Казачество и государственность: к урокам воспитания патриотизма.
15 Марта 13, 19:09
Ерохин Игорь Юрьевич, PhD
Croydon college, London, U.K.

Казачество и государственность



Работа может служить при подготовке учителя к урокам мужества, краеведение, внеклассной и внешкольной работе по патриотическому воспитанию. Особенно актуальна в свете движения по созданию специализированных казачьих кадетских классов. лицеев, школ, корпусов.

Аннотация.
В статье автор рассматривает становление казачества в системе российского государства, влияние фронтира на его природу, особенности отношения государства к данному сословию, эволюцию взаимоотношений с государством, расстановку приоритетов государства в отношении казаков.
Annotation. In the article the author examines the formation of Cossacks in the Russian state system, the influence of the frontier on his nature, especially the relationship of the state to the estate, the evolution of the relationship with the priorities of the state against the cossacks.
Ключевые слова: государство, государственность, казачество, сословие, фронтир, империя.
Keywords: government, statehood, cossacks, bar, frontier, empire.

Государство всегда играло существенную роль в экономической и социокультурной жизни России и тем более в жизни отдельных сословий – как в форме административно-правового оформления и вмешательства, так и через непосредственное регулирование деятельности. Оно долгие годы было главным феодалом для казачества в ряде ключевых отраслей его жизнедеятельности. Именно самодержавие и его структуры использовало и контролировало казачество как проводника своих имперских замыслов. Данное обстоятельство предопределило эволюцию развития казачества, начиная с XV века.

В мировой и отечественной науке вопросы взаимоотношений казачества и государства получили отражение в трудах Н.И. Никитина, А.П. Скорик, М.А. Рыбловой, Э. Хобсбаума и др. (1, 2, 3, 4). Зарубежная историография не всегда так восторженно оценивала природу казачьей государственности. Казаков XVI-XVII вв. называли и бандитами, которые были отвергнуты государством, но воспринимались как герои в самом крестьянском сообществе (4).

Сегодня отечественные исследователи сохранили стабильный интерес к теме государственности в проблематике казачества. В работах С.А. Кислицына, А.А. Волвенко и многих других проанализированы различные аспекты развития этих взаимоотношений в широких хронологических рамках (5, 6, 7).
Целью данной статьи является раскрыть противоречия и дуализм взаимоотношений казачества с российским государством, проследить, какие стадии прошла их эволюция.

До сих пор казачье движение до конца не вписывается в правовое поле Российского государства, представляя собой источник социально-политического напряжения. Риски, связанные с возможностью и неизбежностью конфликтных ситуаций, складывались как следствие противоречивости самой природы казачества, пытающегося, с одной стороны, сохранить свободу и автономию, а с другой, вписаться в имеющуюся государственную структуру. Это противоречие присутствовало уже с момента зарождения казачества в российском государстве: внешнеполитическая деятельность (охрана рубежей и участие в войнах) не увязывались с лидирующей ролью казачества в крестьянских бунтах и восстаниях.

Государство всегда принимало во внимание эти риски, учитывая, что казачество формировалось преимущественно представителями воинских служилых категорий населения разных государств, расположившихся по разные стороны Дикого поля. С.М. Соловьев и В.О. Ключевский, в свою очередь считали, что казаки – это потомки беглого русского населения, спасавшегося на окраинах государства от крепостного гнёта (3, с.67). Советские историки единодушно полагали, что казаки изначально были связаны с российской государственной системой, а зарождение их культуры рассматривали как логическое продолжение русской крестьянской традиции (1). Н.И. Никитин и А.Л. Станиславский считали, что ранние казачьи сообщества архаичнее общественного устройства Российского государства, а А.Ю. Дворниченко говорил о них как о «параполисе» (параполитейном государстве) (1). Государственный и социальный коды при становлении казачества систематически противопоставляются как взаимоисключающие. Многие авторы настаивают на демократичности и развитости политической системы, например, донских казаков (2, 3). Как бы то ни было, это указывает на сложную (порой дипломатическую) систему отношений, которую государство пыталось выстроить с казаками.



Категория: Преподаватель Вуза | Добавил: IgorErokhin | Теги: методические разработки, казачьи войска, Воспитание, Казаки, этнос, патриотизм, уроки, культура
Просмотров: 3619 | Загрузок: 2 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]