Газман Олег Семёнович
Педагог, кандидат педагогических наук, член-корреспондент РАО, один из теоретиков «коммунарского движения», вдохновитель и разработчик «педагогики поддержки». Поэт и музыкант, один из первых директоров всероссийского пионерского лагеря «Орленок» и подмосковного экспериментального лагеря «Маяк», где положения педагогики поддержки проверялись на практике. В последние годы руководил лабораторией Центра педагогических инноваций РАО. Педагогика поддержки возникла в 80-х гг. в широких педагогических кругах о необходимости предоставления большей свободы для «самостроительства» личности ребенка. О.С. Газман стал одним из когорты ведущих педагогов, связывающих утрату тогдашней моделью образования прогностических функций и подавления экспериментальности в обучении с господствовавшей идеологией «обслуживания» государственных установок. О.С. Газман последовательно проводил постулат о том, что главной обязанностью педагога в воспитании является мягкая, ненавязчивая помощь педагога в саморазвитии, самореабилитации, самоопределении и самоорганизации ребенка. «Растить в себе человека можно только помогая другому быть человеком», - говорил О.С. Газман. Он предлагал индивидуализировать процесс воспитания, для чего педагогу и школьнику необходимо вместе пройти пять взаимосвязанных этапов: - диагностический (установление контакта, вербализация проблем, оценка значимости проблемы) - поисковый (совместный поиск решения проблемы или трудности) - договорный (проектирование и взаимная договоренность о действиях) - деятельностный (поддержка инициативы ребенка, помощь и взаимодействие) - рефлексивный (обсуждение, констатация, осмысление опыта) Реализация этого поэтапного сотрудничества в массовой школе, по мнению, О.С. Газмана, должна привести к гуманизации воспитания, которое соответствовало бы общественной необходимости в строительстве демократического правового государства. «Педагогика поддержки» стала одной из ярких инновационных идей в педагогике конца XX века. Четыре тактики: «защита», «помощь», «содействие» и «взаимодействие» Эти названия отражают тот смысл, который педагогическая поддержка приобретает в зависимости от решаемой задачи. Иногда при решении конкретной ситуации педагог использует одну из тактик, иногда сочетает несколько, следуя меняющейся обстановке, которая открывает новые задачи и возможности. Представим суть этих тактик в изложении Нины Михайловой, Семёна Юсфина, Натальи Касициной — главных наследников «газмановской» лаборатории и продолжателей её идей. ТАКТИКА ЗАЩИТЫ. Её кредо: «Ребёнок не должен оставаться жертвой обстоятельств». Педагог: а) через позицию «педагогической адвокатуры» защищает ребёнка от негативных обстоятельств, блокирующих его активность и развитие; б) через позицию «буфера» смягчает негативные обстоятельства; в) развивает в ребёнке способности избавляться от страха перед обстоятельствами. «Защита» используется в ситуации, когда по тем или иным обстоятельствам ребёнок становится «белой вороной», «гадким утёнком», «не таким, как все», вызывающим раздражение окружающих. Педагог, защищающий ребенка, занимает позицию «педагогической адвокатуры». Данная позиция состоит в том, что «адвокат» согласен с ребёнком, который в ситуации явной неуспешности заявляет: «Я не виновен. Я хочу быть в жизни успешным, и в этом я такой же Человек, как все!» «Педагогическая адвокатура» указывает на то, образовательный процесс для того и существует, чтобы ребёнок обретал в нем условия, позволяющие ему преодолевать проблемы, укрепляя и развивая собственное достоинство. Она квалифицирует как недопустимое, недостойное действие попытку взрослых «клеить на ребёнка ярлык неуспешности» — поскольку это прямое и целенаправленное посягательство на его самооценку, которая способствует стойкому неверию в свои силы, в себя — могущего стать хорошим и достойным человеком, «не хуже всех». «Педагогическая адвокатура» преимущественно действует только на ситуацию внешнюю, по отношению к ребёнку. Она направлена на изменение негативных обстоятельств в случаях, когда от действий самого ребёнка эти обстоятельства не могут измениться к лучшему. Позиция «педагогической адвокатуры» в тактике «защиты» по сути является не столько сугубо профессиональной, педагогической, сколько образовательной, гражданской. Её мог бы занять любой небезразличный человек. «АДВОКАТУРА»: особенности конструктивного поведения. Если взглянуть на ситуацию неуспешности ребёнка с позиции его права на достойное образование, то становится очевидным, что подавляющая часть подобных проблем детей «выросла» из фактов повседневного и постоянного нарушения прав ребёнка взрослыми, в том числе и педагогами. Источник: http://ru.novator.wikia.com/wiki/Газман_Олег_Семёнович | |
| |
Просмотров: 4567 | | |
Всего комментариев: 0 | |