«По приказу Министерства образования и
науки домашние задания в 1-м классе отсутствуют. Но все же, какое
задание можно давать на дом первоклассникам, если они хотят выполнять
домашнюю работу как «взрослые ученики»?»
В самом вопросе Т.П. Мельниковой заложена основная часть ответа: Домашние задания в первом классе не задаем!
Но у части учителей существуют опасения. Как же мы научим чему-либо
детей без домашнего задания, если у нас (по нормам СаНПиН) на уроке
письма первоклассникам разрешается писать 8 минут? На уроке обучения
грамоте или чтения за 35 минут сколько времени мы сможем уделить
каждому ребенку? Те же проблемы с математикой и окружающим миром, не
говоря уже о таких предметах, как трудовое обучение или рисование, ведь
пока дети приготовятся к уроку... урок и закончится! И
родители боятся того же. Ответственные и заинтересованные стараются
нагрузить ребенка: диктуют диктанты, решают примеры - то есть начинают
изобретать нагрузку для ребенка вместо учителя. Наша задача - внушить
родителям мысль, что делать этого ни в коем случае не стоит.
Итак, учителю нужно, с одной стороны, поверить в своих учеников и не
нагружать их, с другой стороны, убедить родителей, чтобы те не
стремились придумывать «специальные» домашние задания для детей.
Объясните родителям, что главное сейчас - не натренировать навыки
детей, а развить психологические функции, необходимые для продуктивной
учебной деятельности. Вот какие советы можно дать. 1.
Читайте вместе с ребенком книги по очереди (причем взрослый должен
читать гораздо больше). Главная задача родителя - не «натаскать» малыша
на быстрое чтение, а привить ему интерес к чтению. Опасайтесь, чтобы
ребенок не сделал для себя вывод: это «трудно и неинтересно».
Подумайте, получит ли удовольствие от прочитанного первоклассник, если
он еле-еле читает по слогам? 2. Развивайте запоминание зрительных
образов букв (это очень пригодится первокласснику на уроках письма).
Предлагайте ему найти разные буквы в компьютере, в книгах, сделать из
пластилина, проволоки... На улице вместе с ребенком рассматривайте и
читайте вывески, объявления. Не надо нагружать его писанием бесконечных
строчек букв. Ведь если ребенок еще не умеет правильно писать букву, а
мама просит многократно написать ее, то результат, увы, предсказуем:
рука ребенка «запоминает» неправильное движение, формируется навык
неправильного написания. Дорогие родители, вы хотели добиться такого
эффекта? 3. Помогайте ребенку осознавать смысл арифметических
действий - например, определяйте вместе с малышом, где предметов
больше, а где - меньше, на любых бытовых примерах: яблоки и конфеты,
этажи и ступеньки, карандаши и птички... Не стоит вырабатывать
«показательные» навыки - например, умение по порядку называть числа до
100 («Мой-то умеет до ста считать, а у соседей - только до 50!»). Есть
ли в этом другой смысл, кроме родительского тщеславия? 4. Постоянно
обращайте внимание ребенка на явления и закономерности окружающего мира
- это ваш лучший вклад в изучение не только предмета «Окружающий мир»,
но и в общее развитие ребенка. Вокруг нас так много вещей, которые
могут вызвать детское удивление, пробудить исследовательский интерес.
Не заучивайте параграфы, а беседуйте с ним обо всем, что привлечет его
внимание. «Почему зимой рано темнеет?», «Как работает телевизор?»,
«Расскажи мне про динозавров...» И чем больше таких вопросов задает
ребенок, тем лучше! 5. Пробудите его творческую фантазию: все
операции, которым первоклассник должен научиться на уроках труда и
рисования, он освоит в школе. А вы лучше спросите своего
первоклассника: «Какое у тебя сегодня настроение? Нарисуй его».
Предложите: «Давай вместе будем раскрашивать» или «Давай склеим эту
поделку» (сейчас продается огромное количество книг-раскрасок или книг
с моделями, чертежами, выкройками). И еще несколько советов психологического плана, которые тоже пригодятся родителям первоклассников.
Наблюдайте и разговаривайте, обсуждайте с ребенком ВСЕ, что происходит
вокруг него и с ним в окружающем мире, в том числе на экране
(телевизора, кинотеатра, монитора). Хвалите его за интересные вопросы. Ответы на них вы можете найти вместе с ним в книгах, в Интернете. Спрашивайте, что было ему интересно, что он запомнил, чего не понял. Мастерите и рисуйте вместе с ребенком то, что ему интересно, и то, что вы сами умеете и любите. Любите успехи (это легко!) и неудачи (а это трудно!) вашего ребенка. Будьте с ним рядом всегда и везде, доверяйте ему.
Мы начали разговор о том, что могут предложить своим первоклассникам
родители с домашними заданиями. А что мы, учителя, можем предложить
тем, кто очень хочет выполнять домашнее задание? Например, следующее:
подумать, какие еще слова с новым звуком они знают; выучить
понравившуюся загадку или найти другие загадки об этом предмете;
понаблюдать погоду в течение дня, чтобы на уроке завтра к этому можно
было вернуться; принести то, что они рисуют или раскрашивают дома и
т.п. Арсенал таких заданий безграничен. Конечно, он зависит от опыта и
фантазии учителя, но каждый педагог может найти то, что его ученики
будут делать легко, с интересом и пользой для себя, выполняя домашнее
задание «как большие». (Журнал «Практика образования, №1, 2007 г.)
|