 отрядов. Ребята являются помощниками в организации тематических дней, дел.

Так же в течение смены ребята могут посетить любой кружок по своим интересам. Занятия в кружках ведут вожатые пед. отряда «МАЯК» и носят законченный характер.

1. Спортивные: футбол, волейбол, ПДД «Светофорчик»
2. Творческие: песенный, танцевальный мягкая игрушка, оригами, изонить, биссероплетение. 
3. Интеллектуальный: логические игры.

Каждый отряд в лагере имеет свой неповторимый имидж. Он выражается в: названии экипажа; девизе, символах и атрибутах; законах и традициях отрядной жизни; игровых отрядных условностях, свои особые приветствия, прощания, пожелания успеха, оформлении отрядного уголка.

10. Информационное обеспечение программы «Морское путешествие» осуществляет пресс-центр лагеря.

11. Кадровое обеспечение

Педагогический коллектив нашего лагеря – это педагоги школы, педагогический отряд вожатых «МАЯК», в состав которого входят учащиеся 8–10 классов.

Координатор программы: Шарыпова Светлана Витальевна – старшая вожатая начальных классов школы.

12.Тематическое планирование

День первый:
приход в лагерь, игра по отрядам «Суета сует»; общелагерная игра «Свистать всех наверх!». Отрядные огоньки знакомств.
День второй:
организационные сборы в отрядах; общелагерный вечер знакомств «Путешественники, здравствуйте!», вожатский концерт «На всех парусах»
День третий:
линейка открытия «По следам Синдбада-морехода», «Полный вперёд!», дискотека «На морской волне»
День четвёртый:
занятия в кружках, выпуск стенной газеты «1 день из жизни путешественников»
День пятый:
эколого-спортивный день – старт 1 этапа: индивидуальные соревнования в «Школе юнг» общая большая эстафета «В поисках сокровищ капитана Флинта» «Брейн-ринг».
День шестой:
кружки, музыкальное шоу-программа «Вечер на рейде», «Дневник регаты»– просмотр видеокассеты.
День седьмой:
кружки, отрядное время, первенство по футболу
интеллектуальное шоу «В погоне за морскими призраками»
День восьмой:
день наоборот «Бермудский треугольник»
конкурсная программа «Сардинка, сардинка, сардинка моя…»
сказка «Шиворот-навыворот»
День девятый:
кружки, подготовка к тематическому дню по экипажам «Три в одном»
День десятый:
тематический день «Три в одном»
День одиннадцатый:
соревнование команд «Огонь, вода и медные трубы», конкурсная программа «Ты морячка, я – моряк»
День двенадцатый:
праздник «Нептуна»
День тринадцатый:
праздник «Корабельная кутерьма», конкурсная программа «Лидер и его команда»
День четырнадцатый
подготовка ко Дню Памяти, корректировка курса
«Дневник регаты» (видео), выпуск газеты пресс-центром «1 день из жизни путешественников»
День пятнадцатый
День Памяти
День шестнадцатый
творческий день «С корабля на бал»
День семнадцатый
прощальные отрядные огоньки
детский концерт
День восемнадцатый
ярмарка «Остров сокровищ», линейка закрытия смены – Финиш регаты
вожатский концерт «На всех парусах».

14. Ожидаемые результаты по программе

Результатом реализации программы будет являться оздоровление и отдых более 150 мальчишек и девчонок нашей школы.
В ходе реализации программы «Морское путешествие» мы предполагаем рассматривать ожидаемые результаты смены через:

1. Результаты, актуальные для развития личности ребёнка:

удовлетворение потребности в полноценном отдыхе,
реализация интересов детей, их обогащение и побуждение к новым интересам;
формирование у детей способности к самооценке и рефлексии;
формирование у детей социально-значимой позиции по отношению к окружающему миру и самому себе.

2. Результаты, касающиеся детского объединения:

создание у детей эмоционального настроя на работу во временных детских объединениях.
3. Результаты, способствующие развитию воспитательной системы лагеря:

апробация новой модели лагерной смены;
совершенствование новых методик массовых, групповых, индивидуальных форм работы с детьми;
пополнение копилки форм работы;
развитие опыта деятельности пресс-центра лагеря.

4. Результаты, направленные на педагогический отряд вожатых:

повышение уровня педагогического мастерства;
апробация модели взаимодействия пед. отряда с детским коллективом в рамках сюжетно-ролевой игры «Морское путешествие», самореализация вожатых.

15. Педагогическая диагностика и способы корректировки программы

В лагере осуществляется следующие виды диагностики:

Предварительная диагностика – проводится до начала смены и в оргпериод с целью выявления индивидуальных особенностей детей и корректировки поставленных целей и задач в соответствии с ними.

Текущая диагностика – проводится в основной период смены с целью определения степени успешности в достижении поставленных целей и задач.

Итоговая диагностика
Проблемная диагностика – проводится в случае возникновения проблемной ситуации, относящейся к коллективу в целом, отдельному ребёнку, с целью корректировки данной ситуации.

16. Законы путешественников

Закон дружбы:
Один за всех и все за одного.
Закон времени:
Точность – вежливость королей.
Закон слова и дела:
Критикуя, предлагай. Предлагая, делай.
Закон поднятой руки:
Если поднята рука,
Значит – все молчат пока.
Закон дома:
Лагерь наш – нам общий дом.
Чистоту храните в нём.
Закон песни:
Без песни ни дня, без песни ни шагу.
В ней черпаем творчество, доброту и отвагу.
Закон природы:
Мир природы – мир прекрасный. Не губи её напрасно.

17. Традиции путешественников

Традиция приветствия.
Традиция «Орлятского круга».
Традиция проведения вечерних огоньков.
Традиция «Ни дня без тайн и сюрпризов».
Традиция доброго отношения к песни.
Большая Робинзонада. Праздник Нептуна.


Категория: Пришкольный лагерь | Добавил: nadezhda | Теги: оздоровительный лагерь, Программа, пришкольный оздоровительный лагерь, Воспитание
Просмотров: 7928 | Загрузок: 824 | Рейтинг: 3.2/4
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]