Эти выражения и приёмы вызывают у любого человека чувство беспомощности и озлобленности
Выражения и приёмы, которые вы увидите ниже, вызывают у любого человека чувство беспомощности и озлобленности. А дети, как известно, тоже люди. Дело в том, что эти фразы — грубое упрощение, какое используется обычно в общении с животными. С людьми вроде бы вполне целесообразно вести более распространённую беседу. И всё же, и всё же... Покажите мне хоть одного человека, который никогда в жизни не сталкивался хотя бы с одним из этих пунктов. 1. «Страшно подумать, что из вас выйдет» Обычная школа, обычные ученики, и вдруг — тяжелые пессимистические раздумья о судьбах целого класса, поколения и родины. Конечно, никакого ответа учитель на собственный вопрос дать не может. Такой грозный вопрос, даже вздох по будущему отечества не осмысляется сиюминутно и становится просто пустословием. А в учениках подобное разжигает только злобу. «Уж точно на тебя похож не буду», думает ученик, глядя на скучную учительницу. То есть — отвечает ей той же монетой. Зло множит зло. А как иначе? 2. «Как ты дальше жить-то будешь, дохлый такой?» Из этого же разряда рассуждения преподавателей физкультуры о степени «дохлости» или «болезненности» тех или иных учеников. И опять, дело скорее не в том, что такая фраза способна обидеть. Будем откровенны, мнение физрука мало интересует рядового ученика. Но эта фраза удивляет своей бессмысленностью. Ну-ка, вспомните с десяток «дохлых», которые смогли кем-то стать. Вот так думает и ученик, выслушивая своего тренера. 3. «Будешь лопатой махать или в супермаркете овощи грузить» Так преподаватели пугают нерадивых учеников мрачной перспективой их жизни. Но… Часто среди нерадивых (и примерных, впрочем, тоже) учеников встречаются такие, у кого родители как раз «грузят овощи», или эти овощи продают. Получается неудобная ситуация. Не слишком тактичная фраза, да? 4. «В вашем возрасте мы такое себе не позволяли» Традиционная мантра о несносной молодежи. Рифмуется со «что же из вас выйдет». Очередная бессмыслица, негодная для употребления в стенах школы. Редкие ученики избирают себе образцом для подражания среднестатистического ребенка из третьей четверти двадцатого века. И, конечно, своего поведения не устыдится. 5. «Вот будет тебе 18 лет, и делай, что хочешь» Впрочем, о возрасте можно услышать и дома. Пример тому — как раз эта фраза, универсальный аргумент для завершения любого спора в пользу взрослого. Да, иногда такая фраза уместна. А иногда она становится пустой отговоркой и означает: я не буду тебя слушать, твои аргументы ничего не значат, своего мнения я не поменяю, твое дело — подчиняться. Здесь же суждение «когда начнешь зарабатывать, тогда и будет у тебя своё мнение». Пока ты только «кормишься», не обеспечивая семью ничем, ты обязан беспрекословно подчиняться внутренним правилам. Этой фразой часто обрубается неудобный диалог, да еще и проводится сомнительная зависимость между финансовым благосостоянием и правом на мнение. Хотя… 6. «Тебе слова не давали» Эти слова — громкое напоминание, что ты ещё никто. Кстати, иногда так и говорят: ты пока никто. Вот будешь кем-то — поговорим. Опасно и даже недопустимо тыкать подростка в «никто». «Никем» был только Одиссей. И то — в исключительном положении. 7. Речевые штампы Избитая, грубая фраза, используемая в воспитательной работе — это непрофессионально. Действенно? Может быть. Поучительно? Нет. Эти фразы — признак того, что человек, бросающий их, не очень хочет или не очень умеет вести воспитательный диалог. Они не столько даже оскорбляют, сколько злят своей безапелляционной глупостью. Неприятно, особенно в старших классах, слышать от учителей штампы. За время обучения они заучиваются как дважды два, и всякие «леса рук» и «забытые дома головы» звучат скучно. Неужели трудно изобрести что-то новое? Использование штампов сразу же вызывает вопросы. Педагог так оканцелярился, что говорит речью карикатурного учителя? Или он просто не очень умело выстраивает свою речь, наводняя её всякими устаревшими конструкциями? В общем, как школьников учат не использовать в своей речи слова-паразиты, так и должны учить учителей говорить без штампов. 8. Сомнения в умственных и нравственных качествах Лживый, циничный, изворотливый — такие тяжелейшие ярлыки порой вешаются за не соответствующие подобным определениям повинности. А слышать о себе, что ты лживый и циничный всего лишь из-за какого-то прогула — это странно. Любят учителя или родители усугубить, когда ничего циничного в проступке нет. Обычная юношеская глупость. Называть глупость цинизмом — это нужно сильно извернуться. 9. Лишение права на выражение своего мнения У некоторых учеников порой вызывают отторжение «священные темы». Война, блокада, подвиг… Это ведь сакральное, великое — и вдруг всё это не вызывает никакого отклика. Или вызывает (бывает и такое — жёсткий возраст, что поделать) негативный отклик. Кино про войну — неправдоподобное, стихотворение — непонятное, а прозу вообще скучно читать — да и незачем. Ляпнешь такое — и в ответ услышишь, что ты недостойный сын своего Отечества, а родители воспитали нечто глумливое, злобное и неполноценное, не человека вовсе. За «священные темы» достаётся больно. 10. Гиперболизированные обвинения Девочка, не по годам нарядившаяся, становится «я даже говорить не хочу, на кого ты похожа»; драчуны и просто активные, шумные ребята превращаются в «зверей», а те, кто боится признать, например, свою вину за какой-либо проступок, становятся «фашистами». Такие сравнения выглядят слишком тяжёлыми, будто стокилограммовые гири вешают на шею «дохлым» ученикам — вот примерно такая нестройная нелепица получается. В этом тексте не защищаются от злобных учителей безвинные ученики, а от родителей — дети. В этом тексте приведены те фразы, при помощи которых, как правило, сложно положительно повлиять на подростка. Эти фразы — упрощение: как по форме, так и по смыслу. Можно ведь вообще все упростить до предела — вернуть телесные наказания. Но это же не наш путь? А меня когда-то в детстве обвиняли в том, что я не краснею. Отчитывают — а я не краснею, и все. Упрекали: вот хам, наглец, натворил дел — и даже не краснеешь, не стыдно тебе, значит. Дело было в том, что от страха я бледнел.
Источник: https://newtonew.com/discussions/how-to-humiliate-a-child | |
| |
Просмотров: 1811 | | |
Всего комментариев: 0 | |