Компьютер в начальной школе

Вопрос о применении компьютера в начальной школе стоит давно. К сожалению, в ряде школ вводится курс информатики с первого класса, в котором детям, пусть даже в игровой форме, но даются понятия информации, ее видов, понятия простейших алгоритмических конструкций - ветвления, цикла. Это совершенно неверный подход, характерный для программистов, не владеющих методикой преподавания в начальной школе, так как он не учитывает возрастных особенностей ребенка. С пятого класса все эти понятия усваиваются легче, быстрее и качественнее.

Курс "Развитие ребенка с помощью компьютера" ведется в школе № 24 с 1 по 4 класс. Этот курс не ставит своей целью изучение информатики, а направлен на решение задач, стоящих перед учителем начальных классов. Для поддержки курса созданы пакеты компьютерных игр, предназначенных для формирования или закрепления учебных навыков по математике, чтению, русскому языку, а также игры на развитие внимания, памяти, мышления, словесные игры. При создании компьютерных программ ставилась цель реализовать две основные идеи:

  • компьютер необходимо использовать только там, где он действительно дает больший эффект по сравнению с традиционным обучением;
  • игра - лучший способ обучения ребенка.

Этот курс должен и может вести учитель начальной школы при условии, что загрузкой программ перед уроком и обслуживанием техники во время урока занимается лаборант. Программы достаточно просты, поэтому учителя начальной школы быстро обучаются работе с ними.

В методическом пособии к курсу приводятся планы уроков и тематическое планирование, построенное в соответствии с учебной программой конкретного класса. Это позволяет учителю легче освоить курс и использовать компьютер в своей работе, как новое средство обучения. Тематическое планирование учитель может изменять, в зависимости от уровня развития детей и в зависимости от того, какая задача в данную конкретную неделю выдвигается на первый план по учебным предметам.

Учитель, решающий вопрос о применении компьютера в начальной школе, должен чувствовать, где и в чем компьютер может быть полезен. Компьютер - хороший инструмент, но он влияет на здоровье и нервную систему ребенка. Ученику начальной школы нельзя работать за компьютером более 20 минут. Поэтому и возникает проблема использовать эти 20 минут с наибольшей эффективностью. Очень важно для учителя - уметь выбирать приоритеты обучения и развития ребенка на каждом возрастном отрезке. Наш курс разделен на три части. Первая часть включает словесные игры, тренажеры на устный счет, игры на развитие внимания и памяти; во второй части курса к ним добавляются игры орфографического тренинга по русскому языку, простейшие логические игры; в третьей - более сложные логические игры, скорочтение, языковые головоломки.

Другая, не менее важная компонента курса - игры, в которые мы играем с детьми без компьютера. Цели этих игр те же, это - развитие памяти, внимания, мышления, совершенствование учебных навыков. Два этих типа игр, компьютерные и обычные, дополняют друг друга.

Использование наших компьютерных программ на уроках выигрывает по сравнению с традиционным обучением по ряду причин:

1. Сздается творческая положительно-эмоциональная атмосфера на уроке: использование красивой графики, сказочной оболочки в обучающих программах приводит к тому, что дети с нетерпением ждут компьютерных уроков и мотивация обучения очень высока. Для этого же используется эффект новизны: различные сказочные оболочки для игры с одной и той же учебной целью позволяют поддерживать постоянный интерес ребенка.

2. Игровая цель выходит на первый план по сравнению с учебной целью, поэтому удается добиться косвенности обучения, а косвенное обучение самое прочное и неутомительное. Ребенок спасает космическую станцию от метеоритов, а решается задача совершенствования навыков устного счета. Ребенок ищет выход из пещеры дракона, а развивается его память и внимание.

3. Происходит интенсификация обучения. Ребенок постепенно, каждый в своем темпе, решает, например, за 20 минут около 30 языковых головоломок или 30-40 примеров на устный счет, причем мгновенно получает оценку правильности своего решения.

4. Возможность добиться успеха за небольшой промежуток времени, вызывает желание работать еще и еще. Поэтому игра должна быть доступной для ребенка, иметь несколько уровней по времени или по сложности. Один цикл игры не должен занимать более 3-4 минут, чтобы за 20 минут работы ребенок мог освоить несколько уровней и ощутить результативность игры.

5. Параллельно у ребенка формируется потребность использовать компьютер как инструмент, который помогает ему учиться. Он осваивает клавиатуру, знает значение основных клавиш, умеет ввести требуемую информацию, исправить ошибку, т.е. приобретает навыки пользователя.

На первый план эти цели не ставятся, они формируются косвенно. Самая главная цель курса - развитие ребенка с помощью компьютера. Почти все игры нашего пакета являются учебными оболочками, в которые учитель может вложить свои задания. Это позволяет успешно настраивать программу на методику учителя, а не учителю подстраиваться под программный продукт. Доступность и легкость настройки - достаточно важная характеристика, которой должны обладать педагогические программные продукты. Если учитель видит целесообразность использования компьютера, как обучающего средства, у него возникает желание освоить это средство и применять его на уроках. Результатом шестилетней методической работы в нашей школе является тот факт, что все 13 учителей младших классов сами ведут компьютерные уроки. Формируется система коррекционной работы с использованием компьютера. Так постепенно происходит внедрение НИТ в процесс обучения и перестройка сознания учителя предметника, без которой это внедрение невозможно.



Источник: http://www.ito.su/1995/b/kapustin.html
Категория: Методический кабинет | Добавил: Dina (08 Апреля 09) | Автор: Капустина Е.В
Просмотров: 4586 | Теги: икт, Игра | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]