Входим в «класс Френе»
Войдем в класс, который работает по «системе Френе» и постараемся понять, как организована здесь работа. Что отличает его от обычных классов?

Маленькое уточнение перед тем как открыть дверь: идеального «класса Френе» не существует. Когда учителя, желающие побывать в классе, где применяют «техники Френе», просят меня на семинарах (будто заказывают вырезку у мясника): «Мне покажите настоящий класс Френе», я должен разочаровать их: они могут увидеть лишь классы, «идущие по направлению», классы, где используют ту или иную «технику» - иногда это зависит от внешних обстоятельств, иногда от склонностей самого учителя. Последнее имеет большое значение: если вы побываете у учителя, страстно увлеченного фотографией или музыкой, у вас сложится впечатление, что он только и занимается этим делом на уроках – а на самом деле ему удается объяснить большинство понятий школьной программы через эту работу (математику через фотографию, например).

И все же «класс Френе» не перепутаешь с обычными классами. Внимательный наблюдатель без труда подметит некоторые особенности. Учитель, который мало-помалу начинает применять «техники Френе», через некоторое время замечает, что его класс становится другим...

Коллективные проекты.
В этом классе дети работают над коллективными проектами. Я не хотел бы приводить примеры тем проектов, чтобы не вышло путаницы с «проектным методом». Однако, попробуем. Тема, над которой будет работать группа, может быть предложена учителем или самими учениками. Из всех предложений выбирается одно, составляется план работы группы, уточняется содержание работы и определяется время на выполнение этого проекта. Эта работа выполняется всеми детьми сообща; преподаватель, будучи гарантом выполнения принятых решений, при необходимости подталкивает детей к работе и «подпитывает» их интерес. Некоторые виды работ проходят в маленьких группах (при этом нарушается «единство класса») или командах, при четком распеределении ответственности между членами группы.

Индивидуальные проекты.
В таком классе каждый ребенок имеет возможность работать над собственным проектом. Получив свободу, ребенок, к примеру, может захотеть вести исследование любовных отношений у гиппопотамов, но если его проект задевает интересы группы, он должен будет считаться с этим: если его охватывает желание перекрасить все стулья в классе в красный цвет, нужно будет поставить этот вопрос на обсуждение совета класса. Он работает над темой, которая ему больше всего интересна или над темой, в которой у него есть проблемы и поэтому он понимает необходимость дополнительной работы. У него всегда есть под рукой необходимые материалы: в короткий срок он при помощи учителя может найти работы других учеников, карточки, соответствующие страницы учебника, – все, что нужно для того, чтобы найти ответ на собственный вопрос. Если Жан-Жак, к примеру, испытывает трудности в образовании множественного числа существительных, этот вопрос вносится в его индивидуальный план работы на неделю и Жан-Жак получает все необходимые материалы для работы. Таким образом, ребенок получает автономию по отношению как к группе, так и к учителю.

Групповая и индивидуальная работа уравновешивают друг друга; в этих классах стремятся выработать совершенную формулу работы: некоторые понятия лучше усваиваются при групповой работе, другие – при самостоятельной, и иногда приходится сдерживать стремление к чрезмерной индивидуализации. На практике иногда это стремление – как со стороны учеников, так и со стороны учителей - заходит слишком далеко: дети в этом случае отличаются сверхорганизованностью, но они лишены возможности работать сообща. Как и во всем остальном, здесь важна мера.

Власть детей.
В этих классах многие полномочия переданы детям. Чтобы избежать недоразумения, скажем сразу: не вся власть отдана детям, учитель остается хозяином положения, он определяет правила игры и четко определяет границы передаваемых полномочий. Учитель старается объяснять детям необходимость этих границ. И если ученики уже освоили пространство свободы, определенное этим «общественным договором», учитель может смело сказать им о ненужности и бессмысленности того или иного ограничения.

Все это происходит на советах класса – таков закон. Ученики знают, что на советах можно принимать важные решения, касающиеся жизни класса. Учитель стремится передать управление советом (ведение собрания, протокол...) самим ученикам - конечно, если дети, в силу своего возраста, способны выполнять подобные задачи.

Открытость класса.
Дети переписываются с учениками других школ или со взрослыми; класс выходит за пределы школы, устраиваются экскурсии, приглашаются в гости люди, которые могут рассказать что-то полезное, поделиться жизненным опытом.

Класс издает газету.
Все, что происходит внутри класса, имеет выход во внешнюю жизнь: дети имеют возможность самовыражения через газету, которая содержит исключительно результаты их творчества (ничего другого – даже кроссвордов и игр).

Исследовательский дух и «познание на ощупь».
Приветствуется и поддерживается исследовательская работа: коллективная, групповая, индивидуальная. Причем ответы на вопросы ищут не только в книгах – используются аудиозаписи и видеофильмы. Или обращаются непосредственно к человеку. Чтобы понять, как функционирует почта, лучше опросить почтальона с соседнего участка, чем прочитать книгу на эту тему. Всем понятно, и учитель не должен бояться сказать об этом четко и ясно, что никто сегодня (даже директор школы!) не может знать всё - и это значит, что ценностью являются не знания сами по себе, а умение их получать, умение работать. Именно поэтому класс (или школа) оснащены библиотекой – это информационный центр, где дети должны уметь искать нужную информацию и правильно пользоваться ей. Особое значение имеет принцип «познания на ощупь» - он определяет всю учебную работу: минимум уроков «ех cathedra», но много времени для экспериментов, измерений, сравнений, обсуждений - поисков «нехоженых троп».

Приветствуется свободное самовыражение.
В этих классах учитель ждет от детей свободного выражения чувств и мыслей, а не повторения заученных штампов. Он не вывешивает на стену, к примеру, таблиц с правилами, что, впрочем, не исключает использования этих таблиц в случае необходимости. Смысл всей работы заключается в том, чтобы преодолеть скованность и научиться выражать себя через рисунок, движение, театр, музыку, письмо. Надо согласиться, это серьезная программа.

Объединение усилий.
И еще один вопрос – и здесь, наверно, мы столкнемся на практике с самыми большими трудностями - учитель устанавливает правила и порядки, которые поддерживают дух сотрудничества, а не соревнования между учениками. Он осознает, что идет против течения: мнение родителей, общества в целом, телевизионные новости, спортивные таблицы, Тур де Франс, Конкурс королевы Елизаветы, - столкновение неизбежно, рано или поздно.

Но он знает также, что в будущем – и некоторые руководители предприятий, самые дальновидные, начинают это понимать - ни в какой области нельзя будет добиться успеха в одиночку.

Анри Ландруа
Перевод с французского – Р. Курбатов



Источник: http://www.covcheg.org/html/uchitelja_11.php
Категория: Знаменитые педагоги | Добавил: nadezhda (24 Сентября 08)
Просмотров: 2387 | Теги: знаменитые педагоги, класс Френе | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]