Проект на тему: «Наша речь-буква К»
14 Апреля 16, 13:05 | |
Абрамова Ксения, ученица 1 «А» класса МОУ « Ковернинская средняя школа № 2» Руководитель: Ершова Ольга Валерьевна Содержание 1:Введение 2:Основная часть 3:Заключительная часть ЦЕЛЬ: Способствовать интеллектуально – личностно – деятельностному развитию младших школьников; ЗАДАЧИ: • развивать познавательный интерес к изучению русского языкаи литературного чтения; • углубить и расширить знания и представления детей о букве К; • способствовать повышению культуры речи, обогащению словарного запаса образными выражениями; • научить использовать дополнительные возможности приобретения новых знаний по предмету; • поддерживать в обучающихся стремление к самостоятельности, самопознанию, самоанализу и самооценке через проектную деятельность путем выполнения заданий проекта. Введение: Я выбрала тему: «Наша речь – буква К », потому что мне стало интересно происхождение этой буквы так как мое имя начинается именно с нее (Ксения) и всего алфавита в целом. Для того, чтобы буквы было изучать просто и интересно, я изучила историю возникновения русского алфавита. И выяснила, что слово «алфавит» произошло от названий первых букв греческого алфавита «альфа» + «бета» (правильнее вита) в XVI веке. В русском языке 10 – гласных букв, 21 – согласная буква и 2 буквы: ъ и ь, которые не обозначают звуков. И выяснила, что все запоминается быстрее, если одновременно воздействуешь на различные органы чувств человека. А именно – слух, зрение, осязание. Я решила изучить букву К , чтобы в дальнейшем я могла поделиться этой информацией с родителями, друзьями, одноклассниками и со своим учителем .Моя буква очень интересна в своем происхождении, БУКВА К - 12 БУКВА РУСКОГО АЛФАВИТА. Буква К обозначает согласный глухой звук: ТВЕРДЫЙ (К) И МЯГКИЙ (К’) Буква «К, к» (называется: ка) является буквой всех кириллических алфавитов славян (в болгарском - 11-я, в русском, сербском и белорусском - 12-я, в македонском - 13-я и в украинском - 15-я); есть также в письменностях ряда не славянских народов, там на её базе возникли многие новые буквы, такие как Ҡ, Ӄ, Қ, Ҝ или Ҟ. В церковно- и старославянских азбуках именуется «ка́кѡ» (ц.-с.) либо «ка́ко» (с.-с.), что значит «как». 12-я по счёту в кириллице, форма её выглядит, как , и соответствует числу 20; в глаголице — 13-я по счёту, пишется, как , и означает число 40. Кириллическая буква произошла от греческой Κ, κ (каппа); к каппе или же к семитской письменности возводят также глаголическую: в ряде почерков прослеживается её очевидное сходство с буквой еврейского алфавита «коф» (ק). В почерках средних веков строчную к часто изображали неотличимой от пары сс (это, вероятно, во избежание путаницы, привело к орфографическому правилу, которое действовало до 1917—1918 гг.: приставки воз-, раз-, из- перед с не заменять на вос-, рас-, ис-, что шло в разрез с произношением и древним написанием). СС-образное написание буквы к можно встретить и в печатных книгах, это ярко иллюстрирует шрифт, который в 1588 г. применили для набора «Литовского статута». Буквосочетание ск выглядело как тройное сочетание ссс, а для передачи кс использовалась буква кси (Ѯ). В шрифте гражданском форма кириллической К в заглавном начертании была приближена к греческой и латинской, строчную же писать по образцу k латинского не стали, сохраняя традицию написания её как уменьшенной заглавной. Большинство шрифтов до сих пор сохраняют тонкие различия в написании русской и латинской заглавных К: у 2-й все 3 основные линии прямые, в то время как у 1-й правая часть в той или иной степени криволинейная и фигурная. Использование в русском языке Звучит в русском языке как взрывной глухой согласный [к] либо [к`] (перед е и и смягчается; комбинации с иными смягчающими гласными, а также с ь, не часты и, практически, попадаются лишь в заимствованиях: Кюхельбекер, Кёнигсберг, кьянти, Кяхта; единственным примером в исконно русском слове является ткёт, ткёшь, а также ткёте, ткём — такое произношение возникло недавно, всего 100 лет тому назад употребляли тчёшь, тчёт и т. п.). Почти не сочетается с буквой ы: может быть тоже либо в заимствованиях (Кыргызстан, акын, Кыштым), либо в просторечных словах (Маркыч, кыш, Кыся). С буквой э сочетается тоже лишь в заимствованиях, при этом в подобных случаях обычны вариации в написании е/э: кеб/кэб, саке/сакэ, Кевин/Кэвин, Керри/Кэрри и т. п. Иные значения • Применяется в качестве предлога к, состоящего из 1-ой этой буквы. • Прописным К условно обозначают кельвин — применяемую в Международной системе единиц единицу измерения температуры. • Букву к применяют в качестве приставки «кило-» в системе измерений СИ и других, означающей 1000 или 10³. • К — серия паровозов. Мне хотелось узнать какие сказки начинаются на букву К , загадки , стихи. И нашла очень много произведений, с которыми хочу поделиться в своем проекте. Сказка «Колобок» Загадки Стихи Катя с Ксюшей на качеле С двух сторон качаться сели: Вверх-вниз, вверх-вниз. Накачались – разошлись. И теперь наверняка Будут помнить букву К. *** Краб в аквариуме Ани Грозно щелкает клешнями. И по стеночке идет Вправо, влево, взад, вперед. Крабу за стеклом тоска, Вот и стал он буквой К. *** Кран других машинок выше, Выше дерева и крыши, Кран цепляет груз крюком, Поднимает груз на дом, Донесет до чердака Превратится в букву К. *** У коровушки Буренки Колокольчик новый звонкий. Динь-динь-динь! Динь-динь-динь! Надоел, хоть в речку кинь. Будет он звенеть, пока Не напишешь букву К. Скороговорки Из-под Костромы, из-под Костромшины шли четыре мужчины. Говорили они про торги, да про покупки, Про крупу, да про подкрупки. *** Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет. Если бы Карл у Клары не крал кораллы, то Клара у Карла не крала б кларнет. Королева Клара кавалера Карла строго карала за кражу кораллов. Основная часть Изучив разные источники информации я выяснила что история буквы К и всего алфавита очень интересна ,если человек будет знать буквы то он научится читать, писать, пересказывать прочитанные сказки, придумывать свои истории и писать их . Людям дан великий дар – умение говорить ,общаться друг с другом при помощи слова. Конечно, речь нужна для общения. Некоторые могут возразить, что общаться можно и другими способами: жестами, символами, звуками… Это так. Но всё-таки наиболее самой главной формой общения для человека является речь. Мы общаемся и письменно – через книги. В далекие-далекие времена люди не умели писать и читать. Но умели сочинять прекрасные песни, сказки, различные другие истории. И некоторые из них сохранились до наших дней. Как им это удалось? Люди пересказывали их. В старину всю информацию люди передавали из уст в уста. От бабушек и дедушек к детям, от детей – внукам, и так от поколения к поколению. Вся информация шла из уст в уста. Они использовали устную речь. Шло время. Люди стали пытаться различными знаками обозначать устную речь на письме. Так в жизни человека возникла другая форма речи, письменная речь. Кто же придумал алфавит? "Если хочешь познать истину, начни с азбуки”. Последовав умному совету пословицы, отправимся в интересное путешествие в далекое прошлое, ведь история нашего русского алфавита насчитывает более 1000 лет и хранит немало тайн. Кириллица = 24 греческие буквы + 19 придуманные составителями = всего 43 Запомни: Эс, Эр, Эф, Ха, Цэ, Чэ, Ша, Ща. Буквы-иностранки А, Ф, ы. 29 ноября 1783 года княгиня Екатерина Романовна Дашкова предложила ввести новую букву Ё при написании слова «ЁЛКА» вместо «iолка» И это всё о «Ё»! -Самая молодая буква русской азбуки -Несёт в себе ударение -Признана обязательной в документации. Памятник букве Ё, установленный в Ульяновске История алфавита в русском языке. Сначала аз да буки, а потом и науки. Азбуку учат - на всю избу кричат. Азы да буки избавляют от муки. -Стоять фертом означает горделивую позу человека, подперевшего руки в бока. -Прописывать ижицу - как следует наказать, проучить, высечь. Русский алфавит, которым мы пользуемся сегодня, произошел от славянского алфавита. Его составителями были два священника - братья Константин и Мефодий. Было это очень давно – в 9 веке. На границе с Болгарией находилась одна из крупнейших византийских провинций, столицей был город Солуни. В семье военного чиновника, служившего в Солуни, росли два сына – Константин и Мефодий. Население там было – наполовину греки, наполовину славяне, и поэтому с детства у них – солунских братьев – было 2 родных языка – греческий и славянский. Характеры братьев были очень схожи. Кирилл прилежно учился, осваивал греческий язык, счет, овладевал верховой ездой и воинскими приемами. Но любимым его занятием было чтение книг. Он своим умом и прилежанием приводил в удивление учителей. Быстро изучил грамматику, арифметику, геометрию, астрономию, музыку, знал 22 языка. Интерес к наукам, упорство в учении, трудолюбии – всё это сделало его одним из самых образованных людей Византии. Не случайно его за великую мудрость прозвали философом. В 863 году в Константинополь к греческому царю был приглашён Кирилл, которому было поручено создать славянскую азбуку. Кирилл согласился и уговорил брата Мефодия идти с ним. Они отправились вместе. 24 мая 863 года в граде Плиске братья Кирилл и Мефодий огласили изобретение первого славянского алфавита, «глаголицы». Они перевели на славянский язык богослужебные книги. Начиная с 1987 года, в нашей стране в этот день стал проводиться праздник славянской письменности и культуры. После смерти Кирилла и Мефодия их ученики создали новый славянский алфавит на основе греческого, который был дополнен буквами, заимствованными из глаголицы. Новую славянскую азбуку назвали в память о человеке, который первым его составил. Этот новый алфавит получил название «кириллица» в честь Кирилла. От данной азбуки и происходит наш русский алфавит (а также украинский, белорусский, сербский и болгарский). Итак, братья Кирилл и Мефодий подарили славянам азбуку, которой они пользуются до сих пор. Оригинальность кириллицы проявилась в том, что в ней для обозначения одного звука всегда использовалась одна буква. В течение тысячелетия существования на русской почве кириллица изменилась не очень значительно. «История ума представляет две главные эпохи: изобретение букв и типографии; все другие были их следствием».
Заключительная часть: Работая над проектом, я узнала много нового о происхождении речи, как люди в древние времена, не зная букв могли показать рисунками и символами различные истории как добывался огонь или как они охотились на мамонтов и других животных. Я думаю, что вся эта информация пригодится мне в дальнейшем, я смогу поделится ею с родителями, одноклассниками, учителем, друзьями. Я считаю, что изучать буквы легче, когда это интересно. Дети быстрее запоминают буквы, когда буквы изображены с помощью разного материала и являются объемными. Когда их можно не только увидеть, но и потрогать. Игры, викторины, ребусы, стихи и загадки способствуют закреплению полученных знаний. Список использованной литературы: История. «Я познаю мир». М., АСТ. 1999г. М., «Олма – Пресс. Образование». 2003г. «Наша Родина в прошлом» Беседы по истории России. Н. И. Ворожейкина, Н. Ф. Виноградова. М., 1999г. «Ассоциация XXI века». Большая Российская Энциклопедия. М., 2005г. Баранов М.Т. Русский язык. Справочник для учащихся / М.Т.Баранов, Букварик-смешарик / под ред. М.Корниловой. - М.: Изд-во Эксмо, 2006. - 112 с, ил. Книга азбук в стихах, картинках, песенках и ребусах / под общ. Ред. Л.Чуткова. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2004. Читарик-смешарик / под ред. М.Корниловой. - М.: изд-во Эксмо, 2006. - 112 с., ил. Материалы, которые я использовала для создания мягкой подушки-буквы. | |
| |
Просмотров: 6434 | Загрузок: 1 | |
Всего комментариев: 0 | |